Напоминание

Роль сказок в развитии связной речи у детей cтаршего дошкольного возраста


Автор: Султанова Гаухария Исмагиловна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ Сибайский педагогический колледж
Населённый пункт: город Сибай Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Роль сказок в развитии связной речи у детей cтаршего дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль сказок в развитии связной речи у детей

cтаршего дошкольного возраста

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и

является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором

наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника

происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной

и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия

воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на

активность,

самостоятельность,

творчество,

регулирование

ребёнком

собственных эмоциональных состояний[6, с.13].

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка,

показывают,

как

богата

родная

речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями.

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим

ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка -

сказывать, рассказывать. То есть сказка - это то, что рассказывается, это

устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его

слушателя [3, с.208].

Сказка - ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть

добрыми

и

справедливыми,

противостоять

злу,

презирать

хитрецов

и

льстецов.

Она

утверждает

народные

принципы

жизни:

честность,

преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их

неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сказку различают на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет

общепринятой

классификации

сказок,

основанной

на

одних

и

тех

же

принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки

ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по

сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о

животных, волшебные, и социально - бытовые [12, с.120].

В сказках о животных главным персонажем являются животные. В

волшебных сказках действуют люди и фантастические существа ( животные

здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о

приключениях,

обязательно

связанных

с

волшебством.

В

социально

-

бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в

волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь

герои

становятся

победителями

преимущественно

благодаря

своему

уму,

смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду

со

зверями,

мужик,

который

занимается

обычными

для

крестьянина

работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу,

готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на

берегах глубоких рек; вокруг деревень - широкие поля [23, с. 116].

В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах,

королях и королевичах и о тех же крестьянах - землепашцах, охотниках и

рыболовах - их подданных.

В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят

барин и поп.

Сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из

них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации

высмеивают

общечеловеческие

пороки,

и,

прежде

всего

глупость.

Ее

воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость -

глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят

волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки,

должны

вызвать

у

слушателя

чувство

жалости

к

нему.

Но

этого

не

происходит. Нет оправдания глупости, жадности.

Противником

волка

выступает

лиса.

Это

«кумушка

-

голубушка»

нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка

вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но

хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием

и предательством. Лиса - такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика

из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко

распТаковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных:

добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая

коза - дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка,

безобидный зайка [20, с.18].

В

волшебных

сказках

другие

персонажи.

Зло

представлено

в

них

фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей

Бессмертный, Баба Яга,Змей Горыныч. Это может быть и «мужичок с ноготок

- борода с локоток» и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они

необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи:

ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные

персонажи

создают

в

волшебных

сказках

стихию

таинственности,

страшного.

Именно

из-за

этого

волшебные

сказки

исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный»,

«идеальный» мир ребенка, нередко забывая, свой не только взрослый, но и

детский интерес к этим сторонам жизни. Но разве это правильно? Хорошо

писала М.И.Цветаева: «Разве дети ненавидят Людоеда за то, что хотел отсечь

мальчикам головы? Нет, они его только боятся. Разве дети ненавидят Змея

Горыныча? Бабу Ягу с ее живым тыном из мертвых голов? Все это - чистая

стихия страха, без которой сказка не сказка и услада да не услада. Для

ребенка, в сказке, должно быть «зло» [6, с.78].

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а

на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иван-дурак, Иван

Быкович.

Их

отличают

скромность,

трудолюбие,

верность,

доброта,

готовность прийти на помощь, бескорыстие. Все вместе они воплощают

неписаный моральный кодекс народа.

Только

таким

героям

служат

волшебные

помощники,

только

они

становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из

беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный

конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака

Журка и кот Васька.

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле

в

сапогах-скороходах,

пользуются

шапкой-невидимкой,

едят

со

скатерти-

самобранки.

Волшебные

сказки

-

своеобразный

вид

устной

приключенческой

литературы народа [9, с.7].

Социально-бытовые

сказки

по

содержанию

ближе

к

сказкам

о

животных.

Особенно

сильно

в

них

проявилось

сатирическое

начало,

выразившие

симпатии

и

антипатии

народа.

Героем

их

является

простой

человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат.

Осмеянию

в

социально-бытовых

сказках,

как

и

в

сказках

«Ерш

Ершович»,

«Ворона-карабута»,

подвергались

судопроизводство

средневековой

Руси

и

даже

сам

царь.

Неразумность,

несправедливость

решений

суда

народ

объяснял

глупостью

судей,

взяточничеством,

но

в

сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит

бедняк от суда Шемяки («Шемякин суд»), отбивается благодаря смекалке

своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки

лучше, чем его не далекий, но богатый брат («Семилетка»).

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность

мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем.

Народ

видел

недостатки

и

в

собственной

бытовой

жизни,

сказки

помогали

ему

искоренять

их.

Они

высмеивают

ленивых,

глупых

людей,

пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство.

«В них, - писал в статье «О народных сказках» В.Г.Белинский, - виден быт

народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый

русский

ум,

столь

наклонный

к

иронии,

столь

простодушный

в

своем

лукавстве». (14, с. 65)

Детская

книга

рассматривается

как

средство

умственного,

нравственного

и

эстетического

воспитания.

Детский

поэт

И.

Токмакова

называет

детскую

литературу

первоосновой

воспитания.

По

словам

В.А.

Сухомлинского,

«чтение

книг

-

тропинка,

по

которой

умелый,

умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная

литература, а в частности сказки формируют нравственные чувства и оценки,

нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие.

Сказки

способствуют

развитию

речи,

дают

образцы

русского

литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение

дает

готовые

языковые

формы,

словесные

характеристики

образа,

определения,

которыми

оперирует

ребенок.

Средствами

художественного

слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок

практически

усваивает

грамматические

нормы

языка

в

единстве

с

его

лексикой.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка.

В

рассказах

дети

познают

лаконизм

и

точность

языка;

в

стихах

-

музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость,

выразительность [18, с.126].

Таким образом, из сказки ребенок узнает много новых слов, образных

выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя

сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с

ними

дети

больше

полюбят

народное

искусство,

нашу

историю,

станут

немного добрее.



В раздел образования