Автор: Скворцова София Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "История возникновения лампочки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 Ладушки»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
с детьми старшей группы № 8
общеобразовательной направленности
по теме: «История электрической лампочки»
ОО «Познавательное развитие»
Заволжье
2020 г.
Составила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Скворцова С.М.
Задачи:
1.
Расширять и уточнять представления детей об истории развития источников света.
2.
Показать
роль
взрослых
в
преобразовании
предметов,
активизировать
речевое
общение.
3.
Развивать мышление, воображение.
4.
Воспитывать бережное отношение к окружающему.
5.
Вызвать интерес и положительный эмоциональный настрой к прошлому.
Предварительная работа:
1.
Чтение стихов и загадок об источниках света.
2.
Рассматривание иллюстраций.
3.
Чтение «Истории обыкновенных вещей». Автор Богданов В.В., Попова С.Н.;
«Бытовые электроприборы. Какие они?» Автор Нефёдова К.
4.
Рисование источников света, осветительных приборов.
Словарная работа: музей, экспонат, экскурсовод, лучина, коптить, керосин, керосиновая
лампа, свеча, фитиль, смола, факел.
Материал:
1.
На кубах покрытых салфетками расположены следующие предметы: факел, лучина,
свеча
в
подсвечнике,
плавающая
свеча
в
чашке
с
водой,
керосиновая
лампа,
настольная лампа, бра, электрическая лампочка.
2.
Мультимедийная установка с подготовленными слайдами: солнце, костёр, факел,
лучина,
керосиновая
лампа,
электрическая
лампочка,
свеча,
люминесцентная
лампочка, портрет А. Н. Лодыгина.
Содержание
Методы и приёмы
Воспитатель: - Кто-то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо,
Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?
Художественное
слово
Может это воробьишко, пролетая, обронил?
Может, кто письмо, как мышку на окошко заманил?
Открывает конверт, читает загадки:
- Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке,
Висит она без дела днём, а ночью освещает дом.
- Дом – стеклянный пузырёк, а живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся, ярким пламенем зажжётся.
Воспитатель: - Молодцы! Правильно отгадали, ответ один и тот же
– это электрическая лампочка.
Воспитатель
предлагает
детям
сесть
на
стульчики,
расставленные
полукругом,
обращает
внимание
н а
мультимедийный экран
Воспитатель:
- Подумайте, ребята, что общего между этими
предметами? (Ответы детей).
Воспитатель: - А чем они отличаются? (Ответы детей).
Воспитатель:
-
Правильно,
лампу,
бра,
светильники
сделал
человек. Значит, это предметы рукотворного мира.
- Солнце – это природный мир, оно возникло раньше, чем человек.
Сегодня мы побеседуем об источниках света. А как о них можно
узнать?
Дети: - Прочитать книгу. Посмотреть фильм. Пойти в музей.
Воспитатель: - Вот мы и отправимся с вами в музей. А что такое
музей?
Дети: - Это здание, где хранятся вещи.
Воспитатель:
- Да, эти вещи в музее называются экспонаты –
предметы истории, предметы прошлого и настоящего.
- Кто работает в музее? (Экскурсоводы).
-
Да,
в
музее
работают
экскурсоводы,
которые
обо
всём
рассказывают.
Я
предлагаю
вам
стать
вместе
со
мной
экскурсоводами, а гости будут посетителями.
Воспитатель: - Представьте, ребята, что однажды на всей земле,
погасли лампы и лампочки, фонари, потухли прожекторы и фары
машин,
пропали
разом
все
свечки…
Что
бы
вы
почувствовали?
Сюрпризный
момент
Показ слайдов
Сообщение цели
Беседа
с
показом
соответствующих
слайдов
(Страх).
Воспитатель:
-
Страшно!
Также,
наверно,
страшно
было
и
пещерному
человеку,
когда
наступала
ночь.
Должно
быть
с
тех
самых пор и мечтал человек завести дома маленькое прирученное
солнце. И завёл… Сначала это был огонь. Огонь существовал ещё
тогда, когда и людей не было. Как мог появиться огонь?
-
Ударила
молния
в
дерево
–
дерево
загоралось
и
звери
разбегались, улетали птицы.
Воспитатель: - А как же мог попасть огонь к человеку? Человек
смело вытаскивал из пламени пожара горящую ветку и нёс её в своё
жилище, в пещеру. И запылал в пещере первый костёр.
- Какую пользу он принёс человеку?
(Свет, тепло, готовую пищу,
отпугивание диких животных).
-
А
почему
не
очень
удобен
костёр
в
пещере?
(Его
постоянно
приходилось
поддерживать,
чтобы
не
потух,
нельзя
перенести
в
другое место, нужно следить, чтобы не случился пожар).
- Вот и начал человек думать, как бы сделать костёр более удобным,
и
придумал
человек
факел.
Это
палка,
на
которой
намотана
просмоленная пакля.
Воспитатель снимает с куба салфетку и показывает факел.
Воспитатель:
- С такими факелами удобно ходить по тёмной
улице, освещая путь ночью. Их укрепляли на стенах и они, как
фонари, освещали помещения.
Воспитатель: - А сейчас мы немножко разомнёмся.
- Ток бежит по проводам
поднять руки вверх
Свет несёт в квартиру нам
сделать повороты в стороны
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы.
выполнять пружинку
В кофемолку, пылесос
Ток энергию принёс.
выполнить прыжки
Воспитатель:
- Затем люди придумали лучину. Про неё нам
расскажет экскурсовод Артём.
Ребёнок: - Это просто щепка, заострённая на конце. Её делали из
берёзы, она лучше горит. Один конец закрепляли на подставке, а
другой зажигали. Но от лучины мало света, она быстро сгорает и
сильно коптит.
Воспитатель:
- Как называется этот экспонат? Кто запомнил?
(Лучина).
Рассматривание
экспонатов
Динамическая
пауза
Показ
экспоната
ребёнком
Воспитатель: - И опять у человека проблема усовершенствования
огня. Человек придумал свечу. Делали её из пчелиного воска, из
бараньего сала. Вот она, внутри у свечи фитиль, сделанный из ниток.
- Что находится внутри свечи? (Фитиль).
- Как вы думаете, удобна ли свеча?
Дети:
- Можно обжечься, может возникнуть пожар, мало света,
коптит.
Воспитатель: - Люди опять стремились придумать более удобное
освещение для своего жилья и научились из нефти делать керосин и
придумали керосиновую лампу.
- Повторите, какую лампу придумали?
Воспитатель показывает способа действия.
Воспитатель:
- Она была более удобна, огонь был защищён,
меньше копоти. Хороша была лампа, но человек не остановился на
месте. И, когда появилось электричество, русский предприниматель
А. Н. Лодыгин, человек из Тамбовской губернии в июле 1874 года
(150
лет
назад)
изобрёл
первую
электрическую
лампочку
(показ
лампочки).
Воспитатель: - Эта лампочка и сейчас освещает наши квартиры.
Люди придумали много разных красивых светильников: на потолке
висят люстры, на стенах – бра, на столах – настольные лампы, на
полу
торшеры,
на
улицах
фонари,
лампочки
горят
в
фарах
автомобилей.
- Вот и закончилась наша экскурсия по музею. Мы рассмотрели все
экспонаты показывающие возникновение электрической лампочки.
-
Электрические
лампочки
дают
свет
при
помощи
энергии.
Эту
энергию
необходимо
экономить.
Уходя
из
дома,
надо
всегда
выключать свет. Надо беречь всё, что придумал человек. Предлагаю
вступить
в
общество
бережливых
и
будем
сохранять
созданное
человеческими руками для себя и для других.
Рассматривание
с в е ч и
в
подсвечнике
Рассматривание
очередного
экспоната
Показ
портрета
на
слайде
Рассматривание
экспоната
Подведение итога