Автор: Гаджикеримов Кахриман Агакеримович
Должность: заместитель директора по икт
Учебное заведение: МБОУ "Ачинская СОш №1"
Населённый пункт: ст. Ачи,Карабудахкентский район,Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Использования ИКТ в ОУ по ФГОС в свете цифровизации экономики
Раздел: полное образование
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Гаджикеримов К.А.
Заместитель директора по ИКТ,учитель физики и ИКТ
Муниципаального бюджетного образовательного учреждения «Ачинская средняя
общеобразовательняя школа №1»,
учитель высщей категории,
Россия,Респкублика Дагестан,Карабудахкентский район,ст. Ачи
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-
2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы,
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года и «Национальной доктрины
Образования в Российской Федереации до 2025 года» одной из востребованных задач
образования сегодня является формирование информационно-образовательной среды
образовательной организации, и обеспечение субъектов образования всеми требуемыми
информационными ресурсами в обучении. Современный урок должен проходить с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для
этого
необходимо
обучить
педагога
пользоваться
и
применять
на
уроке
новые
информационные технологии, В РФ проходят полномасштабные курсы повышения
квалификации для реализации данной задачи. Педагоги активно включаются в данный
процесс.
Освоение
информационных
технологий
педагогами
проходит
дифференцированно.
Молодые
педагоги
и
педагоги-энтузиасты
сегодня
являются
активными пользователями данных технологий у себя на уроке. Педагоги старшего
поколения, т.е. после 50 лет с трудом включаются в процесс освоения информационных
технологий и применения их на уроке. Но, инструктивно-методические письма «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
ФГОС
ОО»,
«Федеральные
требования к оснащению образовательного процесса» отражают специфику новой
педагогической реальности, а именно: 1. изменение отношения учащихся к работе с
информацией, 2. формирование информационно-дидактического пространства учебного
процесса,
3.
появление
нового
типа
учащегося
-
ИКТ
грамотный
пользователь
образовательных услуг («цифровое поколение» = digital natives), 4. изменение требований к
«профессиограмме» преподавателя РКИ («цифровые иммигранты» = digital immigrants). Для
этого
необходимо
активно
включать
в
учебный
процесс
новые
педагогические
технологии, такие, как: обучение в сотрудничестве, «мозговая атака», ситуационнный
анализ (case-study), метод проектов, «портфель ученика», «тандем-метод», сетевые
лекции, сетевые семинары, сетевые дискуссии, тьюториалы, сетевые практические
занятия, сетевые практикумы, сетевые дискуссии, сетевые консультации, телетестинг,
сетевые
игры
образовательной
направленности,
виртуальные
экскурсии
и
другие.
Представленные педагогические технологии, возможно, осуществлять при помощи
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Информационно-коммуникационные
технологии
по-разному
входят
в
образовательную
организацию.
Например,
в
большинстве
сельских
поселениях
ассигнования
на
развитие
ИКТ-технологий,
освоение
электронного
обучения
и
дистанционных образовательных технологий недостаточны. Поставленную глобальную
задачи
информатизации
образовательной
организации
легло
на
плечи
учителя-
предметника, т.е. учителя информатики, который должен создать и поддерживать сайт
образовательной
организации,
вести
странички
других
учителей,
устанавливать
соответствующее
информационное
оборудование
в
кабинеты:
электронные
доски,
проекторы, ноутбуки, и другую технику, так же он проводит семинары по освоению
дистанционных технологий для учителей своей образовательной организации. Примерно
такая же ситуация складывается в малых городах. Денежные средства для развития и
поддержания информационной среды образовательной организации изыскиваются в
основном из спонсорской помощи. В малых городах для развития информатизации
пространства
в
образовательной
организации
появляется
должность
заместителя
директора
по
ИКТ-технологиям.
Данный
специалист
занимается
организацией
образовательного процесса с применением информационных технологий, технических
средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного
процесса [1]. В селах и городах активно внедряются дистанционные образовательные
технологии. Наиболее актуальны данные технологии при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии
обучающихся
и
педагогических
работников.
Учителя-энтузиасты
наиболее часто используют на своих занятиях среди средств ИКТ-технологий следующие:
тренажёры, игровые и поисковые ситуации. Тем самым, постепенно происходит процесс
освоения профессиональной ИКТ-компетентности педагогом. Он способен и готов решать
профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной
области
средства
ИКТ.
Освоение
ИКТ-компетентности
обучающимся
проходит
мгновенно. Современный обучающийся уже умеет, способЬн и готов решать учебные
задачи
квалифицированным
образом,
используя
средства
ИКТ.
Но
в
тоже
время,
выявляется обратный эффект. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» выпускник
начальной школы, в части информационных технологий, должен:
1)
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
2) вводить текст с помощью клавиатуры;
3)
фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и
измеряемые величины;
4)
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением;
5)
уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и
многое другое.
Большинство выпускников начальной школы, успешно осваивая ИКТ-технологии,
не способны сформулировать простое предложение, публично выступить с выполненной
презентацией, провести анализ, обработку представленной информации. Постепенно
нарастает процесс десоциализации подростков в социуме. Обучающийся осваивает
коммуникативные навыки в социальных сетях, в которых не является обязательным
соблюдение элементарных правил русского языка и литературы. Данную тенденцию
следует менять. С другой стороны, обучающиеся успешно и эффективно реализуют
информационную
деятельность.
Динамика
жизни
направляет
обучающегося
на
постоянный
поиск,
запись,
сбор,
анализ,
организацию,
представление,
передачу
информации,
её
проектирование
и
моделирование
в
масштабах
сети
Интернет,
Обучающиеся могут представлять информацию в виде взаимосвязанной системы текстов,
числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.
Проведение
современного
урока
обеспечивают
ИКТ-технологии.
Педагог
может
применять ИКТ на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний,
организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работа. Тем самым,
происходит освоение в течение одного занятия большего объема информации, повышение
наглядности,
детальный
учет
психологических
особенностей
обучающихся,
индивидуальный
темп
обучения,
реализация
технологии
уровневой
дифференциации
обучения, облегчение педагогического труда и многое другое. На современном уроке
педагог
может
использовать
такие
программно-педагогические
средства
(ППС),
как:
электронные
энциклопедии,
электронные
библиотеки,
программы-репетиторы,
электронные учебники», он-лайн тренажеры, образовательные сайты и тд. Для реализации
электронного
обучения
для
педагога
и
для обучающегося
необходимо
обеспечить
автоматизированные
рабочие
места
(АРМ). Внедрение
АРМ
приведёт
к
интенсификации
учебного
процесса
за
счёт
улучшения условий
труда
педагога
и
обучающегося,
внедрения
наиболее
прогрессивных
форм
разделения
и
кооперации
труда,
применения
новых
трудовых
приемов
и
методов,
В условиях
нарастания
информации, обучающийся должен научиться расширять свои когнитивные возможности
организма. Когнитивная эргономика связана с мыслительными процессами (восприятие,
память,
рассуждение,
моторная
реакция)
и
изучает
умственную нагрузку,
процессы
принятия
решения,
работу,
требующую
высокой
квалификации,
взаимодействие
обучающегося
и
педагога
с
компьютером,
профессиональный
стресс
и
профессиональную подготовку. На мой взгляд, включение составляющих когнитивной
эргономики
решат
задачу
повышения
эффективности
учебного
процесса,
обеспечит
достижение
нормальной
интенсивности
целостной
деятельности
образовательной
организации при полном и рациональном использовании рабочего времени педагога и
обучающегося, человеческой энергии, предметов и средств труда.
Эргономизация образования должна повысить производительность умственного
труда педагога и обучающегося; это значит - сделать информацию наглядной, доходчивой и
качественной,
чтобы
минимизировать
умственные
затраты
на
процесс
познания,
понимания и решения задач. С 1 января 2015 году на территории Российской Федерации
можно будет издавать только те учебники, для которых есть электронная версия. У
учеников и учителей будет выбор, использовать электронную или бумажную версию
учебника. Работа с электронными учебниками будет способствовать формированию таких
предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как:
1) способность быстрого восприятия учебного материала,
2) развитие визуального внимания и умения анализировать,
3) оценивать результат,
4) умение планировать работу по выполнению задания,
5) информационная культура и коммуникабельность.
Для реализации данной задачи образовательные организации должны включиться в
процесс:
1)
разработки
электронных
версий
учебных
дисциплин:
электронные курсы: текстографический контент, аудио-, фото-, видеоматериалы,
гиперссылки, тесты, методические рекомендации и т.д.;
2)
содержательной и функционально-технической экспертизы электронных
учебников (внутренняя и внешняя);
1) совершенствования и внедрения электронных учебников,
3)
подключения образовательных организаций к федеральной системе
дистрибуции «Азбука»,
2) создания условий здоровьесберегающей эксплуатации электронных учебников,
4)
рекомендации по совершенствованию электронных учебников для
производителей технических средств и образовательного контента,
7) создания федерального перечня электронных учебников.
ИКТ-технологии электронного обучения в образовательной организации сегодня
реализуются
через
организацию
самостоятельной
работы
и
проведение
мониторинга
учебного процесса (электронный журнал, электронное расписание и т.д.). Популярной
формой
обучения
у
педагогов
и
обучающихся
становится
смешанное
обучение
-возможность сочетания в учебном процессе классно-урочной (аудиторной) и электронной
форм обучения.
В последнее время наметилась тенденция, когда некоторые аспекты инклюзивного
образования тесно переплетаются дистантом. Дистант даёт возможность обучающимся с
ограниченными возможностями получить образование на таком же уровне, как и у
остальных обучающихся. Но в тоже время данная категория обучающихся не хочет
полностью
переходить
на
дистанционную
форму
обучения,
так
как
для
лиц
с
ограниченными возможностями очень важно общение, социальное взаимодействие.
Именно смешанная форма обучения - аудиторная и дистанционная - востребована
обучающимися с ограниченными возможностями, от которой они получают максимальное
удовлетворение своих образовательных потребностей, имея возможность напрямую
общаться с педагогом и другим обучающимися. Тем самым, создается интерактивное
образовательное
пространство,
в
котором
каждый
обучающийся,
в
том
числе
с
ограниченными возможностями, может проверить свои знания, получить обратную связь
от педагога и других обучающихся.
Постепенное
вхождение
компьютера
в
учебный
процесс
обеспечит
компьютеризацию образования. С его помощью можно менять темп, время, место,
гибкость,
удобство
обучения.
Внедрение
компьютеризации
создание
требуемых
электронных
учебников,
пособий,
цифровых
технологий
это
веление
времени
цифровизации сфер жизнедеятельности человека в обществе в свете послания Президента
России ФС где четко указано планы перехода Российской экономики на цифровую
экономику.
Литература:
1.
Окулова ЛИ Возможности использования эргономических требований для
обеспечения функционального комфорта участников образовательного процесса в
условиях малого города // Инновационные подходы к решению вопросов развития
промышленности и образования в малом городе: опыт, перспективы: коллективная
монография. / под общ. ред. Л.П. Окуловой. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет»,
2013.-122с.