Напоминание

тема: " Знакомство с русской избой"


Автор: Прокофьева Алефтина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №53 Центрального района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 5-6 лет с нарушением зрения в мини – музее "Русская изба" Тема: "Знакомство с русской избой"
Тема: тема: " Знакомство с русской избой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53

компенсирующего вида Центрального района Санкт-Петербурга "Консультативно-практический

центр по абилитации детей со зрительной патологией".

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми 5-

6 лет с нарушением зрения в мини – музее «Русская изба»

Тема: «Знакомство с русской избой»

Цель:

Развитие зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения

процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета на

примере знакомства детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным

традициям и обычаям.

Программные задачи:

Обучающие:

-Учить зрительно-осязательным способам обследования предмета.

- Продолжать учить детей согласовывать речь с движениями ( пальчиковая гимнастика, хоровод.)

- Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и

коммуникативные умения.

- Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.

-Формировать позитивный опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром ,умений и

навыков практической ориентированной деятельности.

Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь,

чугунок, горшок, самовар и т.д.).

Развивающие задачи:

- развивать прослеживающие функции глаз, зрительно-моторную координацию;

- развивать мелкую, общую моторику;

-развивать ориентировку в пространстве, упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле,

при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её

самостоятельно;

- развивать художественно-творческие способности детей, интерес к русскому фольклору расширять

кругозор детей;

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, обычаям гостеприимства,

-обеспечение индивидуально - дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния их

зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.

Словарная работа:

Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Обогащение словаря детей: печь, ухват, самовар, , красный угол…

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы,

познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Материалы и оборудование: музей “Русская изба” с предметами быта, материалы для работы с тестом,

тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, ухват..

Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом в Русском музее, художественной

литературе ; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и

потешек.

Ход НОД:

Дети одетые в русские народные костюмы.

Дефектолог: Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир

исторического прошлого своего народа, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит выполнять

различные задания, помогать друг другу.

Мы побываем в необычном, удивительном месте и попадем в другое время ,а в какое, вы мне скажите сами,

и подсказкой вам будут костюмы, надетые на вас

1

Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия)

В старину нашу страну называли Русь и вы узнаете как жили в старину наши предки? Сегодня мы с вами

посетим очень интересное место — русскую избу, очень похожую на ту, в которой жили русские люди

много лет назад.

А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

По дорожке скок-по скок.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катится – а дети идут следом, и говорят в какую сторону будет катиться клубок.

Попадают в русскую избу.

Воспитатель:

Ой, вы гости дорогие, все нарядные какие!

Здравствуйте, добрые молодцы, здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите, в избу проходите!. Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что

он радушный и гостеприимный.

При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому» и кланялись..

Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю (поклонились).

Правую руку положите к левому плечу и поклонитесь ( дети делают поклон самостоятельно, без показа

воспитателя)

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

« Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!»

А как вы думаете ребята для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и

набраться сил.

А из чего строили дом? Из дерева, из бревен.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да

вьюга.

В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они рассказывали сказки,

говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины

Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем висела икона.. Красный угол

всегда держали в чистоте, и украшали вышитыми полотенцами.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в

определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала –

глава семьи, а потом все остальные.

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости

тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А на столе стоял самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от

дерева, заливали в него воду, и он кипятился.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и

блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, что было в избе самое главное?

- Дети: печь.

Печь считали сердцем дома!

Печка - наша поилица и кормилица. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Она служила

источником тепла и света.

Воспитатель: А в какой посуде готовили еду русские хозяйки?

В горшках, в чугунках.. Это посуда, в которой варили щи да кашу. Еда, приготовленная в такой посуде, была

очень вкусной.

Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла,

который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как вы думаете как ж можно достать из печи горячий горшок?

2

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной

кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Около печки висела люлька, которую ещё называли «зыбкой». Эта зыбка были приделаны к потолку, и их

можно было покачать, усыпляя ребёнка. Старшие сестры и братья следили за малышом, укачивали его, пели

ему колыбельные.

Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом

держать, в поле работать, на промысел ходить. И дети были помощниками во всем.

И так как я хозяюшка сегодня, вы мои помощники.

- И будете вы растапливать печь;

-замешивать хлеб;

-перебирать горох на гороховую кашу;

-укачивать малыша, чтобы он не плакал;

Дети по желанию

выбирают деятельность:

растапливать печь

–( индивидуальная работа с ребенком с воспитателем ).

« У тебя задание –растопить печь. Посмотри сколько здесь дров. Какие дрова ты выберешь для печи?

Правильно, сухие они хорошо и быстро горят . А остальные дрова надо сложить в поленницу по этому

образцу, так они скорее высохнут.)

-замешивать хлеб

;( подгрупповая работа с 2-3детьми воспитатель-хозяюшка.)

«Дети , прежде чем замешивать хлеб, давайте разомнем пальчики- они у нас должны быть ловкие и

проворные»

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

«Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать хлеб.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкое, податливое,)

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось

колечко, а потом прижимаем вовнутрь.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

Муку мы приготовили теперь месим тесто

- Какое она на ощупь тесто? (мягкое, податливое,)

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось

колечко, а потом прижимаем вовнутрь и украсим наш каравай.»

-

-

перебирать горох на гороховую кашу;

( индивидуальная работа с ребенком с учителем-

логопедом) Массаж пальцев,

«

надо выбрать из фасоли и гороха –грох и сложить его в этот горшочек»

Одной рукой, двумя руками, с завязанными глазами.

-

укачивать малыша, чтобы он не плакал

; ( индивидуальная работа с ребенком с

музыкальным руководителем)

«

Колыбель(зыбка-люлька)в избе подвешивали к потолку, защищая этим малыша от холода и для того чтобы

она качалась, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Положит мама ребеночка в колыбельку, качнет раз,

другой, а сама в это время пряжу прядет и колыбельную напевает….)

Зрительная гимнастика

«Теремок».

Терем- терем- теремок! Движение глазами вправо- влево.

Он не низок, не высок, Движение глазами вверх- вниз.

Наверху петух сидит,

3

Кукареку он кричит. Моргают глазами.

Воспитатель:

Какие вы молодцы! Как хорошо вы потрудились!

«Делу - время, потехе - час»

Русский народ издавна славился трудолюбием.

Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы?

1 ребенок: Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

2 ребенок: Сделал дело, гуляй смело.

3 ребенок: Скучен день до вечера, коли делать нечего.

4 ребенок: Рабочие руки не знают скуки.

5 ребенок: Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.

6 ребенок: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

7 ребенок: Делу время, потехе час.

8 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.

Молодцы! Пословицы вы знаете , а знаете ли вы название русских народных сказок, где говориться о

печи?

1.

Бежала девочка, бежала, видит - стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?». Печка

отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». (Гуси-лебеди)

2.

Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!». А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки

по закоулочкам» (Лиса и заяц).

3.

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла к царю прямо по

улице». (По щучьему велению).

4.

«Был царский бал на отходе. Поехал Иван-царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да сжег ее в

печи». (Царевна-лягушка)

5.

«Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен»

(«Колобок»).

Логопед

Молодцы! А загадки отгадывать умеете?

«Стоит жилище

деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

это русская… (изба)».

«Б

ольшая, белая,

В избе главная,

Кормит, греет,

Все местечки,

Угадали это…(печка)»

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?»

К низу узок, вверх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Сама не ем, а людей кормлю (ложка)

Стоит толстячок

подбоченивши бочок,

шипит и кипит

Всем пить чай велит (самовар)

Дети , выполнили свою работу подойдите ко мне.

Наш каравай подоспел

4

« Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!»

Ох, спасибо вам ребятки,

Славно с вами потрудились.

Понравилось вам у меня, ребята?

Что интересного вы увидели у меня в избе?

Что устраивали в доме в первую очередь? (печь)

Как называлось самое святое место в доме? (красный угол.)

Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (ухват.)

Музыкальный руководитель

И закончим наше

путешествие веселым народным хороводом. Ведь люди

на Руси умели не только хорошо трудиться , но и весело ,задорно веселиться.: хоровод, музыкальная игра…

Дефектолог: Ах какие вы сегодня добры молодцы и красны девицы!

Ну что же вам понравилось наше путешествие в другое время?

У меня есть еще один для вас сюрприз. Волшебный клубочек нам покажет дорогу обратно, где

по русскому обычаю пойдем пить чай с крендельками, хлебом пышным да румяным.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками,

караваем.. Пригласим и наших гостей и угостим их чаем из самовара.

учитель-дефектолог: Прокофьева АА.

Март 2020г.

5



В раздел образования