Автор: Шаховская Виктория Александровна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РК "Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности"
Населённый пункт: г. Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Об эстетическом воспитании обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Об эстетическом воспитании обучающихся в учреждениях среднего
профессионального образования.
Одна
из
важнейших
проблем
воспитания
на
современном
этапе
-
проблема соотношения профессиональных и общих интересов личности. В
каком
бы,
виде
эта
проблема
ни
возникала,
какой
бы
аспект
её
ни
рассматривался – в основе её лежит стремление определить практические
пути всестороннего развития личности, желание ясно представить, какой эта
личность должна быть. Решение этой проблемы неразрывно связано с
эстетическим развитием личности.
Для подготовки полноценного специалиста недостаточно изучения
им только лишь специальных дисциплин. Будущий специалист должен
иметь целостное представление об окружающем мире, эстетически развит.
Эстетическое
–
это
не
только
живущее
в
человеке
стремление
к
прекрасному, не только присущая ему форма отношения к окружающему
миру; эстетическое - это неотделимая сторона самой действительности.
В наше время необычайно быстро растут эстетические требования к
условиям
и
продуктам
труда.
Мы
живём
в
мире,
который
требует
эстетического отношения.
Поэтому проблема эстетического воспитания сегодня важна как
никогда.
Эстетическое
воспитание оказывает
глубокое
воздействие
на
духовный мир человека, помогает раскрывать его творческие способности,
необходимые для любой сферы деятельности, для любой профессии.
Один
из
компонентов
эстетической
культуры
-
искусство
даёт
возможность
познать
мир
во
всей
многогранности
его
социальных,
нравственных,
эстетических
проявлений,
развивает
интеллектуальные
и
творческие
способности,
является
одним
из
эффективных
путей
нравственного воспитания молодёжи, формирования её духовных запросов.
Искусство
способствует
всестороннему
развитию
человека,
стимулирует его к совершенству во всех видах деятельности.
Восприятие искусства требует активной мыслительной деятельности,
развитого
воображения,
эмоциональной
восприимчивости, способности к
соотнесению
художественных
произведений
с
действительностью
и
собственным внутренним миром.
Для осуществления этой задачи в рамках учебного заведения можно
использовать возможности внеклассной и кружковой работы.
Первое направление - работа кружка направленная на углубление,
расширение знаний по одной учебной дисциплине и посвящённая одному из
видов искусств. Например, кружок по литературе, русскому языку, истории.
Он
является
естественным
продолжением
дисциплины,
углублённым
изучением
какой-то
её
части
и
удовлетворяет
особый
интерес
обучающегося к этой дисциплине.
Второе
направление
–
проведение
на
протяжении
всего
срока
обучения серии классных часов, посвящённых различным видам искусства.
Третье направление - работа кружка по изучению «Основ эстетики и
искусствознания»,
позволяющая
расширить
и
углубить
знания
обучающихся, опираясь не на один предмет, а на целый ряд учебных
дисциплин.
Одной
из
основных
задач
такого
курса
является
возможность
получения
обучающимися
представления
об
искусстве
как
о
форме
общественного сознания, раскрытие эстетического отношения человека к
действительности.
Такой курс позволит объединить знания об искусстве, полученные на
занятиях и разъединённые иногда годами учебного времени, синтезировать
эти
знания
в
стройную
систему
взглядов
на
природу
искусства,
сформировать убеждения обучающихся.
Разнообразие
содержания
и
вместе
с
тем
обобщающий
характер
такого курса позволяют рекомендовать его обучающимся, проявляющим
самые разные интересы и склонности.
Такой
курс
должен
быть
рассчитан,
прежде
всего,
на
тех
обучающихся,
которые
в
учебное
время
занимаются
предметами
не
гуманитарного цикла.
Он
должен
включать
в
себя
раскрытие
таких
понятий,
как
эстетическое
отношение
человека
к
действительности,
прекрасное
и
безобразное, низменное и возвышенное, комическое и трагическое, эстетика
труда, природы, поведения и быта, знакомство с природой искусства.
Воспитательная направленность, содержание, структура такого курса
определяют и методику организации занятий.
Преподаватель может варьировать распределение часов по темам,
свободно
выбирать
произведения.
Основной
принцип
проведения
всех
занятий заключается в сочетании эмоционального восприятия и научно
обоснованного
анализа
изучаемых
фактов
и
явлений.
Опыт
показал
целесообразность
первоначального
осмысления
обучающимися
эстетических
понятий,
непосредственно
связанных
с
их
жизненным
опытом.
Первая часть курса должна быть посвящена теоретическим вопросам.
В
этом
разделе
раскрывается
природа
искусства
в
целом.
В
разделах,
посвящённых
отдельным
видам
искусства,
показываются
отличительные
особенности каждого из искусств.
Основной
методический
принцип
проведения
всех
занятий
–
от
непосредственного
восприятия
художественного
произведения
к
его
анализу.
Очень важен
настрой обучающихся
на
восприятие. Восприятие
должно быть не хаотичным, а педагогически организованным.
Важно проводить все виды занятий - беседы, лекции, обсуждения,
диспуты,
семинары,
разнообразные
формы
внеклассной
работы
–
с
максимальным приближением к художественному языку изучаемого вида
искусства.