Автор: Казанцева Мария Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Полянка" №22
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Эти дивные загадки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №22 г. Владивостока».
Педагогический проект.
Тема: " Эти дивные загадки"
Составитель: Казанцева Мария Петровна
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Владивосток 2018 год
Тип проекта - творческий
Срок проведения проекта: краткосрочный, 2 месяца
Актуальность темы: Человек начал создавать загадки в глубокой древности.
Люди использовали загадку как один из приёмов иносказательного , тайного
языка, чтобы скрыть свои мысли, намерения. Загадки использовали в
дипломатических, военных, торговых делах.
Педагогическая ценность и значимость загадки была подмечена ещё
педагогами прошлого. О загадке, как " полезном упражнении для ума" говорил
К.Д. Ушинский. В настоящее время загадки тоже широко используются в общей
системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на
педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой
деятельности ребёнка. Они приобщают детей к русской народной культуре,
побуждают ребёнка к наблюдениям, размышлениям, познанию, развивают
речь детей, помогают привлечь внимание, сосредоточить его на определённом
деле, способствуют развитию психических процессов ( память, внимание
мышление, творческое воображение). Загадка направляет внимание на
предметы и явления и их существующие признаки, побуждает вникать глубже в
смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и
силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, является
очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии.
Загадка - вид устного народного творчества, там же определяется её сущность: "
вопрос или задание, которое требует разгадки". Загадки обогащают словарь
детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов,
формируют представление о переносном значении слова. Таким образом,
загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению носит
обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности
ребёнка, несёт духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам
русской культуры. В соответствии с этим мой проект направлен на расширение
устойчивого интереса к устному народному творчеству в жизни ребёнка.
Цель проекта: Развивать желание детей отгадывать загадки, учить ценить
изящество, юмор, неожиданность сравнения, с лёгкостью включаться в игру
поиска собственных метафор . Приобщать детей и родителей к истории и
культуре русского народа.
Задачи проекта:
*Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
* Познакомить детей с понятием " загадка", разновидностями загадок, со
структурой загадки.
* Познакомить с механизмом отгадывания загадок.
* формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
* Вызвать эмоционально- положительное отношение к жанрам русского
народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение
сказок, рассматривание иллюстраций.
* Воспитывать интерес к истокам русской культуры.
* Обогащать речь детей эпитетами, образными выражениями во время
разучивания загадок, рассматривания произведений живописи.
* Пополнить предметно развивающую среду по теме проекта.
* Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников.
Участники проекта:
1. Воспитанники средней группы № 1 " Незабудки"
2.Воспитатели
3.Родители
Ожидаемый результат:
-Дети познакомятся с разновидностями загадок и их структурой.
- У детей повысится интерес к истокам русской культуры.
-У детей появится положительное отношение к жанрам народного творчества.
- Увеличится словарный запас.
-Совместная деятельность детей и родителей будет способствовать хорошим
отношениям.
Содержание работы с детьми:
* Беседа на тему: " История загадок"
* Загадывание загадок и рассматривание иллюстраций к ним.
* Организация лепки на тему: "Овощи" по загадкам об овощах.
* Организация прогулок с использованием загадок в наблюдениях.
* Работа в раскрасках: " Отгадай животное и раскрась"
* Д. и. " На чём люди ездят?" (Загадки о транспорте)
* Мини- викторина: " В гостях у загадки"
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей: "Учимся отгадывать загадки"
2.Наглядно- информационное сотрудничество: " Как учить детей отгадывать
загадки".
3. Конкурс рисунков: " Животное, которое отгадали и раскрасили"
Заключительный этап:
- Развлечение на тему: "Бабушка - загадушка".
- Выставка рисунков: " Животное, которое я отгадал и раскрасил"
- Изготовление ЛЕПБУКА: " Эти дивные загадки"