Автор: Рычева Алёна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического
воспитания дошкольников
Составила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 47
«Ладушки» г. Заволжье
Рычева А. А.
В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное
обновление
педагогического
процесса,
переосмысление
самой
сущности
образования
и
его
познания.
Гуманистическая
психология
и
педагогика
понимает
воспитание
как
создание
условий
для
развития
ребенка
и
его
максимальной
самореализации.
Воспитание
призвано
помогать
ребенку,
устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей,
культурой
человечества,
в
котором
он
станет
субъектом
собственного
развития.
«Воспитывать
–
это
значит
приобщать
ребенка
к
миру
человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному
миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно
важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду,
развивать
эстетическое
к
ней
отношение,
подготовить
его
–
не
столько
информационно,
сколько
эмоционально
-
к
восприятию
произведения
искусства.
Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании
оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в
решении
воспитания
культурной
личности
ребенка,
поможет
заложить
нравственные
основы,
научит
правилам
общения,
разовьет
творческий
потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, -
истинными ценностями.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского
museum
-
храм
муз,
место,
посвященное
наукам
и
искусствам.
Музей
-
учреждение,
которое
занимается
собиранием,
изучением,
хранением
и
показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и
человеческого
общества
и
представляющих
историческую,
научную
или
художественную ценность.
В
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском
саду
называют
«мини-музеями».
Часть
слова
«мини»
-
в
нашем
случае
отражает
и
возраст
детей,
для
которых
они
предназначены,
и
размеры
экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они
могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты,
ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их
своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
Предлагаю
рассмотреть
«Создание
мини-музеев
по
патриотическому
воспитанию».
Например, выбираем тематику музея, можно выбрать, например, такие, как
«Народные
промыслы
России»,
«Семь
Я»,
«Город,
область,
страна»,
«Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение
года могут изменяться).
Далее определяем место размещения мини-музея: месторасположение мини-
музея
должно
определяться
с
учетом
принципов
интерактивности
и
полифункциональности
музейного
пространства
и
психологической
комфортности и безопасности.
Затем идёт планирование экспозиций мини-музея в ДОУ: они могут быть как
постоянными так и сменными экспозициями. И начинаем подбор экспонатов:
размещаем
экспонаты
в
разной
плоскости,
размещаем
материала
на
настенных полочках, можно использовать ширмы, стенды.
Далее занимаемся разработкой форм работы с экспозициями мини-музеев:
собираем картотеку методического материала, туда необходимо включить:
занятия-экскурсии,
экскурсии
для
родителей,
исследовательская
деятельность, продуктивная деятельность.
Затем составляем каталог экспонатов и план работы в мини-музее.
Например,
в
мини-музее
«Семь
Я»
можно
расположить
экспозиции
«Игрушки наших родителей». Рассматривая их, дети смогут понять, что и
мамы, и бабушки тоже были маленькими, тоже играли такими добрыми и
красивыми игрушками.
Можно составить альбом «Герб семьи». В гербе отображаются профессии
родителей,
значение
фамилии,
хобби
семьи
и
т.
д.
каждый
ребенок
с
гордостью рассказывал о своей семье, делился подробностями.
Ещё
можно
добавить
экспозицию:
«Бабушкин
сундучок»,
его
наполнить
небольшими старинными вещами, они позволят познакомить ребят детского
сада с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через
живое
прикосновение
к
культуре
наших
предков,
прививается
любовь
к
России,
к
нашей
Родине,
к
народному
творчеству.
Можно
добавить
экспозиции «Обереги дома», познакомить детей с народными традициями,
ведь
русская
тряпичная
кукла
считается
одним
из
самых
загадочных
символов России. Это не просто детская игрушка, наши предки верили, что
куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. На примере
народной
игрушки
можно
расширить
знания
детей
о
традициях
в
использовании
кукол,
повысить
интерес
к
изготовлению
разнообразных
кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное
отношение к культуре своего народа.
Хочется
ещё
раз
напомнить,
что
назначение
мини-музея
по
патриотическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы взрастить
в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье,
истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и
близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.