"Методические рекомендации в помощь воспитателю по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"
Автор: Носова Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54" Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Методические рекомендации в помощь воспитателю по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения" Раздел: дошкольное образование
О
«Методические рекомендации в помощь
воспитателю по ознакомлению детей
дошкольного возраста с правилами дорожного
движения»
г. Новокузнецк
2014
Ознакомление
детей
с
ПДД
осуществляется
во
всех
возрастных
группах, начиная со второй младшей группы, далее группа средняя,
старшая и заканчивается подготовительной группой. Обучение ведется
систематически, с последующим усложнением программы.
Задача состоит в том, чтобы
н а у ч и т ь
м а л ы ш е й
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
окружающем
пространстве,
б ы с т р о
и
о с о з н а н н о
реагировать
на
изменения,
происходящие в нем, довести
их различные действия до автоматизма. Таким образом, ко времени
поступления
в
школу
у
детей
уже
будут
определенные
навыки
безопасного
поведения
на
улице
и
они
усвоят
элементарные
обязанности пешеходов.
Также, что бы привлечь наибольший интерес детей к изучению
ПДД,
воспитатели
должны
творчески
подходить
к
изложению
материала с помощью игр-драматизации, импровизации и выдумки.
Но, немаловажным условием успешного обучения детей безопасному
поведению на улице является углубленное знание и выполнение
общих обязанностей пешеходов и пассажиров, а также требований,
предъявляемых к передвижению с группой детей по дорогам и в
транспортных средствах, которые также должны знать и выполнять
сами педагоги.
Работа
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма будет наиболее эффективной, если её вести совместно с
родителями.
Необходимо
формировать
у
родителей
устойчивый
интерес к безопасности детей как участников дорожного движения,
привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми. Прежде
чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо
знать и соблюдать правила дорожного движения. При обучении детей
правилам
д о р о ж н о г о
движения
многие
педагоги
и родители нередко сами
допускают ошибки.
Что должен знать воспитатель и воспитанник о
ПДД
1
3-4 года
Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для нашей местности, их
название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения: поведение на улице, поведение в
общественном транспорте, сигналы светофора.
Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули.
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы
пешеходы».
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит».
4-5 лет
Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым
транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный
переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт
питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом,
поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта.
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о
правилах дорожного движения».
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки.
Художественная литература:
Н. Носов «Автомобиль», А. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара».
5-6 лет
Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика.
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на
дороге.
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
2
1. Макет: разные виды перекрёстков.
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О
чём говорит…» и т.д.
Художественная литература:
Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт».
6-7 лет
Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного
движения
2. Закрепить правила поведения на улице:
ходить только по тротуарам и пешеходным
дорожкам, придерживаясь правой стороны;
правильно переходить улицу на переходах, не играть
на проезжей части дороги.
Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрёстков.
2. Альбомы «Разные виды транспорта».
3. Дидактические игры: «Угадай какой знак», «Что показывает
регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и
назови».
Художественная литература:
Н. Носов «Автомобиль», . Г. Юрмин «Любопытный мышонок», Н.
Кончаловская «Самокат».
Что должен знать воспитатель о правилах
дорожного движения:
Каждый
воспитатель
должен
хорошо
знать
правила
дорожного
3
движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с
детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1.
Пешеходам
разрешается
ходить
только
по
тротуарам,
придерживаясь правой стороны.
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части,
по
левому
краю
дороги,
навстречу
движению,
чтобы
видеть
движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону.
3.
Пешеходы
обязаны
переходить
улицу
только
шагом
по
пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем
«пешеходный
переход»,
а
не
перекрёстках
с
необозначенными
переходами – по линии тротуара.
4.
Прежде
чем
сойти
на
проезжую
часть
при
двустороннем
движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5.
Запрещается
пересекать
путь
движущемся
транспортным
средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.
6. В местах перехода, где движение регулируется,
пешеходы
должны
переходить
улицу
только
при
зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте
регулировщика (когда он повернулся к нам боком).
7. В местах, где переходы не обозначены и где
движение не регулируется, пешеходы должны во всех
случаях
пропускать
приближающийся
транспорт.
Запрещается
переходить
улицу
около
кругового
или
крутого
поворота.
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более
чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади
колонны
должны
находиться
сопровождающие
с
красными
флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна
которых
должны
быть
закрыты.
На
лобовом
стекле
иметь
опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города.
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые
4
коньки
или
скейт,
кто
когда-либо
на
них
катался.
Попросите
рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие
правила нужно соблюдать.
Целесообразно
также
организовать
обсуждение
возможных
опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде,
роликах по проезжей части улицы или двора.
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть,
обрызгать пешехода водой из лужи).
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В
результате
беседы
дети
должны
твёрдо
усвоить
следующие
правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по
тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к
прохожим:
вовремя
подавать
звуковой
сигнал,
соблюдать
меры
предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей,
женщин с детьми, пожилых людей).
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката
нужно
зразу
обратиться
к
кому-либо
из
взрослых
для
оказания
первой помощи.
5
Рекомендации по ознакомлению дошкольников с
правилами дорожного движения
Дорожное движение едино для всех – для детей и для взрослых.
Дорожные «ловушки» опасны как детям, так и взрослым. «Правила
дорожного движения» одни для всех. Но написаны они «взрослым»
языком, без всякого расчёта на детей, поэтому очень важно, не
искажая
содержания,
доступно
объяснить
правила
дорожного
движения ребёнку, а также, избегать употреблять несуществующие
термины и понятия и (или) использовать одних вместо других. В
стремлении
донести
доходчиво
до
детей
содержание
Правил,
некоторые воспитатели и авторы пособий обращаются к детям на, так
называемым,
«детским»
языком,
состоящим
из
уменьшительных
существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Это не
только
не
делает
Правила
понятными,
но
и
искажает
реальную
картину
дорожного
движения.
Не
обращайтесь
к
дошкольникам
«детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть
партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.
Забавные картинки привлекают детей, радуют и развлекают их, но
вместе с тем отвлекают от основной задачи – увидеть опасность на
дороге и возможность избежать её.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО
Не правильно
Правильно
машина
транспортное средство
(автомобиль, автобус и
т.д.)
дорога
проезжая часть
шофёр
водитель
пешеходная дорожка
пешеходный переход
«свет» и «цвет»
светофора
«сигнал» светофора
красный – «стой»,
зеленый - «иди»
«красный – «стоп»,
зеленый - «убедись в
безопасности и иди»
6
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.
Это правило давно устарело и
не спасает, а напротив, создаёт
аварийную ситуацию, так как при
выходе пешехода сзади и спереди
транспортного
средства
н и
водитель,
ни
пешеход
не
видят
друг друга, и происходит наезд.
Порядок
пересечения
проезжей
части
дороги
строго
оговорён
Правилами дорожного движения, и
о н
н е
с в я з а н
с
о б х о д о м
м а р ш р у т н о г о
т р а н с п о р т а .
Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело
место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году.
Но тогда обходить эти транспортные средства разрешалось только в
установленных для пешехода местах.
ПРАВИЛО: Жди пока транспортное средство уйдёт или дойди до
ближайшего
пешеходного
перехода,
где
дорога
хор ош о
просматривается в обе стороны.
При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины,
посмотри направо.
Это
правило
создаёт
опасную
ситуацию ,
т а к
к а к
п о в е д е н и е
ребёнка,
находящего
посредине
проезжей
части,
непредсказуемо:
испугавшись транспортного средства,
он может шагнуть вперёд или назад и
оказаться под колесами.
ПРАВИЛО:
Прежде,
чем
перейти
дорогу,
остановись,
посмотри
в
обе
стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым
шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
7
Красный сигнал светофора – «стой»,
жёлтый – «приготовились», зелёный – «иди».
Это
сигналы
светофора
дл я
транспорта.
ПРАВИЛО: Красный сигнал пешеходного
светофора
–
запрещающий.
Зелёный
сигнал
пешеходного
светофора
–
разрешающий, но прежде чем войти на
проезжую
часть
дороги,
необходимо
убедиться
в
том,
что
все
машины
остановились.
Не играй у дороги, а играй во дворе дома.
ПРАВИЛО:
в ы х о д я
( н е
в ы б е г а я
и з
подъезда!), будь внимателен и осторожен, так
как
вдоль
подъездов,
дворовому
проезду
может
двигаться
автомобиль
(и
часто
на
большой
скорости).
Играй
на
специально
отведенных детских площадках.
Использование для показа старых дорожных знаков на жёлтом фоне
«Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке
безопасности» или на середине дороги».
СОВЕТ: «Островка безопасности» в
правилах
дорожного
движения
больше
не
существует.
Необходимо
рассчитать
переход
так,
чтобы
не
останавливаться на середине дороги и
пересечь
проезжую
часть
за
одни
приём.
Но,
если
уж
попал
в
такую
ситуацию, то стой на середине дороги,
на
осевой
линии,
разделяющей
транспортные
потоки
противоположных
направлений,
или
на
«направляющем островке», не делай шаг ни вперед, ни назад, не
оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше
Вас объехать.
8
СОВЕТ:
на
занятиях
по
ПДД
больше
используйте
современный
наглядный материал и ситуационный метод обучения.
СОВЕТ:
внимательно
просматривать
методическую
литературу
по
ПДД,
обращая
внимания
на
стихотворения,
загадки,
в
которых
ребёнок
говорит
о
правилах
перехода
проезжей
части,
читая
стихотворения о сигналах светофора для транспортного средства.
«Красный – стой,
Жёлтый – жди,
А зелёный проходи!»
Употребление в разговорной речи «Цвет» или «Свет» светофора.
СОВЕТ:
Чётко
проговаривать
«Сигналы
пешеходного
светофора.
Переходить улицу только со взрослым человеком, мамой или папой,
крепко держась за руку.
СОВЕТ: Учить детей и родителей переходить улицу, держа ребёнка
за запястье.
СОВЕТ: Нельзя путать имеющие самостоятельное значение термины
«Пешеходная
дорожка»
и
«Пешеходный
переход»,
«стоянка»
и
« о с т а н о в к а » .
У п о т р е б л е н и е
несуществующих
понятий
ведёт
к
искажению в понимании требований ПДД.
СОВЕТ:
правильно
объясняйте
значение
дорожного знака «Дети», который вовсе не
предусматривает
переход
через
дорогу
именно
в
месте
его
установки,
а
лишь
информирует водителя о том, что на дороге
могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад
или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на
дороге.
СОВЕТ:
Начинайте
ознакомление
дошкольников
со
знаками,
актуальных
для
юных
участников
дорожного
движения.
Детям,
безусловно,
необходимо
знать
значение
определенных
дорожных
знаков, но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают
на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход»
(наземный,
подземный
и
надземный),
«Движение
пешеходов
запрещено»,
«Пешеходная
дорожка»,
«Движение
на
велосипедах
запрещено», «Пресечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная
дорожка».
9
Литература, рекомендуемая для чтения
детям в детском саду и дома
1.
Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
2.
Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
3.
Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
4.
Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три
сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга.
Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение,
1989.
5.
Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука
безопасности. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1966.
6.
Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ
СССР, 1986.
7.
Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей
старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
8.
Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до
10 лет. – М., 1988.
9.
Не зевай! Книжка – раскраска / Художник В.А. Травин. – Лениздат,
1989.
10.
Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
11.
Скоро
в
школу.
Правила
дорожного
движения
для
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
/
Составитель
Д.
Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
12.
Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов н/Д: Феникс,
1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».
13.
Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для
дошкольников, воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю.,
Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.
14.
Трофимов В.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
15.Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
16.
Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей.
– М.: Эксмо, 2004.
17.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
18. Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. –
Анселл – Пресс, 1998.
10
Литература, рекомендованная для работы
с дошкольниками по формированию навыков
безопасного поведения на улице
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах
и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного
возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
3. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. –
М.: Мозаика – Синтез, 2001.
4. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда,1995.
5.
Арушанова
А.Г.
Речь
и
речевое
общение
детей:
Книга
для
воспитателей детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 1999
6.
Белая
К.Ю.,
Зимонина
В.Н. Как
обеспечить
безопасность
дошкольников. – М.: МИПКРО, 1998.
7.
Бондаренко
А.К.
Дидактические
игры
в
детском
саду.
–
М.:
Просвещение,1991.
8.
Методические
рекомендации
по
организации
работы
с
детьми
дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. –
сост. М.Р. Максиняева, Т.Ю.Филиппова, – М., 1999.
9. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и
семье
навыков
дисциплинированного
пешехода).
Сборник
методических рекомендаций для работников детских учреждений и
родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.
10.
Петрова
И.М.Объемная
аппликация:
Учебно-методическое
пособие.- Детство- Пресс, 2000.
11. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /
О.С.Ушакова,
А.Г.
Арушанова,
Е.М.
Струнина
и
др.
–
М.:
Просвещение, 1996.
12. Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников и
речевой активности «Открой себя». – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.
13. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1980.
14.
Смоленцева
А.А.
Сюжетно
–
дидактические
игры
с
математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада.
– М.: просвещение, 1993.
15.
Степаненкова
Э.Я.
Дошкольникам
-
о
правилах
дорожного
движения. - М.: просвещение, 1978.
16.
Степаненкова
Э.Я.,
Филенко
М.Ф.
Дошкольникам
о
правилах
дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М.:
просвещение, 1978.
11
17.
Скоролупова
О.А.
Занятия
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». –
М.: Издательство Скрипторий 2003», 2007.
18. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений
и начальной школы. – М.: 2007.
19. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.
20. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
21.
«Добрая
Дорога
Детства»
(ДДД).
Детское
приложение
к
всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2002.
22. Дошкольное воспитание. Журнал. 1982 – 1991.
23. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М,
1975.
24. Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.
25. Михалков С. Моя улица. М., 1980.
26. Молондин И.Г. Внимание дети. М., 1975.
27. Пишумов Я. Машины. М., 1980.
28. Пишумов Я. Это улица моя. Л., 1981.
29. Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. М., 1980.
30. Прокофьева С., Сапгир Г. Пусть ребенок растет здоровым. М.,
1985.
31. Семенюк В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного
движения. Минск, 1983.
32. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного
движения. Киев, 1985.
33. Туртин О. Для чего нам светофор. М., 1976.
34.Козорезова Т.Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская
Кубань», 1997.
35. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения дошкольников
на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования,
2007.
12