Напоминание

"Лэпбук - инновационное средство обучения"


Автор: Левыкина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ г. Билибино ЧАО"
Населённый пункт: г. Билибино Чукотский автономный округ
Наименование материала: мастер- класс
Тема: "Лэпбук - инновационное средство обучения"
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ГОРОДА БИЛИБИНО

ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»

Педагогическая конференция:

«Личностно - ориентированный подход как важное условие

эффективности и качества процесса обучения и воспитания на

современном этапе»

Тема выступления: «Лэпбук - инновационное средство обучения»

Номинация: мастер- класс

Подготовила :

Левыкина Е.А.

Учитель начальных классов

Билибино 2020г.

Методическая разработка мастер- класса для педагогов

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области

поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей

школьников на основе использования лэпбука.

Задачи:

1.

Проанализировать

форму

работы

«ЛЭПБУК»

с

точки

зрения

педагогической

ценности

(на

решение

каких

педагогических

задач

направлена).

2.

Повысить уровень мастерства педагогов.

3.

Познакомить

педагогов

с

этапами

изготовления

лэпбука

и

последовательностью работы с ним.

Оборудование: готовый

лэпбук

«Под

северным

сиянием»,

картон,

самоклеящаяся

пленка,

набор

цветной

бумаги,

ножницы,

клей,

простые

карандаши, влажные салфетки.

План проведения мастер-класса

1 . Вступительное

слово

мастера:

представление

лэпбука

как

средства

обучения.

2.Представление

готового

лэпбука

«Под

северным

с и я н и е м »

3. Совместная деятельность по созданию лэпбука.

4. Рефлексия.

Ход мастер- класса:

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать вас на своем

мастер- классе.Хочу поделиться с вами своими знаниями об особенностях

изготовления лэпбука и работы с ним.

Я узнала о данной технологии, когда изучала методическую литературу,

готовясь к региональному конкурсу «Умная книжка»

Это

современное

развивающее

пособие

для

работы

с

детьми

заинтересовало меня, так как оно многофункционально и направлено на

поддержку детской инициативы.

Итак, что же такое «Лэпбук»?

1.

Теоретическая часть. Лэпбук (lapbook) в переводе с английского

означает

«книга

на

коленях»

(lap-

колени,

book-

книга).

Это

небольшая

самодельная папка, которую ребенок может разложить у себя на коленях и за

один

раз

просмотреть

все

ее

содержимое.

Но

несмотря

на

кажущуюся

простоту, данная папка содержит в себе всю необходимую информацию по

теме.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-

раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными

деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Лэпбук

обычно

выглядит

как

интерактивная

книжка,

информация

в

которой

представлена

в

виде

открывающихся

окошек,

вынимающихся

и

разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной

стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой

стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в

компактной

форме.

В

любое

удобное

время,

например,

утреннее,

или

вечернее, ребенок может открыть лэпбук и с радостью повторить пройденное.

Лэпбук отличается степенью вовлеченности ребенка. В раннем возрасте

он может его просто листать, открывать окошечки.

Демонстрация лэпбука «Под северным сиянием»

1.

Название лэпбука.

«Под северным сиянием», культура и традиции коренных народов севера -

чукчей.

2.

Пояснительная записка.

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без этнокультурного

воспитания, которое начинается с привития любви к малой родине (родной

семье,

детскому

саду,

школе,

городу,

краю),

закладывает

основания

для

всестороннего

развития

личности

будущего

гражданина.

Целью

этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей,

пробуждение

стремления

к

совершенству

через

познание

ценностей

культуры,

через

этнокультурную

направленность

образования.

Детям

необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории

народа,

его

культуры,

традиций,

литературы

поможет

в

дальнейшем

с

уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа и

народов, живущих по соседству. Поэтому для реализации этнокультурного

развития в работе с детьми и родителями можно использовать современное

средство

воспитания

лэпбук.

Эта

интерактивная

книга

имеет

массу

достоинств, среди которых: необычный способ фиксации всей информации,

возможность познакомиться поближе с культурой коренных малочисленных

народов – чукчей в одном пособии, пополнение предметно-развивающей

среды,

создание

условий

как

для

самостоятельной,

так

и

совместной

деятельности детей и родителей. Использование лэпбука на занятиях урочной

и внеурочной деятельности открывает другие возможности воспитания и

обучения школьников.

3.Возрастная категория детей, воспитанников и учащихся, на которую

ориентирован данный лэпбук.

Использовать данный лэпбук можно как при работе с воспитанниками

детского

сада

подготовительной

группы

(5-7

лет),

так

и

с

учащимися

начальной школы ( 6-10 лет). Есть возможность использования в среднем

звене,

для

работы

с

учащимися

5-х

классов

(10-11

лет)

во

внеурочной

деятельности духовно- нравственного направления.

4.Актуальность.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были

чертой

национального

характера.

Но,

к

сожалению,

традиции

патриотического сознания

в последнее время в обществе утрачиваются,

поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей очевидна.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, необходимо

с детства научить ребёнка любить свой край, свой город, где он родился и

вырос, природу, которая его окружает, познакомить с

культурными традициями своего народа.

Актуальность работы обусловлена значением традиционных этнических

культур коренных малочисленных народов Севера, играющих огромную роль

в

экономическом,

социальном,

гражданском,

духовном

развитии

России,

ценностными ориентирами современного школьного образования. В

национальных

регионах

России

школа

должна

обеспечить

учащимся

возможность

приобщения

к

общечеловеческим

знаниям

и

ценностям,

к

богатству и самобытности национальной культуры. Актуально это и для

общеобразовательных школ Чукотского автономного округа, на территории

которого компактно проживают коренные народы.

Кроме того, существует потребность освоения богатейшего и во многом

уникального культурного опыта чукотского народа, сохранившего в условиях

нарастающей глобализации и модернизации некоторые существенные черты

своего

мироотношения

и

культуротворчества,

основанного

на

принципах

гармоничного сосуществования человека, природы и социума.

У каждого народа существуют свои, исторически сложившиеся традиции,

культура. Это обусловлено укладом жизни, формами ведения этнического

хозяйства, обычаями, традициями, вероисповеданием, которые находятся в

прямой зависимости от географических и климатических условий региона

постоянного проживания коренных малочисленных народов Севера.

5.

Цель создания лэпбука.

Живя на Чукотке, бок о бок с представителями малых коренных народов, в

бурном потоке современной жизни, мы все реже обращаемся к культурному

наследию,

поэтому

данная

работа

должна

стать

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса.

Изучение

традиций,

культуры,

особенностей

питания

коренного

населения

будет

интересна,

ведь

зачастую

и

дети,

представители

коренных

народов

не

знают

традиций

своего

народа. В

современных

социально-экономических

условиях

важно

формировать

у

подрастающего

поколения

чувство

толерантности,

которое

является

неотъемлемой частью патриотического воспитания, так как без уважения к

другим

народам

невозможно

построение

диалога

культур

и

построение

сильного единого государства.

Поэтому возникла потребность поиска эффективного стимулирования

познавательно-речевой, информационно - творческой активности детей. В

связи

с

этим

возникла

идея

создания

и

использования

нового

средства

развития - Лэпбук.

6.

Составляющие макет лепбука. Описание лэпбука.

В данный лэпбук входят развивающие игры и познавательная информация,

раскрывающие

такие

направления,

как

культура,

традиции,

праздники,

литература, искусство коренных малочисленных народов:

ЧАО,

административные

районы,

геральдика,

флора

и

фауна,

составление цепей питания;

религия, семейные святыни;

косторезное искусство, национальная одежда, орнамент;

культура питания(электронное приложение на диске «Строганина»);

праздники:

праздник

кита,

Байдара,

праздник

оленя

(праздник

сброшенных оленьих рогов);

гордость Чукотки «Эргырон»;

литература: Юрий Рытхэу, Антонина Кымытваль, Виктор Кеулькут;

сказки коренных народов.

7.

Форма лэпбука и интересные элементы.

Лэпбук

оформлен

в

виде

объёмной

папки,

которая

может

быть

использована

как

цельное

учебное

пособие,

а

так

же

отличается

мобильностью, и может быть представлено как три отдельных лэпбука по

темам «ЧАО: религия, семья, искусство», « Литература», « Праздники».

Элементы папки:

Титульная страница:

игра «Флора и фауна ЧАО, цепи питания»,

викторина « Угадай, чей герб, флаг».

Внутренние страницы:

информационные окошки – облачка « Религия чукчей», «Семейные

святыни», книжка - гармошка «Косторезное искусство»,

раскраска «Национальная одежда чукчей»,

набор для творчества- бисероплетение «Орнамент»,

электронное приложение «Строганина»,

викторина «Культура питания»,

мини-

книжка

«Праздник

кита

у

чукчей»,

«

Праздник

оленя»,

«Байдара»,

игра пазл- «Эргырон»,

информационное окошко «Гордость Чукотки «Эргырон»,

мини-книжки

«Юрий

Рытхэу»,

«Антонина

Кымытваль»,

«Виктор

Кеулькут»,

книжная полка «Произведения Ю.Рытхэу»,

сказка - раскладушка «Ворон и лиса Нутэнэут»,

игра - кармашек «Картинный план»,

мини - словарик к сказкам, фигурные кармашки,

кукольный театр, герои сказок, на мобильных палочках, с названием

животных на чукотском языке.

8. Содержание.

Представленный мною материал лэпбука содержит разнообразные игры и

задания, которые помогут ребенку, самостоятельно добывая информацию,

пополнить свои знания о культуре, традициях чукчей. Маленьким детям

будут интересны такие задания, как раскраски, кукольный театр, волшебные

кармашки, более старшим детям будет не менее интересно пополнить свои

знания,

читая

мини

-

книжки,

информационные

окошечки,

работать

с

бисером,

изучая

орнаменты

в

одежде,

украшениях

чукчей.

А

также

составлять картинный план по прочитанному произведению, находить другие

чукотские сказки для инсценировки в кукольном театре.

9 . Возможность

использования

лэпбука

в

совместной

деятельности

взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

Лепбук предназначен для организации совместной деятельности педагога,

воспитателя или родителей с детьми и для самостоятельной деятельности

детей в процессе добывания, закрепления и обобщения знаний. Для детей

дошкольного возраста, не умеющих читать, будет необходима помощь и

направление взрослого при работе с пособием. Детям, овладевшим навыком

чтения,

будет

полезна

практическая

помощь

взрослого,

при

совместном

выполнении творческих заданий. Лэпбук может быть использован, как для

индивидуальной работы, так и для коллективной. Лэпбук

очень хорошо

подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько

детей. Можно выбрать задания под силу каждому: одним – кармашки с

карточками или фигурками, а другим детям – задания, подразумевающие

умение читать или писать. С этим пособием задание найдется для каждого.

Как изготовить лэпбук?

Для этого необходимы фантазия и различные материалы. Я предлагаю

вам сделать лэпбук, который бы являлся продолжением того, который вам

сегодня был представлен.

Итак, нам потребуется плотный материал - папка. Его нужно обклеить с

одной

стороны

самоклеящейся

пленкой.

Сделать

яркий

фон.

Также

необходимо сделать кармашки, куда будут помещены материалы. Для этого

вам понадобится цветная бумага, клей и ножницы.

Далее нужно изготовить дидактические игры.

2.

Практическая часть.

Я предлагаю начать работу. Перед тем, как вы приступите к работе, вам

необходимо разделиться на подгруппы, согласно вытянутым в начале нашей

встречи карточкам.

- Занимайте свои места.

-

Распределите,

кто

какую

работу

будет

выполнять

(оформление,

изготовление

и

приклеивание

кармашков,

придумывание

игр).

Все

необходимые материалы у вас на столе.

По окончании вы должны представить свою работу. На изготовление

новой страницы лэпбука вам дается 10 минут. Итак, я предлагаю приступить

к выполнению задания.

Самостоятельная деятельность педагогов.

- Уважаемые коллеги, мастер – класс подходит к концу. Я прошу вас

ответить на вопрос: «Что вы почувствовали, когда принимали участие в

изготовлении лэпбука ?

Благодарю за внимание!



В раздел образования