Автор: Левыкина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ г. Билибино ЧАО"
Населённый пункт: г. Билибино Чукотский автономный округ
Наименование материала: мастер- класс
Тема: "Лэпбук - инновационное средство обучения"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА БИЛИБИНО
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
Педагогическая конференция:
«Личностно - ориентированный подход как важное условие
эффективности и качества процесса обучения и воспитания на
современном этапе»
Тема выступления: «Лэпбук - инновационное средство обучения»
Номинация: мастер- класс
Подготовила :
Левыкина Е.А.
Учитель начальных классов
Билибино 2020г.
Методическая разработка мастер- класса для педагогов
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области
поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей
школьников на основе использования лэпбука.
Задачи:
1.
Проанализировать
форму
работы
«ЛЭПБУК»
с
точки
зрения
педагогической
ценности
(на
решение
каких
педагогических
задач
направлена).
2.
Повысить уровень мастерства педагогов.
3.
Познакомить
педагогов
с
этапами
изготовления
лэпбука
и
последовательностью работы с ним.
Оборудование: готовый
лэпбук
«Под
северным
сиянием»,
картон,
самоклеящаяся
пленка,
набор
цветной
бумаги,
ножницы,
клей,
простые
карандаши, влажные салфетки.
План проведения мастер-класса
1 . Вступительное
слово
мастера:
представление
лэпбука
–
как
средства
обучения.
2.Представление
готового
лэпбука
«Под
северным
с и я н и е м »
3. Совместная деятельность по созданию лэпбука.
4. Рефлексия.
Ход мастер- класса:
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать вас на своем
мастер- классе.Хочу поделиться с вами своими знаниями об особенностях
изготовления лэпбука и работы с ним.
Я узнала о данной технологии, когда изучала методическую литературу,
готовясь к региональному конкурсу «Умная книжка»
Это
современное
развивающее
пособие
для
работы
с
детьми
заинтересовало меня, так как оно многофункционально и направлено на
поддержку детской инициативы.
Итак, что же такое «Лэпбук»?
1.
Теоретическая часть. Лэпбук (lapbook) в переводе с английского
означает
«книга
на
коленях»
(lap-
колени,
book-
книга).
Это
небольшая
самодельная папка, которую ребенок может разложить у себя на коленях и за
один
раз
просмотреть
все
ее
содержимое.
Но
несмотря
на
кажущуюся
простоту, данная папка содержит в себе всю необходимую информацию по
теме.
Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-
раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными
деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Лэпбук
обычно
выглядит
как
интерактивная
книжка,
информация
в
которой
представлена
в
виде
открывающихся
окошек,
вынимающихся
и
разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной
стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой
стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в
компактной
форме.
В
любое
удобное
время,
например,
утреннее,
или
вечернее, ребенок может открыть лэпбук и с радостью повторить пройденное.
Лэпбук отличается степенью вовлеченности ребенка. В раннем возрасте
он может его просто листать, открывать окошечки.
Демонстрация лэпбука «Под северным сиянием»
1.
Название лэпбука.
«Под северным сиянием», культура и традиции коренных народов севера -
чукчей.
2.
Пояснительная записка.
Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного
воспитания, которое начинается с привития любви к малой родине (родной
семье,
детскому
саду,
школе,
городу,
краю),
закладывает
основания
для
всестороннего
развития
личности
будущего
гражданина.
Целью
этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей,
пробуждение
стремления
к
совершенству
через
познание
ценностей
культуры,
через
этнокультурную
направленность
образования.
Детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории
народа,
его
культуры,
традиций,
литературы
поможет
в
дальнейшем
с
уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа и
народов, живущих по соседству. Поэтому для реализации этнокультурного
развития в работе с детьми и родителями можно использовать современное
средство
воспитания
–
лэпбук.
Эта
интерактивная
книга
имеет
массу
достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации,
возможность познакомиться поближе с культурой коренных малочисленных
народов – чукчей в одном пособии, пополнение предметно-развивающей
среды,
создание
условий
как
для
самостоятельной,
так
и
совместной
деятельности детей и родителей. Использование лэпбука на занятиях урочной
и внеурочной деятельности открывает другие возможности воспитания и
обучения школьников.
3.Возрастная категория детей, воспитанников и учащихся, на которую
ориентирован данный лэпбук.
Использовать данный лэпбук можно как при работе с воспитанниками
детского
сада
подготовительной
группы
(5-7
лет),
так
и
с
учащимися
начальной школы ( 6-10 лет). Есть возможность использования в среднем
звене,
для
работы
с
учащимися
5-х
классов
(10-11
лет)
во
внеурочной
деятельности духовно- нравственного направления.
4.Актуальность.
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были
чертой
национального
характера.
Но,
к
сожалению,
традиции
патриотического сознания
в последнее время в обществе утрачиваются,
поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей очевидна.
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо
с детства научить ребёнка любить свой край, свой город, где он родился и
вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа.
Актуальность работы обусловлена значением традиционных этнических
культур коренных малочисленных народов Севера, играющих огромную роль
в
экономическом,
социальном,
гражданском,
духовном
развитии
России,
ценностными ориентирами современного школьного образования. В
национальных
регионах
России
школа
должна
обеспечить
учащимся
возможность
приобщения
к
общечеловеческим
знаниям
и
ценностям,
к
богатству и самобытности национальной культуры. Актуально это и для
общеобразовательных школ Чукотского автономного округа, на территории
которого компактно проживают коренные народы.
Кроме того, существует потребность освоения богатейшего и во многом
уникального культурного опыта чукотского народа, сохранившего в условиях
нарастающей глобализации и модернизации некоторые существенные черты
своего
мироотношения
и
культуротворчества,
основанного
на
принципах
гармоничного сосуществования человека, природы и социума.
У каждого народа существуют свои, исторически сложившиеся традиции,
культура. Это обусловлено укладом жизни, формами ведения этнического
хозяйства, обычаями, традициями, вероисповеданием, которые находятся в
прямой зависимости от географических и климатических условий региона
постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера.
5.
Цель создания лэпбука.
Живя на Чукотке, бок о бок с представителями малых коренных народов, в
бурном потоке современной жизни, мы все реже обращаемся к культурному
наследию,
поэтому
данная
работа
должна
стать
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса.
Изучение
традиций,
культуры,
особенностей
питания
коренного
населения
будет
интересна,
ведь
зачастую
и
дети,
представители
коренных
народов
не
знают
традиций
своего
народа. В
современных
социально-экономических
условиях
важно
формировать
у
подрастающего
поколения
чувство
толерантности,
которое
является
неотъемлемой частью патриотического воспитания, так как без уважения к
другим
народам
невозможно
построение
диалога
культур
и
построение
сильного единого государства.
Поэтому возникла потребность поиска эффективного стимулирования
познавательно-речевой, информационно - творческой активности детей. В
связи
с
этим
возникла
идея
создания
и
использования
нового
средства
развития - Лэпбук.
6.
Составляющие макет лепбука. Описание лэпбука.
В данный лэпбук входят развивающие игры и познавательная информация,
раскрывающие
такие
направления,
как
культура,
традиции,
праздники,
литература, искусство коренных малочисленных народов:
ЧАО,
административные
районы,
геральдика,
флора
и
фауна,
составление цепей питания;
религия, семейные святыни;
косторезное искусство, национальная одежда, орнамент;
культура питания(электронное приложение на диске «Строганина»);
праздники:
праздник
кита,
Байдара,
праздник
оленя
(праздник
сброшенных оленьих рогов);
гордость Чукотки «Эргырон»;
литература: Юрий Рытхэу, Антонина Кымытваль, Виктор Кеулькут;
сказки коренных народов.
7.
Форма лэпбука и интересные элементы.
Лэпбук
оформлен
в
виде
объёмной
папки,
которая
может
быть
использована
как
цельное
учебное
пособие,
а
так
же
отличается
мобильностью, и может быть представлено как три отдельных лэпбука по
темам «ЧАО: религия, семья, искусство», « Литература», « Праздники».
Элементы папки:
Титульная страница:
игра «Флора и фауна ЧАО, цепи питания»,
викторина « Угадай, чей герб, флаг».
Внутренние страницы:
информационные окошки – облачка « Религия чукчей», «Семейные
святыни», книжка - гармошка «Косторезное искусство»,
раскраска «Национальная одежда чукчей»,
набор для творчества- бисероплетение «Орнамент»,
электронное приложение «Строганина»,
викторина «Культура питания»,
мини-
книжка
«Праздник
кита
у
чукчей»,
«
Праздник
оленя»,
«Байдара»,
игра пазл- «Эргырон»,
информационное окошко «Гордость Чукотки «Эргырон»,
мини-книжки
«Юрий
Рытхэу»,
«Антонина
Кымытваль»,
«Виктор
Кеулькут»,
книжная полка «Произведения Ю.Рытхэу»,
сказка - раскладушка «Ворон и лиса Нутэнэут»,
игра - кармашек «Картинный план»,
мини - словарик к сказкам, фигурные кармашки,
кукольный театр, герои сказок, на мобильных палочках, с названием
животных на чукотском языке.
8. Содержание.
Представленный мною материал лэпбука содержит разнообразные игры и
задания, которые помогут ребенку, самостоятельно добывая информацию,
пополнить свои знания о культуре, традициях чукчей. Маленьким детям
будут интересны такие задания, как раскраски, кукольный театр, волшебные
кармашки, более старшим детям будет не менее интересно пополнить свои
знания,
читая
мини
-
книжки,
информационные
окошечки,
работать
с
бисером,
изучая
орнаменты
в
одежде,
украшениях
чукчей.
А
также
составлять картинный план по прочитанному произведению, находить другие
чукотские сказки для инсценировки в кукольном театре.
9 . Возможность
использования
лэпбука
в
совместной
деятельности
взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
Лепбук предназначен для организации совместной деятельности педагога,
воспитателя или родителей с детьми и для самостоятельной деятельности
детей в процессе добывания, закрепления и обобщения знаний. Для детей
дошкольного возраста, не умеющих читать, будет необходима помощь и
направление взрослого при работе с пособием. Детям, овладевшим навыком
чтения,
будет
полезна
практическая
помощь
взрослого,
при
совместном
выполнении творческих заданий. Лэпбук может быть использован, как для
индивидуальной работы, так и для коллективной. Лэпбук
очень хорошо
подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько
детей. Можно выбрать задания под силу каждому: одним – кармашки с
карточками или фигурками, а другим детям – задания, подразумевающие
умение читать или писать. С этим пособием задание найдется для каждого.
Как изготовить лэпбук?
Для этого необходимы фантазия и различные материалы. Я предлагаю
вам сделать лэпбук, который бы являлся продолжением того, который вам
сегодня был представлен.
Итак, нам потребуется плотный материал - папка. Его нужно обклеить с
одной
стороны
самоклеящейся
пленкой.
Сделать
яркий
фон.
Также
необходимо сделать кармашки, куда будут помещены материалы. Для этого
вам понадобится цветная бумага, клей и ножницы.
Далее нужно изготовить дидактические игры.
2.
Практическая часть.
Я предлагаю начать работу. Перед тем, как вы приступите к работе, вам
необходимо разделиться на подгруппы, согласно вытянутым в начале нашей
встречи карточкам.
- Занимайте свои места.
-
Распределите,
кто
какую
работу
будет
выполнять
(оформление,
изготовление
и
приклеивание
кармашков,
придумывание
игр).
Все
необходимые материалы у вас на столе.
По окончании вы должны представить свою работу. На изготовление
новой страницы лэпбука вам дается 10 минут. Итак, я предлагаю приступить
к выполнению задания.
Самостоятельная деятельность педагогов.
- Уважаемые коллеги, мастер – класс подходит к концу. Я прошу вас
ответить на вопрос: «Что вы почувствовали, когда принимали участие в
изготовлении лэпбука ?
Благодарю за внимание!