Напоминание

Диагностика – как метод определения и развития музыкальных способностей


Автор: Фан Инна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 5 города Южно-Сахалинска"
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Диагностика – как метод определения и развития музыкальных способностей
Раздел: дополнительное образование





Назад





Инна Викторовна Фан
МБУДО «Детская музыкальная школа №5 города Южно-Сахалинска» преподаватель
Диагностика – как метод определения и развития музыкальных

способностей

Актуальность данного вопроса

Диагностика
– как научная отрасль психопедагогики призвана дать в руки педагога «инструменты» измерения уровня развития тех или иных параметров музыкальности ребёнка, выявить как сильные, так и слабо развитые его компо- ненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог научно обосновать реальное состояние искомого качества у воспитанника и направить свою профессиональ- ную деятельность на организацию помощи. Потребность в объективных музыкально – нормативных характеристик с каж- дым годом все более возрастает так как образовательная система требует гибко- го, индивидуального подхода, разработки вариативных, личностно - ориентиро- ванных образовательных программ. Выявление музыкальности ребёнка происходит зачастую в условиях экзамена- ционно – отборочного тест – контроля, что создает атмосферу излишней нервоз- ности. Результаты такой диагностики являются искаженными и не совсем объек- тивными и поэтому не могут отражать реальную картину.

Компонентами музыкально-исполнительского дарования ребенка являются, с одной стороны, комплекс природных физических музыкально-слуховых данных, и с другой стороны – развивающихся музыкально-исполнительских способно- стей. К первому комплексу относятся – показатели музыкального слуха, ритма, музы- кальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Второй комплекс объемнее, многограннее и включает в себя музыкально- исполнительские и общие способности. Здесь может идти речь и о таких каче- ствах, как творческая инициатива при воспитании музыки, эмоционально-слухо- вая чуткость при прочтении авторского текста, четкость и быстрота исполни- тельских реакций, организованность в работе, воля к преодолению трудностей и т.д. Несомненно успех музыкального воспитания и образования, в том числе и спе- циального, во многом зависит от правильного определения уровня музыкальных способностей.
Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуаль- ной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что пер- вая попытка её решения датирована 1883 годом и принадлежит К. Штумпфону – основоположнику музыкальной психологии.
Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?
1. До сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности. 2. Музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природ- ного (врожденного), социального и индивидуального. 3. Проявление способностей всегда индивидуально. 4. Существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
Для чего нужна?
Она тесно связана с исследованием музыкальности ребенка, изучением её ин- дивидуальной структуры. Результаты диагностики позволяют педагогам гра- мотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуаль- ного развития.
Основные музыкальные способности – это явление комплексное
. Следова- тельно, наличие хотя бы одной музыкальной способности свидетельствует и об остальных составляющих комплекса. Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования понимается не только развитие специаль- ных, профессиональных навыков, а прежде всего развитие
общих способностей
, таких как восприятие, ощущение, внимание, образная память, воля, воображе- ние, мышление. Все прекрасно знают, что при поступлении детей в музыкальную школу выяв- ляются только поверхностные грани способностей детей. Это связано с не совер- шенствованием проводимых экзаменационных испытаний, так и малым сроком знакомства с детьми. Прежде всего, сегодня нет ни одного теста или комплекса экзаменационных за- даний, позволяющих сразу с первой встречи с ребёнком, точно выявить наличие основных музыкальных способностей и их качество. Педагогам довольно много известно случаев, когда дети, которые на приёмных испытаниях не отличались яркими музыкальными способностями, но в процессе планомерных занятий по- казывали более яркие результаты и наоборот. На мой взгляд первостепенное внимание надо уделить выявлению
музыкаль-

ности.
Главное, как реагирует ребенок на музыкальное содержание, и насколько образно и эмоционально его воспринимает. Отсюда можно сделать
вывод,
что
музыкальность
– как специальная способ- ность личности имеет универсальное проявление в человеческой деятельности:
1
. Обеспечивает адекватное восприятие и осмысление интонации речи и музы- кального языка.
2.
Способствует развитию произвольного внимания и всех видов слуховой памя- ти.
3.
Стимулирует воображение и развитие образной сферы. 2

4.
Активно содействует развитию эмоционально волевых качеств и работо- способности.
Цель данных исследований:
1. Констатировать уровень имеющихся музыкальных способностей, эмоцио- нальной отзывчивости и мотивации к обучению. 2. Проследить динамику развития музыкальных способностей и других пси- хических процессов. 3. На основе полученных данных сделать выводы и дать рекомендации.
Предмет исследования:
Дети от 6,5 до 8 лет поступающие в музыкальную школу (отделение фортепи- ано).
Методы диагностики:
- собеседование, наблюдение, анкетирование - составление индивидуальных планов учащихся - технические зачеты, контрольные уроки, академические концерты, конкур- сы различных уровней Диагностирование детей должно проходить планомерно на протяжении пер- вого года обучения и состоять из нескольких этапов.
Этапы исследования:
I этап (Констатирующий) включает в себя результаты вступительных экзаме- нов. II этап (Промежуточный) включает в себя прослушивание учащихся 1 класса, проходит в конце декабря. III этап (Контрольный) включает в себя прослушивание учащихся 1 класса, оценивание результатов выступления и рекомендации, проходит в конце мая. Подведение результатов, анализ и выводы – 7 год (выпускной класс).
Предполагаемый прогноз:

Диагностическая карта выпускника
, где проанализированы все промежуточ- ные этапы диагностирования и по и тогам которой составляется
"модель
" выпускника. Основные параметры по которым проходит анализ выпускника: I. Интеллект. II. Работоспособность. III. Музыкальность. IV. Уровень усвоения З.У.Н. (уровень обученности) V. Критерии полезности обучения (для себя, для родителей, безразлично, нра- вится). Если мы хотим, чтобы учебный процесс в максимально возможной мере раз- вивал учеников, необходимо при выборе форм, методов и средств обучения осу- ществлять дифференцированный подход, который позволяет максимально кон- кретизировать учебные задачи, содержание, а также контроль и оценку результа- тов. Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучше- нием преподавания, более точной диагностикой развития ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Ориентиром служат потребности и реальные возможно- 3
сти конкретного ученика, а критерии помогают определить и корректировать слабые стороны учащегося. Однако диагноз не должен ограничиваться лишь констатацией полученных результатов, он требует научно обоснованного объяс- нения, интерпритации и прогностических рекомендаций. Для этого служат следующие
критерии
1. Актуальный уровень развития, установленный для соответствующей возраст- ной группы. 2. Диапазон индивидуальных различий в музыкальном развитии. 3. Условия предшествующего музыкального развития. Поэтому педагогу, прежде чем начинать над чем-то работать, что-то формиро- вать, необходимо четко представить себе не только КАК НАДО, но и ЧТО кон- кретно следует развивать, КАКИЕ именно составляющие музыкальности необ- ходимо сформировать у ребёнка. В этом должны нам помочь составление и ана- лиз
диагностических карт.
Анализ результатов диагностики помогает сделать более качественные выводы и скорректировать дальнейшую педагогическую де- ятельность. Все эти выводы привели к мысли провести диагностику в стенах своей школы. I. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (май-сентябрь)-констатирующий этап. Это первое знакомство с ребенком, где изучается уровень каждого музыкального компонента, которые позволят не только прогнозировать потенциал развития изучаемых свойств личности, но и более точно определить содержание последу- ющей педагогической работы. Действующие сейчас методы обнаружения природных данных, далеко не пол- ностью удовлетворяют требования объективной оценки возможностей ребенка. Опыт показывает, что нередко дети, не выявившие на приёмных испытаниях до- статочно определившихся музыкально-слуховых данных, впоследствии, в про- цессе обучения, успешно развиваются в музыкальном отношении. И наоборот, наличие хороших слуховых возможностей не всегда означает дальнейшее успешное музыкальное развитие ученика. При проверке нужно обращать внима- ние на такие музыкально психологические свойства, как степень устойчивого слухового внимания, быстрота эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы, чёткость двигательной реакции на ритмические образы, выразительность интонирования в пении. В диагностическую карту поступающих мы включили следующие параметры. 1.Уровень музы- кальных способ- ностей 2. Уровень эмоци- ональной отзыв- чивости 3. Уровень разви- тия мотивации 4. Рекомендации Уровень музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости проверя- ется по трем критериям: высокий, средний, низкий. 4

Критерии оценивания уровня эмоциональной отзывчивости.
1 балл (низкий) 2 балла (средний) 3 балла (высокий) - ребёнок малоэмоциона- лен, равнодушен - не проявляет активного интереса - не способен к самостоя- тельности - присутствует эмоцио- нальная отзывчивость - есть интерес к музы- кальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некото- рые затруднения в вы- полнении заданий - ребёнок нуждается в помощи педагога - присутствует творческая активность ребёнка само- стоятельность, инициати- ва - быстрое осмысление за- даний, выразительное его выполнение без помощи взрослого
Критерии оценивания уровня мотивации
1 балл (низкий) 2 балла (средний) 3 балла (высокий) - поверхностный интерес - не дослушивает до кон- ца задания - часто переключает вни- мание - не проявляет активно- сти в выполнении зада- ний - предпринимает попыт- ки выразить музыкаль- ные образы - суждения и оценки по поводу музыкальной дея- тельности не всегда обос- нованы - при выполнении зада- ний требуется помощь педагога - интерес к музыкальной деятельности устойчи- вый, отдаёт ей предпочте- ние - суждения и оценки по поводу музыкальной дея- тельности мотивированы, объективны, содержа- тельны - задания выполняет самостоятельно РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ Приемные экзамены обязательно нужно проводить в 2 этапа: это консультации и сами экзамены. Причем дети должны быть поделены на возрастные группы и выбраны задания, соответствующие возрасту. Группы не должны превышать 5-6 человек. 1. Звуковысотный мелодический слух – это способность улавливать связь между звуками, запомнить и воспроизвести их. Умение определять знако- мые мелодии, тембр, регистр, выявляется с помощью различных форм пе- ния. Сначала предлагается спеть знакомые мелодии, но если они сложны 5
интонационно и ритмически, следует предложить более доступные. Струк- тура доступных, легко воспринимаемых мелодий должна быть по началу представлена в преобладающем движении с устойчивым завершением на тонике, например, «Как под горкой, под горой», «Василёк», «Во саду ли, в огороде». Но как показывает практика, многие из детей вообще не знают песен. Поэтому желательно на консультации выучить какую-то одну не- большую песню, которую дети будут исполнять на экзамене. 2. Для проверки эмоциональной сферы в первую очередь обращают на выра- зительность исполнения, передачу характера, чувств, смысловых и дина- мических акцентов. Можно предложить лёгкие попевки, построенные на вопросе и ответе, например, " Киска, где была? Молочко пила". Игровые задания: «Выбери музыку», «Музыкальная поиграй-ка» - выбор музыкаль- ного инструмента, «Хочу дослушать». 3. При проверки ритмических навыков можно на консультации разучить с детьми не трудное произведение, используя шумовой оркестр. Ритмиче- ское чувство так же может устанавливаться при проверке слуха в пении. Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у детей не толь- ко в чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движе- нии. При испытании ритмических способностей, следует особое внимание уделять ощущению пульсации. 4. Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью выяв- ления слуховых задатков. Свойства этой памяти обнаруживаются в процес- се пения мелодических построений различной протяженности. 5. Для проверки уровня мотивации и интеллекта рекомендую провести бе- седу-анкету, где можно выявить характерные особенности отношения к музыке у детей. Вопросы для беседы: - Что такое музыка? Какую музыку ты любишь? - Что ты больше любишь – петь, танцевать или рисовать? - Если тебе нравится петь, то какие песни больше любишь петь, а какие слушать? - Поют ли твои родители? - Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Приходилось ли тебе ис- полнять музыку на каком-либо инструменте? - Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Какие? - Какие исполнители тебе больше нравятся? II. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА (декабрь). Педагог уже в достаточной мере познакомился с учеником, с его интересами, увлечениями. Дети уже начали играть на выбранном инструменте. Происходит более близкий контакт с родителями, так как без их помощи начальное обучение невозможно. 6
На этом этапе можно уже более глубоко распознать, выявить и проанализиро- вать те качества, которые, может быть, не были увиденны на вступительных эк- заменах. На этом этапе уже можно подобрать наиболее эффективные методы с помощью которых могут быть объективно определены уровни развития измеряе- мого свойства. К тем параметрам, которые у нас были в предыдущей карте, мы добавляем следующие: Уровень сформированно- сти навыков, игровой аппарат Психологическая харак- теристика ребёнка Перспективы развития III. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (май)-контрольный этап. Предлагается более углубленно проанализировать не только способности уча- щихся, но и то, что они усвоили и приобрели в течение учебного года. Кроме ис- полнения концертной программы, которая включает 3 разнохарактерных произ- ведения (оценивается по пятибалльной системе), поводятся игры-тесты.
Игры-тесты на выявление уровня темпо-ритмической музыкаль-

ной способности.
1. "МЕЛЬНИЦА". Исполняется произведение Д. Кабалевского "Клоуны". Детям предлагается делать вращательные движения каждой рукой поочередно, но заостряется мо- мент на том, что нужно слушать темп, если он меняется, изменяя быстроту движений. Критерии: - высокий уровень – быстро реагирует на изменение темпа. - средний уровень – иногда сбивается. - низкий уровень – не чувствует темповые изменения в музыке. 2. "НАСТОЯЩИЙ МУЗЫКАНТ". Игра предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инстру- ментах, например фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне), про- стой мелодии. Выбирается простейшая детская песенка, например "В траве сидел кузнечик", ребенку показывается основной звук, который исполняется двумя руками через октаву. В случае правильного исполнения предлагается менять темп. Критерии: - высокий уровень – правильное исполнение ребенком своей пар тии в разных темпах, а также ускорение и замедление. - средний уровень – правильное исполнение только в двух темпах. - низкий уровень – сбивчивое и незавершенное исполнение. 3. "ЛАДОШКИ". 7
Выбирается простейшая детская песня, вместе с детьми поется и одновремен- но прохлопывается ритмически. А затем "прячим" голос и "поем" одними ла- дошками. В усложненном варианте выучивается несколько песен, а потом по ритму ребенок должен узнать мелодию. Критерии: - высокий уровень – безошибочно справляется с заданием. - средний уровень – воспроизведение метра с одним-двумя метроритмиче- скими нарушениями. - низкий уровень – не узнает ни одной мелодии и не может ее метро-ритми- чески воспроизвести.
Примечание.
В силу того, что ритмические тесты несут в себе все характери- стики метрической и темповой регуляции двигательных реакций, можно сде- лать
обобщенный вывод
о развитии темпо-метрической способности.
Игры-тесты на выявление уровня звуковысотного чувства.

1.
2. "КУДА ИДЕТ МЕЛОДИЯ". Детям предлагается послушать простейшие попевки с явно выраженным дви- жением мелодии, например "Василек", "Как под горкой под горой" и опреде- лить, движение мелодии: вверх или вниз? Критерии: - высокий уровень – показывает движение всех мелодий. - средний уровень – показывает движение 1-2 мелодий. - низкий уровень – не может ничего показать. 2. "НАЙДИ СПРЯТАННЫЙ ЗВУК". Ребенку предлагается отвернуться, на инструменте исполняется какой-нибудь звук и показывается примерное расстояние, где его можно найти. Ребенок пу- тем попеременного нажатия клавиш пытается отыскать нужную ноту. Опреде- ление на слух разного количества звуков, взятых одновременно Критерии: - высокий уровень – справляется со всем заданием полностью. - средний уровень – допускает незначительные ошибки. - низкий уровень – не справляется совсем. 3. "ПОВТОРИ МЕЛОДИЮ". Это задание могут составить простые попевки или песенки, заранее разучен- ные ребенком или предложенные педагогом. Критерии: - высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное, исполне- ние мелодических линий в диапазоне октавы и более. 8
- средний уровень – опевание тоники и последовательное исполнение тетра- хордов (вверх – вниз по направлению к тоники) в удобном для ребенка диапа- зоне. - низкий уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции.
Игры – тесты на выявления уровня чувства тембра.
1."У КАЖДОГО СВОЙ ГОЛОС". Подбираются картинки или игрушки (из киндеров) различных зверей, голоса, которых соответствуют регистрам и октавам инструмента. И предлагается по- играть в игру, когда ребенок отворачивается, ему проигрывается мелодия в разных регистрах, а он должен расставить игрушки или картинки. Критерии: - высокий уровень – определяет всё. - средний уровень – не более 5 мелодий. - низкий уровень – не более 2 мелодий.
Игры – тесты на выявление эмоциональной отзывчивости.
1."МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ". Детям предлагается для слушанья музыкальный фрагмент, желательно с ко- торым они не были знакомы ранее. Могут быть использованы детские музы- кальные циклы: Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, С.Майкапара, П.Чайковского, А.Гречанинова и др. И предлагается, прослушав музыку –
1 вариант
– подобрать слова, которые могут охарактеризовать услышанное произведение, 2 вариант – подобрать образы или картинки, а можно даже нарисовать свою. 3 вариант – двигаться под музыку так, каким бы хотелось представить себя во время её звучания. Критерии: - высокий уровень – сумел самостоятельно определить содержание музыкаль- ного фрагмента. - средний уровень – сумел правильно определить, но с помощью педагога. - низкий уровень – неправильное определение. В дальнейшем анализ можно проводить в конце каждого учебного года или делать промежуточные диагностики на каких-то определенных отрезках обу- чения. Исследования в области диагностики послужили искать ответы на вопросы: 1. На сколько музыкальные способности развиваются и оказывает ли это раз- витие на дальнейшее обучение в целом. 9
2. Являются ли способности определяющим фактором при окончании обуче- ния. И вот в этом году можно подвести первые результаты и сделать определен- ные выводы. В 2008 г. на фортепианное отделение было принято
19
учащихся. Как пока- зывает анализ проведенный по итогам диагностики, Учащиеся со средни- ми музыкальными данными –
73,7%,
с низкими –
26,3%,

8
уч-ся было предложено повторный год обучения. По результатам анализа выпуска 2015г.
– 1
уч-ся закончил обучение до- срочно
, 1
уч-ся закончил обучение в этом году и
3
уч-ся на следующий год. Итого отсев составил -
73,6%.
Проанализировав диагностические карты выпускницы этого года (И Ани- та), я сделала следующие выводы:
Поступление -2008 г.
слух ритм память эмоции навыки мотивация Оценка на экзамене
2

2

2

2

2

2

5

Выпуск -2015 г.
слух ритм память эмоции навыки мотивация Оценка на экзамене
2

2

3

2

3

3

5
Можно сделать вывод, что ребенок за время обучения повысил свои ре- зультаты, но всё-таки я думаю, что не музыкальные способности сыграли решающую роль, а мотивация к обучению.
Вывод:
Диагностика в настоящее время становится неотъемлемой частью педагогической психологии. Безусловно, использование диагностических ме- тодов в педагогической практике музыкального воспитания требует хорошей психологической подготовки специалиста. Положительный момент диагностических карт в том, что принципы её по- строения позволяют проанализировать источники ошибок в ходе образова- тельного процесса. Так же эти задания могут носить функции тренировочного характера. Не пренебрегайте диагностическими процедурами: очевидно, что воспитание и развитие возможно только при внимательном изучении ребёнка, анализе реальной педагогической ситуации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей у де- тей// Вопросы психологии. 1982. №5. 10
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 1997. 3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1967. 4. Ляшко Т.В. Через игру к творчеству. М.. 1994. 5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997. 6. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 1997. 7. Юдовина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству (Азбука музы- кально-творческого саморазвития). М., 1997. 11


В раздел образования