Напоминание

Использования ИКТ в ОУ по ФГОС в свете цифровизации экономики


Автор: Гаджикеримов Кахриман Агакеримович
Должность: заместитель директора по икт
Учебное заведение: МБОУ "Ачинская СОш №1"
Населённый пункт: ст. Ачи,Карабудахкентский район,Республика Дагестан
Наименование материала: статья
Тема: Использования ИКТ в ОУ по ФГОС в свете цифровизации экономики
Раздел: полное образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Гаджикеримов К.А.

Заместитель директора по ИКТ,учитель физики и ИКТ

Муниципаального бюджетного образовательного учреждения «Ачинская средняя

общеобразовательняя школа №1»,

учитель высщей категории,

Россия,Респкублика Дагестан,Карабудахкентский район,ст. Ачи

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011-

2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы,

ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года и «Национальной доктрины

Образования в Российской Федереации до 2025 года» одной из востребованных задач

образования сегодня является формирование информационно-образовательной среды

образовательной организации, и обеспечение субъектов образования всеми требуемыми

информационными ресурсами в обучении. Современный урок должен проходить с

применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для

этого

необходимо

обучить

педагога

пользоваться

и

применять

на

уроке

новые

информационные технологии, В РФ проходят полномасштабные курсы повышения

квалификации для реализации данной задачи. Педагоги активно включаются в данный

процесс.

Освоение

информационных

технологий

педагогами

проходит

дифференцированно.

Молодые

педагоги

и

педагоги-энтузиасты

сегодня

являются

активными пользователями данных технологий у себя на уроке. Педагоги старшего

поколения, т.е. после 50 лет с трудом включаются в процесс освоения информационных

технологий и применения их на уроке. Но, инструктивно-методические письма «Об

организации

внеурочной

деятельности

при

введении

ФГОС

ОО»,

«Федеральные

требования к оснащению образовательного процесса» отражают специфику новой

педагогической реальности, а именно: 1. изменение отношения учащихся к работе с

информацией, 2. формирование информационно-дидактического пространства учебного

процесса,

3.

появление

нового

типа

учащегося

-

ИКТ

грамотный

пользователь

образовательных услуг («цифровое поколение» = digital natives), 4. изменение требований к

«профессиограмме» преподавателя РКИ («цифровые иммигранты» = digital immigrants). Для

этого

необходимо

активно

включать

в

учебный

процесс

новые

педагогические

технологии, такие, как: обучение в сотрудничестве, «мозговая атака», ситуационнный

анализ (case-study), метод проектов, «портфель ученика», «тандем-метод», сетевые

лекции, сетевые семинары, сетевые дискуссии, тьюториалы, сетевые практические

занятия, сетевые практикумы, сетевые дискуссии, сетевые консультации, телетестинг,

сетевые

игры

образовательной

направленности,

виртуальные

экскурсии

и

другие.

Представленные педагогические технологии, возможно, осуществлять при помощи

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационные

технологии

по-разному

входят

в

образовательную

организацию.

Например,

в

большинстве

сельских

поселениях

ассигнования

на

развитие

ИКТ-технологий,

освоение

электронного

обучения

и

дистанционных образовательных технологий недостаточны. Поставленную глобальную

задачи

информатизации

образовательной

организации

легло

на

плечи

учителя-

предметника, т.е. учителя информатики, который должен создать и поддерживать сайт

образовательной

организации,

вести

странички

других

учителей,

устанавливать

соответствующее

информационное

оборудование

в

кабинеты:

электронные

доски,

проекторы, ноутбуки, и другую технику, так же он проводит семинары по освоению

дистанционных технологий для учителей своей образовательной организации. Примерно

такая же ситуация складывается в малых городах. Денежные средства для развития и

поддержания информационной среды образовательной организации изыскиваются в

основном из спонсорской помощи. В малых городах для развития информатизации

пространства

в

образовательной

организации

появляется

должность

заместителя

директора

по

ИКТ-технологиям.

Данный

специалист

занимается

организацией

образовательного процесса с применением информационных технологий, технических

средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по

линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного

процесса [1]. В селах и городах активно внедряются дистанционные образовательные

технологии. Наиболее актуальны данные технологии при опосредованном (на расстоянии)

взаимодействии

обучающихся

и

педагогических

работников.

Учителя-энтузиасты

наиболее часто используют на своих занятиях среди средств ИКТ-технологий следующие:

тренажёры, игровые и поисковые ситуации. Тем самым, постепенно происходит процесс

освоения профессиональной ИКТ-компетентности педагогом. Он способен и готов решать

профессиональные задачи, используя распространённые в данной профессиональной

области

средства

ИКТ.

Освоение

ИКТ-компетентности

обучающимся

проходит

мгновенно. Современный обучающийся уже умеет, способЬн и готов решать учебные

задачи

квалифицированным

образом,

используя

средства

ИКТ.

Но

в

тоже

время,

выявляется обратный эффект. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» выпускник

начальной школы, в части информационных технологий, должен:

1)

активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач;

2) вводить текст с помощью клавиатуры;

3)

фиксировать в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и

измеряемые величины;

4)

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением;

5)

уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета и

многое другое.

Большинство выпускников начальной школы, успешно осваивая ИКТ-технологии,

не способны сформулировать простое предложение, публично выступить с выполненной

презентацией, провести анализ, обработку представленной информации. Постепенно

нарастает процесс десоциализации подростков в социуме. Обучающийся осваивает

коммуникативные навыки в социальных сетях, в которых не является обязательным

соблюдение элементарных правил русского языка и литературы. Данную тенденцию

следует менять. С другой стороны, обучающиеся успешно и эффективно реализуют

информационную

деятельность.

Динамика

жизни

направляет

обучающегося

на

постоянный

поиск,

запись,

сбор,

анализ,

организацию,

представление,

передачу

информации,

её

проектирование

и

моделирование

в

масштабах

сети

Интернет,

Обучающиеся могут представлять информацию в виде взаимосвязанной системы текстов,

числовых данных, программных кодов, изображений, звуков, видео.

Проведение

современного

урока

обеспечивают

ИКТ-технологии.

Педагог

может

применять ИКТ на отдельных этапах урока, для закрепления и контроля знаний,

организации групповой и индивидуальной работы, внеклассной работа. Тем самым,

происходит освоение в течение одного занятия большего объема информации, повышение

наглядности,

детальный

учет

психологических

особенностей

обучающихся,

индивидуальный

темп

обучения,

реализация

технологии

уровневой

дифференциации

обучения, облегчение педагогического труда и многое другое. На современном уроке

педагог

может

использовать

такие

программно-педагогические

средства

(ППС),

как:

электронные

энциклопедии,

электронные

библиотеки,

программы-репетиторы,

электронные учебники», он-лайн тренажеры, образовательные сайты и тд. Для реализации

электронного

обучения

для

педагога

и

для обучающегося

необходимо

обеспечить

автоматизированные

рабочие

места

(АРМ). Внедрение

АРМ

приведёт

к

интенсификации

учебного

процесса

за

счёт

улучшения условий

труда

педагога

и

обучающегося,

внедрения

наиболее

прогрессивных

форм

разделения

и

кооперации

труда,

применения

новых

трудовых

приемов

и

методов,

В условиях

нарастания

информации, обучающийся должен научиться расширять свои когнитивные возможности

организма. Когнитивная эргономика связана с мыслительными процессами (восприятие,

память,

рассуждение,

моторная

реакция)

и

изучает

умственную нагрузку,

процессы

принятия

решения,

работу,

требующую

высокой

квалификации,

взаимодействие

обучающегося

и

педагога

с

компьютером,

профессиональный

стресс

и

профессиональную подготовку. На мой взгляд, включение составляющих когнитивной

эргономики

решат

задачу

повышения

эффективности

учебного

процесса,

обеспечит

достижение

нормальной

интенсивности

целостной

деятельности

образовательной

организации при полном и рациональном использовании рабочего времени педагога и

обучающегося, человеческой энергии, предметов и средств труда.

Эргономизация образования должна повысить производительность умственного

труда педагога и обучающегося; это значит - сделать информацию наглядной, доходчивой и

качественной,

чтобы

минимизировать

умственные

затраты

на

процесс

познания,

понимания и решения задач. С 1 января 2015 году на территории Российской Федерации

можно будет издавать только те учебники, для которых есть электронная версия. У

учеников и учителей будет выбор, использовать электронную или бумажную версию

учебника. Работа с электронными учебниками будет способствовать формированию таких

предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как:

1) способность быстрого восприятия учебного материала,

2) развитие визуального внимания и умения анализировать,

3) оценивать результат,

4) умение планировать работу по выполнению задания,

5) информационная культура и коммуникабельность.

Для реализации данной задачи образовательные организации должны включиться в

процесс:

1)

разработки

электронных

версий

учебных

дисциплин:

электронные курсы: текстографический контент, аудио-, фото-, видеоматериалы,

гиперссылки, тесты, методические рекомендации и т.д.;

2)

содержательной и функционально-технической экспертизы электронных

учебников (внутренняя и внешняя);

1) совершенствования и внедрения электронных учебников,

3)

подключения образовательных организаций к федеральной системе

дистрибуции «Азбука»,

2) создания условий здоровьесберегающей эксплуатации электронных учебников,

4)

рекомендации по совершенствованию электронных учебников для

производителей технических средств и образовательного контента,

7) создания федерального перечня электронных учебников.

ИКТ-технологии электронного обучения в образовательной организации сегодня

реализуются

через

организацию

самостоятельной

работы

и

проведение

мониторинга

учебного процесса (электронный журнал, электронное расписание и т.д.). Популярной

формой

обучения

у

педагогов

и

обучающихся

становится

смешанное

обучение

-возможность сочетания в учебном процессе классно-урочной (аудиторной) и электронной

форм обучения.

В последнее время наметилась тенденция, когда некоторые аспекты инклюзивного

образования тесно переплетаются дистантом. Дистант даёт возможность обучающимся с

ограниченными возможностями получить образование на таком же уровне, как и у

остальных обучающихся. Но в тоже время данная категория обучающихся не хочет

полностью

переходить

на

дистанционную

форму

обучения,

так

как

для

лиц

с

ограниченными возможностями очень важно общение, социальное взаимодействие.

Именно смешанная форма обучения - аудиторная и дистанционная - востребована

обучающимися с ограниченными возможностями, от которой они получают максимальное

удовлетворение своих образовательных потребностей, имея возможность напрямую

общаться с педагогом и другим обучающимися. Тем самым, создается интерактивное

образовательное

пространство,

в

котором

каждый

обучающийся,

в

том

числе

с

ограниченными возможностями, может проверить свои знания, получить обратную связь

от педагога и других обучающихся.

Постепенное

вхождение

компьютера

в

учебный

процесс

обеспечит

компьютеризацию образования. С его помощью можно менять темп, время, место,

гибкость,

удобство

обучения.

Внедрение

компьютеризации

создание

требуемых

электронных

учебников,

пособий,

цифровых

технологий

это

веление

времени

цифровизации сфер жизнедеятельности человека в обществе в свете послания Президента

России ФС где четко указано планы перехода Российской экономики на цифровую

экономику.

Литература:

1.

Окулова ЛИ Возможности использования эргономических требований для

обеспечения функционального комфорта участников образовательного процесса в

условиях малого города // Инновационные подходы к решению вопросов развития

промышленности и образования в малом городе: опыт, перспективы: коллективная

монография. / под общ. ред. Л.П. Окуловой. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет»,

2013.-122с.



В раздел образования