Автор: Кондратьева Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №126
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект
Тема: Непосредственная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы "По законам Архимеда"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия для детей
подготовительной к школе группы
«По законам Архимеда»
Цель:
Развивать у детей познавательный интерес, умение самостоятельно
действовать в соответствии с предложенным заданием.
Задачи:
О:
Продолжать учить детей измерять объём твёрдых, сыпучих веществ с
помощью
условной
меры.
Совершенствовать
действия
экспериментального
характера.
Р: Развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать,
умения делать выводы.
В: Воспитывать умение работать в команде, договариваться, распределять
обязанности.
Средства и оборудование:
Презентация. Задание «Найди по проекциям»:
проекции
зданий
города,
образцы. Задание
для
команды
№1
«Шаблоны
для
изготовления кирпичей»
- мерки, листы бумаги, ножницы, простые карандаши,
схемы изготовления шаблонов, большие контейнеры для результатов измерения,
поднос; задание для команды №2«Взвесить камни для изготовления части стены
дома» - простые карандаши, камни, весы чашечные, баночки для взвешенных
камней,
модели
гирь,
карты
для
занесения
результатов
работы,
большие
контейнеры для ёмкостей с взвешенными камнями, поднос; задание для команды
№ 3 «Раствор для укладки кирпичей» - рецепт изготовления раствора, ёмкости с
водой, песком, крахмалом, сосуд для смешивания, мерные стаканчики, ложки
(металлические и пластиковые), большие контейнеры для ёмкостей с замешенным
раствором, поднос.
Задание «На какую высоту поднимется вода, если в разные
ёмкости с водой положить различные предметы» - сосуды с водой и нанесёнными
на них рисками, ёмкости с камнями, песком, шурупами, карты для занесения
результатов
работы.
Интерактивные
игры:
«Найди
по
тени
здание
Нижнего
Новгорода»
-
иллюстрации
со
зданиями
Нижнего
Новгорода
(Дмитриевская
башня, Кукольный театр, Государственный банк, Нижегородская ярмарка, дворец
и усадьба Рукавишникова) и тени к ним; «Что из чего сделано?» - иллюстрации
построек (иглу, чум, юрта, изба, землянка) и материал из которого они сделаны;
«Композиции в проекции» -
здания, выполненные из геометрических фигур
(виды сверху данных зданий).
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Коля, Оля, Архимед».
Ход занятия:
Действия воспитателя
Действия детей
Воспитатель
предлагает
детям
расшифроватьпиктограмму
(изображение планеты Земля и метра).
Воспитатель
интересуется,
кто
такой «геометр», чем он занимался и
какого великого учёного геометра дети
знают.
Слайд №3.Фото Архимеда
Воспитатель
предлагает
детям
совершить
путешествие
на
«машине
времени» в древний город Сиракузы,
где жил и работал Архимед.
Слайд №4. Фото «Сиракузы»
Воспитатель
предлагает
детям
выполнить
задание
для
того,
чтобы
«машина времени» заработала.
Задание «Найди по проекциям»
Слайд №5. Фото «Задумавшегося
Архимед»
Воспитатель рассказывает детям о
том,
что
царь
Сиракуз ГиеронII
дал
Дети стоят полукругом.
Дети расшифровывают пиктограмму,
и у них получается слово «геометр».
Дети рассказывают о великом учёном
«геометре» - Архимеде, специалисте по
геометрии.
Дети
рассаживаются
за
столы
в
соответствии
со
своей
эмблемой
и
цветом кружка на столе.
Каждая
команда
выбирает
капитана
своей команды.
Капитаны команд подходят к общему
столу и по 4 проекциям (2 вида сбоку,
1спереди
и
1
сзади)
находят
своё
здание.
Ч л е н ы
к о м а н д
п р о в е р я ю т
правильность
выполнения
задания
(сверяют найденные здания с образцами
в папках на столах).
задание Архимеду: подобрать материал
для
постройки
прочных
стен
нового
дворца.
Слайд №6. Фото «Дворец»
Воспитатель
предлагает
детям
помочь
Архимеду
и
выполнить
задания.
З а д а н и е
д л я
кома н д ы
№1
«Готовим
шаблоны
кирпичей
для
постройки дворца»
Задание для команды №2 «Подбери
камни
для
строительства
стен
дворца»
З а д а н и е
д л я
к о м а н д ы
№ 3
«Подготовь раствор
для
укладки
кирпичей»
Используя условные мерки, дети
делают шаблоны кирпичей, которые в
дальнейшем будут использоваться при
постройке
элементов
дворца
(для
фасада,
кровли,
перекрытия,
арки,
фрески дворца);
Используя
чашечные
весы,
дети
взвешивают
камни,
при
помощи
у с л о в н ы х
м е р о к .
Р е з у л ь т а т ы
записывают на картах.
Используя
мерки
по
инструкции
(мерные
стаканчики),
дети
готовят
раствор для укладки кирпичей.
В о с п и т а т е л ь
о к а з ы в а е т
затрудняющимся детям помощь.
Слайд
№7.
Фото
«Весёлый
Архимед»
Воспитатель
благодарит
детей
за
оказанную помощь Архимеду.
Слайд
№8.
Фото
«Ёмкости
для
воды»
Воспитатель
предлагает
детям
занимательные игры с водой.
Задание
«Определи,
от
чего
зависит уровень подъёма жидкости в
стакане».
Воспитатель
оказывает
помощь,
затрудняющимся детям.
Слайд
№9.
Фото
«Изобретения
Архимеда»
Воспитатель рассказывает детям об
изобретениях Архимеда.
Слайд
№11
-
15.
Задания
для
интерактивной игры.
Далее
воспитатель
предлагает
д е т я м
в ы п о л н и т ь
з а д а н и я
интерактивной игры:
1
игра:
«Найди
по
тени
здание
Нижнего Новгорода»,
2 игра: «Что из чего сделано?»,
3 игра: «Композиции в проекции».
Воспитатель
предлагает
детям
вернуться
в
детский
сад
и
проводит
анализ занятия:
После
выполнения
задания
каждая
команда
убирает
результаты
своей
ра б от ы
в
конт е йне ры,
ко т о р ы е
находятся на рабочих столах.
Дети убирают своё рабочее место и
готовят материал для игры с водой.
Дети
в
разные
ёмкости
опускают
предметы
(песок,
камни,
шурупы)
и
определяют,
насколько
поднимется
вода. Результаты опыта заносят в карты.
Дети к зданию подбирают его тень.
Д ети
к
по ст ройке
п од б и р а ют
материал, для её изготовления.
- Чему научились дети?
- Какой материал использовали для
проведения своей работы?
Дети подбирают к каждой постройке
плоскостную проекцию.
Дети
приводят
в
порядок
своё
рабочее место.