Напоминание

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников


Автор: Рычева Алёна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического

воспитания дошкольников

Составила: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 47

«Ладушки» г. Заволжье

Рычева А. А.

В современное время в дошкольном образовании идет интенсивное

обновление

педагогического

процесса,

переосмысление

самой

сущности

образования

и

его

познания.

Гуманистическая

психология

и

педагогика

понимает

воспитание

как

создание

условий

для

развития

ребенка

и

его

максимальной

самореализации.

Воспитание

призвано

помогать

ребенку,

устанавливать собственные отношения, контакты с обществом, историей,

культурой

человечества,

в

котором

он

станет

субъектом

собственного

развития.

«Воспитывать

это

значит

приобщать

ребенка

к

миру

человеческих ценностей», включающих отношение к природе, рукотворному

миру, явлений общественной жизни, к самому себе. Поэтому чрезвычайно

важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду,

развивать

эстетическое

к

ней

отношение,

подготовить

его

не

столько

информационно,

сколько

эмоционально

-

к

восприятию

произведения

искусства.

Неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании

оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в

решении

воспитания

культурной

личности

ребенка,

поможет

заложить

нравственные

основы,

научит

правилам

общения,

разовьет

творческий

потенциал ребенка, т. к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, -

истинными ценностями.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского

museum

-

храм

муз,

место,

посвященное

наукам

и

искусствам.

Музей

-

учреждение,

которое

занимается

собиранием,

изучением,

хранением

и

показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и

человеческого

общества

и

представляющих

историческую,

научную

или

художественную ценность.

В

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском

саду

называют

«мини-музеями».

Часть

слова

«мини»

-

в

нашем

случае

отражает

и

возраст

детей,

для

которых

они

предназначены,

и

размеры

экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они

могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты,

ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их

своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее

ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и

дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей.

Предлагаю

рассмотреть

«Создание

мини-музеев

по

патриотическому

воспитанию».

Например, выбираем тематику музея, можно выбрать, например, такие, как

«Народные

промыслы

России»,

«Семь

Я»,

«Город,

область,

страна»,

«Культура и традиции», «Не забыть нам даты этой» (экспозиции в течение

года могут изменяться).

Далее определяем место размещения мини-музея: месторасположение мини-

музея

должно

определяться

с

учетом

принципов

интерактивности

и

полифункциональности

музейного

пространства

и

психологической

комфортности и безопасности.

Затем идёт планирование экспозиций мини-музея в ДОУ: они могут быть как

постоянными так и сменными экспозициями. И начинаем подбор экспонатов:

размещаем

экспонаты

в

разной

плоскости,

размещаем

материала

на

настенных полочках, можно использовать ширмы, стенды.

Далее занимаемся разработкой форм работы с экспозициями мини-музеев:

собираем картотеку методического материала, туда необходимо включить:

занятия-экскурсии,

экскурсии

для

родителей,

исследовательская

деятельность, продуктивная деятельность.

Затем составляем каталог экспонатов и план работы в мини-музее.

Например,

в

мини-музее

«Семь

Я»

можно

расположить

экспозиции

«Игрушки наших родителей». Рассматривая их, дети смогут понять, что и

мамы, и бабушки тоже были маленькими, тоже играли такими добрыми и

красивыми игрушками.

Можно составить альбом «Герб семьи». В гербе отображаются профессии

родителей,

значение

фамилии,

хобби

семьи

и

т.

д.

каждый

ребенок

с

гордостью рассказывал о своей семье, делился подробностями.

Ещё

можно

добавить

экспозицию:

«Бабушкин

сундучок»,

его

наполнить

небольшими старинными вещами, они позволят познакомить ребят детского

сада с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через

живое

прикосновение

к

культуре

наших

предков,

прививается

любовь

к

России,

к

нашей

Родине,

к

народному

творчеству.

Можно

добавить

экспозиции «Обереги дома», познакомить детей с народными традициями,

ведь

русская

тряпичная

кукла

считается

одним

из

самых

загадочных

символов России. Это не просто детская игрушка, наши предки верили, что

куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. На примере

народной

игрушки

можно

расширить

знания

детей

о

традициях

в

использовании

кукол,

повысить

интерес

к

изготовлению

разнообразных

кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное

отношение к культуре своего народа.

Хочется

ещё

раз

напомнить,

что

назначение

мини-музея

по

патриотическому воспитанию дошкольников состоит в том, чтобы взрастить

в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье,

истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и

близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.



В раздел образования