Диагностика – как метод определения и развития музыкальных способностей
Автор: Фан Инна Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 5 города Южно-Сахалинска" Населённый пункт: Южно-Сахалинск Наименование материала: статья Тема: Диагностика – как метод определения и развития музыкальных способностей Раздел: дополнительное образование
Инна Викторовна Фан
МБУДО «Детская музыкальная школа №5
города Южно-Сахалинска»
преподаватель
Диагностика – как метод определения и развития музыкальных
способностей
Актуальность данного вопроса
Диагностика
– как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки
педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров
музыкальности ребёнка, выявить как сильные, так и слабо развитые его компо-
ненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать реальное
состояние искомого качества у воспитанника и направить свою профессиональ-
ную деятельность на организацию помощи.
Потребность в объективных музыкально – нормативных характеристик с каж-
дым годом все более возрастает так как образовательная система требует гибко-
го, индивидуального подхода, разработки вариативных, личностно - ориентиро-
ванных образовательных программ.
Выявление музыкальности ребёнка происходит зачастую в условиях экзамена-
ционно – отборочного тест – контроля, что создает атмосферу излишней нервоз-
ности. Результаты такой диагностики являются искаженными и не совсем объек-
тивными и поэтому не могут отражать реальную картину.
Компонентами музыкально-исполнительского дарования ребенка являются, с
одной стороны, комплекс природных физических музыкально-слуховых данных,
и с другой стороны – развивающихся музыкально-исполнительских способно-
стей.
К первому комплексу относятся – показатели музыкального слуха, ритма, музы-
кальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Второй комплекс объемнее, многограннее и включает в себя музыкально-
исполнительские и общие способности. Здесь может идти речь и о таких каче-
ствах, как творческая инициатива при воспитании музыки, эмоционально-слухо-
вая чуткость при прочтении авторского текста, четкость и быстрота исполни-
тельских реакций, организованность в работе, воля к преодолению трудностей и
т.д.
Несомненно успех музыкального воспитания и образования, в том числе и спе-
циального, во многом зависит от правильного определения уровня музыкальных
способностей.
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуаль-
ной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что пер-
вая попытка её решения датирована 1883 годом и принадлежит К. Штумпфону –
основоположнику музыкальной психологии.
Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?
1.
До сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности.
2.
Музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природ-
ного (врожденного), социального и индивидуального.
3.
Проявление способностей всегда индивидуально.
4.
Существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других
и поиска новых адекватных диагностических методов.
Для чего нужна?
Она тесно связана с исследованием музыкальности ребенка, изучением её ин-
дивидуальной структуры. Результаты диагностики позволяют педагогам гра-
мотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуаль-
ного развития.
Основные музыкальные способности – это явление комплексное . Следова-
тельно, наличие хотя бы одной музыкальной способности свидетельствует и об
остальных составляющих комплекса. Развитие музыкальных способностей в
практике музыкального образования понимается не только развитие специаль-
ных, профессиональных навыков, а прежде всего развитие общих способностей ,
таких как восприятие, ощущение, внимание, образная память, воля, воображе-
ние, мышление.
Все прекрасно знают, что при поступлении детей в музыкальную школу выяв-
ляются только поверхностные грани способностей детей. Это связано с не совер-
шенствованием проводимых экзаменационных испытаний, так и малым сроком
знакомства с детьми.
Прежде всего, сегодня нет ни одного теста или комплекса экзаменационных за-
даний, позволяющих сразу с первой встречи с ребёнком, точно выявить наличие
основных музыкальных способностей и их качество. Педагогам довольно много
известно случаев, когда дети, которые на приёмных испытаниях не отличались
яркими музыкальными способностями, но в процессе планомерных занятий по-
казывали более яркие результаты и наоборот.
На мой взгляд первостепенное внимание надо уделить выявлению музыкаль-
ности. Главное, как реагирует ребенок на музыкальное содержание, и насколько
образно и эмоционально его воспринимает.
Отсюда можно сделать вывод, что музыкальность – как специальная способ-
ность личности имеет универсальное проявление в человеческой деятельности:
1 . Обеспечивает адекватное восприятие и осмысление интонации речи и музы-
кального языка.
2. Способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памя-
ти.
3. Стимулирует воображение и развитие образной сферы.
2
4. Активно содействует развитию эмоционально волевых качеств и работо-
способности.
Цель данных исследований:
1.
Констатировать уровень имеющихся музыкальных способностей, эмоцио-
нальной отзывчивости и мотивации к обучению.
2.
Проследить динамику развития музыкальных способностей и других пси-
хических процессов.
3.
На основе полученных данных сделать выводы и дать рекомендации.
Предмет исследования:
Дети от 6,5 до 8 лет поступающие в музыкальную школу (отделение фортепи-
ано).
Методы диагностики:
- собеседование, наблюдение, анкетирование
- составление индивидуальных планов учащихся
- технические зачеты, контрольные уроки, академические концерты, конкур-
сы различных уровней
Диагностирование детей должно проходить планомерно на протяжении пер-
вого года обучения и состоять из нескольких этапов.
Этапы исследования:
I этап (Констатирующий) включает в себя результаты вступительных экзаме-
нов.
II этап (Промежуточный) включает в себя прослушивание учащихся 1 класса,
проходит в конце декабря.
III этап (Контрольный) включает в себя прослушивание учащихся 1 класса,
оценивание результатов выступления и рекомендации, проходит в конце мая.
Подведение результатов, анализ и выводы – 7 год (выпускной класс).
Предполагаемый прогноз:
Диагностическая карта выпускника , где проанализированы все промежуточ-
ные этапы диагностирования и по и тогам которой составляется "модель "
выпускника. Основные параметры по которым проходит анализ выпускника:
I. Интеллект.
II. Работоспособность.
III. Музыкальность.
IV. Уровень усвоения З.У.Н. (уровень обученности)
V. Критерии полезности обучения (для себя, для родителей, безразлично, нра-
вится).
Если мы хотим, чтобы учебный процесс в максимально возможной мере раз-
вивал учеников, необходимо при выборе форм, методов и средств обучения осу-
ществлять дифференцированный подход, который позволяет максимально кон-
кретизировать учебные задачи, содержание, а также контроль и оценку результа-
тов. Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучше-
нием преподавания, более точной диагностикой развития ребенка, раскрытия его
творческого потенциала. Ориентиром служат потребности и реальные возможно-
3
сти конкретного ученика, а критерии помогают определить и корректировать
слабые стороны учащегося. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь
констатацией полученных результатов, он требует научно обоснованного объяс-
нения, интерпритации и прогностических рекомендаций.
Для этого служат следующие критерии
1. Актуальный уровень развития, установленный для соответствующей возраст-
ной группы.
2. Диапазон индивидуальных различий в музыкальном развитии.
3. Условия предшествующего музыкального развития.
Поэтому педагогу, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формиро-
вать, необходимо четко представить себе не только КАК НАДО, но и ЧТО кон-
кретно следует развивать, КАКИЕ именно составляющие музыкальности необ-
ходимо сформировать у ребёнка. В этом должны нам помочь составление и ана-
лиз диагностических карт. Анализ результатов диагностики помогает сделать
более качественные выводы и скорректировать дальнейшую педагогическую де-
ятельность. Все эти выводы привели к мысли провести диагностику в стенах
своей школы.
I. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (май-сентябрь)-констатирующий этап.
Это первое знакомство с ребенком, где изучается уровень каждого музыкального
компонента, которые позволят не только прогнозировать потенциал развития
изучаемых свойств личности, но и более точно определить содержание последу-
ющей педагогической работы.
Действующие сейчас методы обнаружения природных данных, далеко не пол-
ностью удовлетворяют требования объективной оценки возможностей ребенка.
Опыт показывает, что нередко дети, не выявившие на приёмных испытаниях до-
статочно определившихся музыкально-слуховых данных, впоследствии, в про-
цессе обучения, успешно развиваются в музыкальном отношении. И наоборот,
наличие хороших слуховых возможностей не всегда означает дальнейшее
успешное музыкальное развитие ученика. При проверке нужно обращать внима-
ние на такие музыкально психологические свойства, как степень устойчивого
слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные
музыкальные образы, чёткость двигательной реакции на ритмические образы,
выразительность интонирования в пении.
В диагностическую карту поступающих мы включили следующие параметры.
1.Уровень музы-
кальных способ-
ностей
2. Уровень эмоци-
ональной отзыв-
чивости
3. Уровень разви-
тия мотивации
4. Рекомендации
Уровень музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости проверя-
ется по трем критериям: высокий, средний, низкий.
4
Критерии оценивания уровня эмоциональной отзывчивости.
1 балл (низкий)
2 балла (средний)
3 балла (высокий)
- ребёнок малоэмоциона-
лен, равнодушен
- не проявляет активного
интереса
- не способен к самостоя-
тельности
- присутствует эмоцио-
нальная отзывчивость
- есть интерес к музы-
кальной деятельности,
желание включиться в
неё, несмотря на некото-
рые затруднения в вы-
полнении заданий
- ребёнок нуждается в
помощи педагога
- присутствует творческая
активность ребёнка само-
стоятельность, инициати-
ва
- быстрое осмысление за-
даний, выразительное его
выполнение без помощи
взрослого
Критерии оценивания уровня мотивации
1 балл (низкий)
2 балла (средний)
3 балла (высокий)
- поверхностный интерес
- не дослушивает до кон-
ца задания
- часто переключает вни-
мание
- не проявляет активно-
сти в выполнении зада-
ний
- предпринимает попыт-
ки выразить музыкаль-
ные образы
- суждения и оценки по
поводу музыкальной дея-
тельности не всегда обос-
нованы
- при выполнении зада-
ний требуется помощь
педагога
- интерес к музыкальной
деятельности устойчи-
вый, отдаёт ей предпочте-
ние
- суждения и оценки по
поводу музыкальной дея-
тельности мотивированы,
объективны, содержа-
тельны
- задания выполняет
самостоятельно
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
Приемные экзамены обязательно нужно проводить в 2 этапа: это консультации
и сами экзамены. Причем дети должны быть поделены на возрастные группы и
выбраны задания, соответствующие возрасту. Группы не должны превышать 5-6
человек.
1.
Звуковысотный мелодический слух – это способность улавливать связь
между звуками, запомнить и воспроизвести их. Умение определять знако-
мые мелодии, тембр, регистр, выявляется с помощью различных форм пе-
ния. Сначала предлагается спеть знакомые мелодии, но если они сложны
5
интонационно и ритмически, следует предложить более доступные. Струк-
тура доступных, легко воспринимаемых мелодий должна быть по началу
представлена в преобладающем движении с устойчивым завершением на
тонике, например, «Как под горкой, под горой», «Василёк», «Во саду ли, в
огороде». Но как показывает практика, многие из детей вообще не знают
песен. Поэтому желательно на консультации выучить какую-то одну не-
большую песню, которую дети будут исполнять на экзамене.
2.
Для проверки эмоциональной сферы в первую очередь обращают на выра-
зительность исполнения, передачу характера, чувств, смысловых и дина-
мических акцентов. Можно предложить лёгкие попевки, построенные на
вопросе и ответе, например, " Киска, где была? Молочко пила". Игровые
задания: «Выбери музыку», «Музыкальная поиграй-ка» - выбор музыкаль-
ного инструмента, «Хочу дослушать».
3.
При проверки ритмических навыков можно на консультации разучить с
детьми не трудное произведение, используя шумовой оркестр. Ритмиче-
ское чувство так же может устанавливаться при проверке слуха в пении.
Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у детей не толь-
ко в чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движе-
нии. При испытании ритмических способностей, следует особое внимание
уделять ощущению пульсации.
4.
Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью выяв-
ления слуховых задатков. Свойства этой памяти обнаруживаются в процес-
се пения мелодических построений различной протяженности.
5.
Для проверки уровня мотивации и интеллекта рекомендую провести бе-
седу-анкету, где можно выявить характерные особенности отношения к
музыке у детей.
Вопросы для беседы:
- Что такое музыка? Какую музыку ты любишь?
- Что ты больше любишь – петь, танцевать или рисовать?
- Если тебе нравится петь, то какие песни больше любишь петь, а какие
слушать?
- Поют ли твои родители?
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Приходилось ли тебе ис-
полнять музыку на каком-либо инструменте?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Какие?
- Какие исполнители тебе больше нравятся?
II. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (декабрь).
Педагог уже в достаточной мере познакомился с учеником, с его интересами,
увлечениями. Дети уже начали играть на выбранном инструменте. Происходит
более близкий контакт с родителями, так как без их помощи начальное обучение
невозможно.
6
На этом этапе можно уже более глубоко распознать, выявить и проанализиро-
вать те качества, которые, может быть, не были увиденны на вступительных эк-
заменах. На этом этапе уже можно подобрать наиболее эффективные методы с
помощью которых могут быть объективно определены уровни развития измеряе-
мого свойства. К тем параметрам, которые у нас были в предыдущей карте, мы
добавляем следующие:
Уровень сформированно-
сти навыков, игровой
аппарат
Психологическая харак-
теристика ребёнка
Перспективы развития
III. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (май)-контрольный этап.
Предлагается более углубленно проанализировать не только способности уча-
щихся, но и то, что они усвоили и приобрели в течение учебного года. Кроме ис-
полнения концертной программы, которая включает 3 разнохарактерных произ-
ведения (оценивается по пятибалльной системе), поводятся игры-тесты.
Игры-тесты на выявление уровня темпо-ритмической музыкаль-
ной способности.
1.
"МЕЛЬНИЦА".
Исполняется произведение Д. Кабалевского "Клоуны". Детям предлагается
делать вращательные движения каждой рукой поочередно, но заостряется мо-
мент на том, что нужно слушать темп, если он меняется, изменяя быстроту
движений.
Критерии:
- высокий уровень – быстро реагирует на изменение темпа.
- средний уровень – иногда сбивается.
- низкий уровень – не чувствует темповые изменения в музыке.
2. "НАСТОЯЩИЙ МУЗЫКАНТ".
Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инстру-
ментах, например фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне), про-
стой мелодии. Выбирается простейшая детская песенка, например "В траве
сидел кузнечик", ребенку показывается основной звук, который исполняется
двумя руками через октаву. В случае правильного исполнения предлагается
менять темп.
Критерии:
- высокий уровень – правильное исполнение ребенком своей пар
тии в разных темпах, а также ускорение и замедление.
- средний уровень – правильное исполнение только в двух темпах.
- низкий уровень – сбивчивое и незавершенное исполнение.
3. "ЛАДОШКИ".
7
Выбирается простейшая детская песня, вместе с детьми поется и одновремен-
но прохлопывается ритмически. А затем "прячим" голос и "поем" одними ла-
дошками. В усложненном варианте выучивается несколько песен, а потом по
ритму ребенок должен узнать мелодию.
Критерии:
- высокий уровень – безошибочно справляется с заданием.
- средний уровень – воспроизведение метра с одним-двумя метроритмиче-
скими нарушениями.
- низкий уровень – не узнает ни одной мелодии и не может ее метро-ритми-
чески воспроизвести.
Примечание. В силу того, что ритмические тесты несут в себе все характери-
стики метрической и темповой регуляции двигательных реакций, можно сде-
лать обобщенный вывод о развитии темпо-метрической способности.
Игры-тесты на выявление уровня звуковысотного чувства.
1.
2.
"КУДА ИДЕТ МЕЛОДИЯ".
Детям предлагается послушать простейшие попевки с явно выраженным дви-
жением мелодии, например "Василек", "Как под горкой под горой" и опреде-
лить, движение мелодии: вверх или вниз?
Критерии:
- высокий уровень – показывает движение всех мелодий.
- средний уровень – показывает движение 1-2 мелодий.
- низкий уровень – не может ничего показать.
2. "НАЙДИ СПРЯТАННЫЙ ЗВУК".
Ребенку предлагается отвернуться, на инструменте исполняется какой-нибудь
звук и показывается примерное расстояние, где его можно найти. Ребенок пу-
тем попеременного нажатия клавиш пытается отыскать нужную ноту. Опреде-
ление на слух разного количества звуков, взятых одновременно
Критерии:
- высокий уровень – справляется со всем заданием полностью.
- средний уровень – допускает незначительные ошибки.
- низкий уровень – не справляется совсем.
3. "ПОВТОРИ МЕЛОДИЮ".
Это задание могут составить простые попевки или песенки, заранее разучен-
ные ребенком или предложенные педагогом.
Критерии:
- высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное, исполне-
ние мелодических линий в диапазоне октавы и более.
8
- средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетра-
хордов (вверх – вниз по направлению к тоники) в удобном для ребенка диапа-
зоне.
- низкий уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по
направлению к тоническому звуку в диапазоне терции.
Игры – тесты на выявления уровня чувства тембра.
1."У КАЖДОГО СВОЙ ГОЛОС".
Подбираются картинки или игрушки (из киндеров) различных зверей, голоса,
которых соответствуют регистрам и октавам инструмента. И предлагается по-
играть в игру, когда ребенок отворачивается, ему проигрывается мелодия в
разных регистрах, а он должен расставить игрушки или картинки.
Критерии:
- высокий уровень – определяет всё.
- средний уровень – не более 5 мелодий.
- низкий уровень – не более 2 мелодий.
Игры – тесты на выявление эмоциональной отзывчивости.
1."МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ".
Детям предлагается для слушанья музыкальный фрагмент, желательно с ко-
торым они не были знакомы ранее. Могут быть использованы детские музы-
кальные циклы: Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, С.Майкапара,
П.Чайковского, А.Гречанинова и др. И предлагается, прослушав музыку –
1 вариант – подобрать слова, которые могут охарактеризовать услышанное
произведение,
2 вариант – подобрать образы или картинки, а можно даже нарисовать свою.
3 вариант – двигаться под музыку так, каким бы хотелось представить себя
во время её звучания.
Критерии:
- высокий уровень – сумел самостоятельно определить содержание музыкаль-
ного фрагмента.
- средний уровень – сумел правильно определить, но с помощью педагога.
- низкий уровень – неправильное определение.
В дальнейшем анализ можно проводить в конце каждого учебного года или
делать промежуточные диагностики на каких-то определенных отрезках обу-
чения.
Исследования в области диагностики послужили искать ответы на вопросы:
1.
На сколько музыкальные способности развиваются и оказывает ли это раз-
витие на дальнейшее обучение в целом.
9
2.
Являются ли способности определяющим фактором при окончании обуче-
ния.
И вот в этом году можно подвести первые результаты и сделать определен-
ные выводы.
В 2008 г. на фортепианное отделение было принято 19 учащихся. Как пока-
зывает анализ проведенный по итогам диагностики, Учащиеся со средни-
ми музыкальными данными – 73,7%, с низкими – 26,3%,
8 уч-ся было
предложено повторный год обучения.
По результатам анализа выпуска 2015г. – 1 уч-ся закончил обучение до-
срочно , 1 уч-ся закончил обучение в этом году и 3 уч-ся на следующий год.
Итого отсев составил - 73,6%.
Проанализировав диагностические карты выпускницы этого года (И Ани-
та), я сделала следующие выводы:
Поступление -2008 г.
слух
ритм
память
эмоции
навыки
мотивация
Оценка на
экзамене
2
2
2
2
2
2
5
Выпуск -2015 г.
слух
ритм
память
эмоции
навыки
мотивация
Оценка на
экзамене
2
2
3
2
3
3
5
Можно сделать вывод, что ребенок за время обучения повысил свои ре-
зультаты, но всё-таки я думаю, что не музыкальные способности сыграли
решающую роль, а мотивация к обучению.
Вывод: Диагностика в настоящее время становится неотъемлемой частью
педагогической психологии. Безусловно, использование диагностических ме-
тодов в педагогической практике музыкального воспитания требует хорошей
психологической подготовки специалиста.
Положительный момент диагностических карт в том, что принципы её по-
строения позволяют проанализировать источники ошибок в ходе образова-
тельного процесса. Так же эти задания могут носить функции тренировочного
характера. Не пренебрегайте диагностическими процедурами: очевидно, что
воспитание и развитие возможно только при внимательном изучении ребёнка,
анализе реальной педагогической ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у де-
тей// Вопросы психологии. 1982. №5.
10
2.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997.
3.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967.
4.
Ляшко Т.В. Через игру к творчеству. М.. 1994.
5.
Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль,
1997.
6.
Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича и
Е.М. Борисовой. – М., 1997.
7.
Юдовина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству (Азбука музы-
кально-творческого саморазвития). М., 1997.
11