Напоминание

Дифференцированный подход к обучению как средство повышения качественных показателей освоения математики в колледже.


Автор: Тутикова Наталья Георгиевна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБПОУ" Канский политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Канск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированный подход к обучению как средство повышения качественных показателей освоения математики в колледже.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тутикова Наталья Георгиевна.

Дифференцированный подход к обучению как средство повышения качественных

показателей освоения математики в колледже.

Одной из основных целей, стоящих перед преподавателем колледжа, является

обеспечение

высокого

уровня

качества

знаний

студентов

по

изучаемому

предмету.

Математика,

как

известно,

всегда

была

одной

из

наиболее

сложных

дисциплин

для

понимания и усвоения. Необходимо не просто ознакомить обучаемого с темой урока и

рассказать о сути вопроса, а так преподнести материал урока, чтобы студент понял его,

запомнил и смог применить полученные знания при выполнении упражнений. И именно

от старания преподавателя зависит необходимый уровень качества знаний, которым в

идеале должен овладеть каждый студент.

Для

выполнения

этой

довольно

сложной

задачи

педагогическая

наука

предусматривает большое количество разных способов, подходов, методов и приемов

обучения. Причем они абсолютно разные. Некоторые из них разработаны сравнительно

недавно

(например,

информационные

технологии),

а

другие

имеют

многолетнюю

историю.

В

частности,

индивидуальное

обучение

имеет

почти

двухсотлетнюю

педагогическую историю. Еще в начале 19 века в России появились первые работы по

становлению и развитию индивидуальных способностей детей.

Дифференцированный

(индивидуальный)

подход

к

каждому

обучающемуся

является,

с

моей

точки

зрения,

необходимым

приемом

при

изучении

математики

в

учебных заведениях среднего профессионального образования.

Дети, поступившие в колледж после девятого класса, имеют разный уровень

базовой

подготовки

по

предмету.

Поэтому

без

индивидуального

подхода

к

их

дальнейшему обучению обойтись практически невозможно, так как уже

в сентябре

месяце на первых уроках в колледже выясняется, что одни и те же упражнения легко

выполняются

одними

студентами

и

являются

непреодолимой

преградой

для

других.

Пробелы

в

знаниях

отдельных

студентов

выявляются

довольно

быстро

и

именно

дифференцированный подход в обучении таких детей способствует освоению предмета на

требуемом уровне. При этом обучающийся не чувствует дискомфорта на уроке из-за того,

что уровень его подготовки гораздо ниже, чем уровень других учащихся.

Основная цель дифференцированного подхода заключается в создании условий

для получения качественных знаний по всей программе обучения и

всестороннего

развития личности каждого студента. Это практически единственная форма организации

учебного процесса, при которой происходит учет особенностей обучаемых детей.

Нужно сказать, что дифференцированный подход - это не только индивидуальная

работа со именно со слабым учеником, предложение ему более простых упражнений для

выполнения,

постоянное

внимание

и

контроль

со

стороны

преподавателя.

Дифференцированный подход предполагает такую же работу со студентами всех ступеней

подготовки, подбор упражнений и заданий того уровня, который они смогут выполнить,

при

этом

получив,

как

правило,

хорошую

или

отличную

оценку

и

большое

удовлетворение от работы, самореализации своих способностей.

Такой подход к обучению позволяет дать студентам первого курса гораздо более

высокую базовую подготовку по математике, что положительным образом скажется в

последующие годы обучения при освоении специальных профессиональных дисциплин.

Имеется достаточное количество примеров, когда студенты, имеющие большие пробелы в

математике еще со школы, на первом курсе подтягивались в учебе и в дальнейшем

благодаря своим усилиям и старанию успешно осваивали специальные дисциплины.

На самом деле, при индивидуальном подходе к обучению качество знаний растет

вверх достаточно быстро. Лишь отдельные обучающиеся не могут преодолеть «троечный»

рубеж, как правило, в силу причин, никак не связанных со способностями студента, так

как изначально «умным» или «глупым» не рождается никто. Причины явного отставания в

учебы

часто

связаны

с

проблемами

в

семье,

со

слабым

здоровьем,

элементарным

неумением соблюдать режим дня, просто с недисциплинированностью студента. Но при

тесной

взаимосвязанной

работе

преподавателя,

классного

руководителя,

заведующего

отделением со студентом, его семьей, в подавляющем большинстве случаев наступает

ситуация успеха и достижение практически всех поставленных перед студентом целей.

Дифференцированный

подход

при

изучении

математики

как

науки

наиболее

сложной

для

большинства

обучающихся,

предполагает

не

только

получение

знаний

высокого качества, но и содержит воспитательную составляющую. Именно в процессе

работы студента при выполнении индивидуальных практических заданий формируется

способность ориентироваться в ситуации, принимать решение, причем быстро, с учетом

ограниченного времени. Также вырабатывается трудолюбие, чувство ответственности за

работу

и

чувство

собственного

достоинства.

Это

особенно

важно

при

подготовке

к

будущей трудовой деятельности. Педагог при этом обязан создать оптимальные условия

для каждого обучающегося.

Перед тем, как начать требовать от студента каких-то результатов обучения,

преподаватель обязан как можно глубже изучить личность студента на предмет изучения

математики: гибкость его ума, быстроту усвоения

темы,

умения выделить главное,

память, внимательность, работоспособность, отношение к учебе и предмету в целом.

Кроме этого, преподаватель должен правильно оценивать состояние здоровья

студента

и

как

следствие,

возможность

быстрого

утомления

на

уроках.

На

уроке

иатематики

и

во

внеурочное

время

у

преподавателя

имеется

масса

возможностей

применить в своей работе именно дифференцированный подход, который может включать:

1 Чередование индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Группы

могут состоять из студентов одного уровня подготовки. Более подготовленная группа,

например, может самостоятельно выполнять задание по новому материалу раньше других,

а

следующая

группа

нуждается

в

повторном,

дополнительном,

более

подробном

объяснении материала. Можно разбить студентов на группы так, что в каждой будут как

сильные, так и слабые студенты. Необходимо отметить, что разделение студентов на те

или иные группы зависит изначально от целей урока, поставленных преподавателем.

2.

Дифференциация

заданий

для

различных

групп

студентов.

Возможно

выполнение

многовариантной

практической

или

проверочной

работы,

карточки

с

заданиями уровня А,В,С. Оценка выполнения ставится обязательно с учетом способностей

обучаемого. Очень желательно действовать по принципу «кому больше дано, с того

больше

и

спрашивается».

Известная

поговорка

точно

отражает

основную

сущность

дифференцированного подхода к обучению ребенка. 3. Изучение нового материала в

индивидуально различном темпе. В частности, предполагает подробное рассмотрение у

доски одного-двух «образцовых» примеров для сильных и четырех-пяти для более слабых

студентов.

4. Дифференциация заданий для работы на уроке и дома. К примеру, при изучении

темы

«Интеграл»

более

сильным

студентам

предлагается

задание

на

нахождение

и

вычисление интегралов тремя способами, более слабым достаточно выполнить эту же

работу одним способом. Если слабый студент верно найдет и вычислить интегралы двумя

способами, то получит высокую оценку, что естественно способствует повышению уровня

и качества знаний в целом.

5.

Разноуровневые

задания

на

одну

и

ту

же

тему.

Этот

подход

наиболее

распространен и является отличной мотивацией студентов к получению высоких оценок.

6. Обязательное осуществление помощи студентам, а также

поощрение за хорошую работу, за старание, причем независимо от уровня подгото

вки. Поощрение особенно важно для слабых детей,

о н о способствует формированию

положительного настроя на уроке, желания работать и зарабатывать хорошие

оценки.

При постоянном, ежедневном использовании п р е п о д а в а т е л е м вышеуказанных

возможностей

р е з у л ь т а т н

е з

а с т а в и т себя долго ждать.

Более слабые студенты начинают верить в свои силы,

стремятся хорошо работать,

стараются на каждом уроке получить высокую оценку, что очень важно как для самого ст

удента, так и для образовательного процесса в целом, так как качество полученных знаний

улучшается.

Одна из основных задач преподавателя состоит в том , чтобы создать наиболее

оптимальные условия для осуществления учебной работы как на занятии в колледже, так

и дома при выполнении домашнего задания. Могут быть полезны такие методические

приемы,

как

индивидуальная

и

парная

работа,

групповая,

фронтальная

работа,

разноуровневая

самостоятельная

работа,

взаимопроверка

в

процессе

работы

и

обязательный

контроль

со

стороны

преподавателя,

работа

над

ошибками,

Иногда

возникает необходимость в повторном объяснении материала, причем это происходит на

занятии, а не на внеурочной консультации.

Привлекательность урока напрямую зависит от форм, методов и способов подачи

материала. Стремление студентов к знаниям существенно зависит от индивидуального

подхода к каждому обучающемуся, развивается чувство ответственности за результат

обучения,

пробуждается

желание

изучать

математику,

и

как

итог

-

улучшение

качественных показателей по предмету в учебном заведении.



В раздел образования