Напоминание

Формирование интереса детей к физической культуре через разнообразные организационные формы проведения занятий в практике работы ДОУ


Автор: Исаева Наталья Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование интереса детей к физической культуре через разнообразные организационные формы проведения занятий в практике работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование интереса детей к физической культуре через разнообразные

организационные формы проведения занятий в практике работы ДОУ

Бычкова Людмила Сергеевна, инструктор по физической культуре

МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г. Новокузнецк

В общей системе физического развития человека, физическое воспитание ребенка занимает

важную роль. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического

развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания

физических качеств.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и

стимулирующим

фактором

развития

интеллектуальной

эмоциональной

и

других

сфер,

то

становится

очевидной

необходимость

интенсивной

разработки

вопросов

физического

воспитания детей дошкольного возраста.

По статистике каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года

более четырех раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Кроме того, в среднем 20% дошкольников имеют низкий уровень физического развития, а к

7 годам количество детей имеющих низкий уровень физической подготовленности вырастает

до 25-27%. Такое положение сохраняется и даже усугубляется, несмотря на существование

большого

количества

программ

по

физическому

воспитанию

дошкольников

и

новых

методических разработок.

Физическое

воспитание

складывается

из

мероприятий,

направленных

к

тому,

чтобы

вырастить здоровых, выносливых, жизнерадостных, трудоспособных людей.

Для

полноценного

физического

развития

ребенка

необходимо,

чтобы

он

занимался

физическими

упражнениями,

играл

в

подвижные

игры,

пользовался

лыжами,

коньками,

совершал пешеходные экскурсии.

Таким

образом,

в

физическом

воспитании

должны

найти

свое

место

как

меры

по

укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры,

физические

упражнения.

Чем

яснее

родители

и

воспитатели

осознают

важность

всех

указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детских учебно-

воспитательных учреждениях.

Игра - неотъемлемая часть развития вашего ребёнка, главный плюс которой состоит в

активной

и

самостоятельной

деятельности

ребёнка,

при

которой

он

проявляет

свои

способности и видит результат своих действий.

Во

время

игр

у

ребёнка

улучшается

настроение,

обогащается

его

чувственный

опыт,

развивается образное мышление, речь и воображение, а так же закладываются базовые знания

творчества.

Игра это важное условие социального развития ребёнка, благодаря которой он знакомится с

делами и поступками взрослых, учиться понимать чувства других людей, получает навыки

общения и сопереживания, веселье и свободу.

Обладая

хорошим

психотерапевтическим

эффектом,

игра

даёт

ребёнку

возможность

избавиться от негативных переживаний. Через игру и игровые действия ребёнок усваивает

различные знания и умения в понятной для него форме.

1

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:

с

одной

стороны, дети

включаются

в

практическую

деятельность,

развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;

с другой стороны получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой

деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном

итоге способствует воспитанию личности в целом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.

д.

В

играх

воспитываются

основные

физические

качества

ребенка,

такие

как

сила,

быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и

навыки.

Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному

содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по

преимущественному формированию физических качеств.

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических

качеств:

игры на формирование ловкости;

игры на формирование быстроты;

игры на формирование выносливости;

игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

игры с ходьбой;

игры с бегом;

игры с лазанием;

игры с прыжками;

игры с метанием.

Классификация подвижных игр по сложности ( Таблица 1)

Таблица 1 «Классификация подвижных игр по сложности»

Элементарные игры

Сложные игры

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо

зафиксированные правила, игровые действия связаны с

развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это

игры преимущественно коллективные (небольшими группами и

всей группой). Народные игры относятся к сюжетным

Бессюжетные игры содержат интересные для детей

двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной

им цели. Это: игры типа перебежек, ловишек (не имеют сюжета,

образов, но имеют правила, роль, игровые действия) игры с

элементами соревнования (индивидуального и группового)

несложные игры-эстафеты (проводятся с разделением на

команды; ребенок стремится выполнить задание, чтобы

улучшить результат команды) игры с использованием предметов

(кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча») требуют

определенных условий; правила в них направлены на порядок

Спортивные

игры (городки,

бадминтон,

настольный теннис,

баскетбол, волейбол,

футбол, хоккей)

требуют

собранности,

организованности,

наблюдательности,

овладения опреде-

ленной техникой

движений, быстроты

двигательной реак-

ции. В дошкольном

2

расстановки предметов, пользования ими, очередность действий

играющих плюс элемент соревнования с целью достижения

лучших результатов

Игры-забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая»)

побуждают детей к двигательной активности

Игры-аттракционы — в них двигательные задания

выполняются в необычных условиях и часто включают элемент

соревнования

Игровые упражнения, где каждый ребенок действует отдельно,

выполняя указания взрослого.

возрасте

используются

элементы спор-

тивных игр, и дети

играют по

упрощенным

правилам

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки представлена в таблице 2

Величина нагрузки на организм ребенка зависит:

от точности выполнения условий игры;

от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым, ведущим игру;

от роли ребенка в групповых играх;

от характера самого ребенка, степени его возбудимости.

Таблица 2 «Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки»

Игры большой

подвижности

Игры средней

подвижности

Игры малой

подвижности

Одновременно

участвует вся группа

детей; построены они

в основном на таких

движениях, как бег и

прыжки

Активно участвует вся

группа, но характер дви-

жений играющих относи-

тельно спокойный (ходьба,

передача предметов) или

движение выполняется

подгруппами

Движения

выполняются в

медленном темпе, к

тому же

интенсивность их не-

значительна (игры с

ходьбой, игры на

внимание)

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их.

В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится

аппетит, сон. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для про-

явления детьми инициативы и творчества.

Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям от занятия к занятию,

от игры к игре:

ставить новые задачи,

обогащать упражнения новыми двигательными заданиями,

усложнять правила,

вводить варианты,

поощрять проявление детьми самостоятельности

Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами

движений: с бегом, прыжками и т. д.

С младшими детьми (в возрасте 3-4 лет) -

проводятся игры с самыми простыми, интересными для них заданиями: в игре «Найди

3

свой домик» они должны добежать до флажка определенного цвета; в игре «Наседка и цыплята»

- подлезать под натянутую веревку; в любимой всеми народной игре «У медведя на бору» -

убегать от ловящего.

Для детей постарше (5-6 лет) -

подбираются игры с более разнообразными движениями, иногда в различных сочетаниях.

«Зайцы» прыгают на полянке, а при появлении «волка» убегают от него, «козы» могут попасть в

свой «дом», только перепрыгнув через «ров». Игра в «кошки-мышки» требует проворства,

большой согласованности действий.

В некоторых играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот,

кто скорее добежит до флажка, кто дальше забросит мяч или шишку, кто сумеет докатить обруч

до дерева так, чтобы он ни разу не упал.

Подбирая детям игрушки, я обязательно учитываю то, что они должны соответствовать

возрасту ребенка. Большое значение имеет в этом отношении размер игрушек.

Например,

мячи для 3-4-летних детей должны быть крупного размера (20-25 см в

диаметре) или среднего (10-12 см). Малышам трудно играть с маленьким мячом: его неудобно

катать, ловить, он легко выскальзывает из неумелых рук.

Дети 6-7 лет, лучше владеющие своими движениями, хорошо справляются и с мячами

небольшого размера (8 см в диаметре).

Обруч для катания должен быть не ниже пояса ребенка, чтобы ему не нужно было

сгибаться на бегу, подгоняя обруч рукой. Правильную длину прыгалки можно определить

следующим образом: если поставить ребенка на середину растянутой на полу прыгалки, то

концы ее, поднятые вверх, должны приходиться несколько выше уровня пояса ребенка.

Обучая детей основным движениям, нельзя забывать при этом о решении

воспитательных задач, стремиться к тому, чтобы дети учились проявлять выдержку,

настойчивость, смелость, могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям.

В то же время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки

детей группы, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого

ребенка.

Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребенка,

предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества (быстроты,

ловкости, выносливости) поддаются педагогическим воздействиям.

Дети, любящие движения, не нуждаются в особом внимании воспитателя, за исключе-

нием тех случаев, когда они предпочитают какой-либо один вид движения, например бег или

прыжки. Такие дети и сами используют любые возможности для проявления способности

бегать, прыгать, лазать, метать: они многократно спрыгивают с лесенки, бросают любой

попавший в руки предмет и т. п.

Дети, стремящиеся к малоподвижным играм и занятиям (рисованию,

рассматриванию иллюстраций в книгах), заставляют педагога искать возможные пути и методы

их активизации, повышения интереса к двигательной деятельности. Малышам можно пред-

ложить покатать в коляске кукол, догнать брошенный воспитателем мяч. Полезно объединить в

играх активных и пассивных детей, т. е. воспитатель помогает создать игровые группировки

детей. Но делать это надо тактично. В играх и упражнениях можно объединить детей не только с

различным уровнем развития движений, но и с одинаковым. В первом случае, когда

объединяются дети с разным уровнем развития двигательных умений, возможно взаимное

влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Дети видят удачные приемы действий,

4

многократно наблюдают лучший образец. Особенно целесообразны такие группировки при

разучивании бега с преодолением препятствий, при беге «змейкой», за обручем или мячом;

метании в цель; прыжках со скакалкой.

Во втором случае, когда двигательные умения сходные (они могут быть как низкого, так

и высокого уровня), играющие имеют равные возможности добиться успеха. Робкие и

нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать, среди таких же сверстников

приобретают уверенность, у них появляется желание научиться действовать активно, быстро.

Сюжетные занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической

культуре,

способствующая

воспитанию

интереса

детей

дошкольного

возраста

к

процессу

выполнения физических упражнений. В отличие от занятий, проводимых по традиционной

форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены

определенному сюжету (например, в комплексе «Морское царство» применяются упражнения

дыхательной гимнастики : «Парус», «Волны шипят» и др., общеразвивающие упражнения

«Рыбка», «Русалочка», «Медуза» и др., подвижные игры : «Цунами», «Невод», «Водяной» ;

танец «Раки», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.).

Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует

психологическим

особенностям

дошкольников,

облегчает

процесс

запоминания,

освоения

упражнений,

повышает

эмоциональный

фон

занятия,

способствует

развитию

мышления,

воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными (анатомо-

физиологическими,

психологическими

и

моторными)

особенностями

детей.

Для

решения

поставленных

задач

можно

использовать

различные

физические

упражнения,

последовательность которых соответствует общепринятой трехчастной структуре.

При

этом

упражнения,

используемые

в

подготовительной

и

заключительной

частях

занятий, а также этюды психогимнастики, танцы и игры можно менять через 2-3 занятия,

варьируя их в соответствии с сюжетом.

После разучивания упражнений в течение 3-4 занятий они выполняются под музыку

поточным способом по методике ритмической гимнастики. Использование ритмичной музыки

вызывает у детей положительные эмоции, способствует воспитанию чувства ритма, облегчает

формирование двигательных навыков.

Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные

приемы выполнения, следить, чтобы дети были внимательны. При повторении уточнить

наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия,

выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в

достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений,

проявлению активности, инициативы.

Комплексы

общеразвивающих

упражнений

(ОРУ),

используемые

в

основной

части,

целесообразно выполнять на протяжении 15-16 занятий, постепенно усложняя упражнения и

увеличивая

нагрузку.

При

дозировке

упражнений

необходимо

учитывать

уровень

подготовленности и индивидуальные возможности детей.

Для

повышения

интереса

детей

к

выполняемым

упражнениям

и

активизации

познавательной

деятельности

целесообразно

дополнять

сюжетные

занятия

по

физическому

воспитанию тематическими играми-занятиями: например, комплекс «Морское царство» может

быть дополнен познавательной игрой-занятием М. Сигимовой «Загадки Морского Царя» и т. п.

В

процессе

сюжетных

занятий

рекомендуется

использовать

стихи,

загадки,

песни,

5

соответствующие сюжету: например, при выполнении несложных по структуре упражнений

невысокой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предложить детям всем

вместе произнести вслух отрывок из сказки А. С. Пушкина «Ты волна моя, волна... » или спеть

песенку из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню».

При подборе музыкального сопровождения для упражнений, направленных на овладение

навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики рекомендуется

использовать

специальную

музыку,

тематически

связанную

с

сюжетом,

для

релаксации

в

сочетании с естественными природными звуками.

Звуки океанских волн, согласно данным

научно-методической

литературы,

самые

расслабляющие,

способствуют

снятию

психоэмоционального

напряжения,

овладению

навыками

физиологического

самоконтроля,

развитию психических способностей.

Каждый

комплекс

сюжетных

занятий

используется

в

среднем

на

протяжении

2-2,5

месяцев,

что

обосновывается

результатами

исследований,

установивших,

что

применение

коротких

течение

двух

месяцев)

тренирующих

программ,

направленных

на

развитие

отдельных двигательных качеств, в процессе физического воспитания дошкольников достаточно

эффективно

и

вызывает

достоверное

улучшение

показателей,

характеризующих

уровень

развития двигательных качеств.

После

закрепления

и

совершенствования

каждого

комплекса

сюжетных

занятий

проводится

физкультурный

досуг

или

праздник

(например,

комплекс

«Морское

царство»

завершается физкультурным праздником «В гостях у Морского Царя»), в процессе которых

используются освоенные на занятиях упражнения, танцы, игры и эстафеты. Подготовка к

празднику (досугу) является для детей хорошим стимулом для тщательной отработки своих

движений, способствует формированию таких черт характера, как настойчивость, трудолюбие,

целеустремленность.

Использование в практике работы по физическому воспитанию сюжетных занятий на

основе

ритмической

гимнастики,

базирующихся

на

учете

возрастных

особенностей

детей

дошкольного возраста, позволяют повысить эффективность процесса физического воспитания,

оказывают

положительное

влияние

на

состояние

здоровья

и

динамику

физической

подготовленности,

а

также

на

формирование

интереса

детей

к

систематическим

занятиям

физическими упражнениями, появляется устойчивый интерес к достижению коллективного

результата в командных играх и эстафетах. ( Приложение 1)

Литература

6

1. Антонов Ю. Е., Иванова Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый

дошкольник» // Журнал «Обруч», 1996, 1. - С. 5-6.

2. Адашкявичус Э. И Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.:

ФиС, 1992. - 147 с.

3. Байкова Л. А. Технология игровой деятельности. - Рязань: РГПИ, 1994. - 108

с.

4.

Башта

Л.

Ю.

Использование

кратковременных

игровых

программ

с

направленным развитием

5.

Безносиков

И.

Я.

Физкультурно-оздоровительная

работа

с

детьми

дошкольного

возраста:

учебно-методическое

пособие.

Мн.: « Четыре четверти»

1998.

6. Бланин А. А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости

от

их

двигательной

активности

и

соматотипа.

Автореферат

диссертации

на

соискание учебной степени кандидата пед. наук. МГАФК – Малаховка, 2000.

7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр.

психологии. - 1986. - 6. - С. 75 - 78.

8. Грохольский Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста:

Метод. Рекомендации – Мн, 1992. – 44с.

9. Дворкина, Н. И. Инновационные направления совершенствования системы

физического воспитания детей дошкольного возраста // Современные проблемы

физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни. - 2000.

10. Рунова М. А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной

активности // Дошкольное воспитание. - 1998. - 6. - С. 81-86.

11. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001. -368с.

12. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.

(Пособие для воспитателя подготовит. к школе группы). 2-е изд. дораб. - М.:

Просвещение, 1984. 159 с., ил.

13.

Шебеко

В.

Н.

и

Ермак

Н.

Н.,

а

так

же

Шишкина

В.

А.

Физическое

воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.

7

Приложение

8

Приложение 1

Игры-эстафеты

Среди командных игр особое место занимают эста феты. Проведение их не требует

большой подготовки, а содержание в зависимости от возраста и состава иг рающих может

варьироваться: упрощаться и усложняться. В эстафетах соревновательное начало очень ве-

лико и результаты наглядны, поэтому они всегда вызывают большой интерес не только у

участников, но и у зрителей, что, разумеется, тоже очень важно.

Для участия в играх-эстафетах создаются две (или 3—4) команды, равные по числу

участников и по возможности равные по силам. Команды выстраиваются в параллельные

колонны по одному на расстоянии 2—3 м одна от другой (возможны и другие построения).

В каждой команде должно быть не более 8—10 человек. Для наблюдения за строгим

соблюдением правил (не выбегать раньше времени, класть все предметы на свои места и

проч.)

инструктор

по

физической

культуре

может

назначить

помощников,

которые

прикрепляются к командам и следят за действиями игроков. Помощники имеют право

вернуть игрока на линию старта, чтобы повторить действие, если он нарушил установленные

правила.

Раньше чем начать соревнование, необходимо провести репетицию без зачета результатов,

для того чтобы каждый хорошо усвоил то, что от него требуется, и приспособился к игре.

Приводим описание различных по содержанию эстафет, которые можно включать в

программу игр. Можно провести и специальный вечер веселых эстафет с предварительной

подготовкой и тренировкой участников, с награждением победителей. Такой вечер надолго

запомнится и участникам, и зрителям.

Что означает слово «эстафета»? Детям, несомненно, интересно об этом узнать. В давние

времена, когда не было ни железных дорог, ни автомобилей, ни самолетов, письма и другие

срочные бумаги доставлялись эстафетной почтой. От одной почтовой станции до другой

ямщик гнал тройку лошадей. На станциях лошадей перепрягали, и новая почтовая тройка

мчалась дальше. Люди так и говорили — «отправить бумаги эстафетой », « доставлено

эстафетой ».

А еще раньше (700—800 лет назад) в некоторых странах почту передавали скороходы.

Они бежали от одной станции к другой. Привешенные к поясу колокольчики предупреждали

своим звоном о приближении почтальона. Сменяя друг друга, гонцы быстро доставляли

вести.

Теперь слово «эстафета» утратило свое прежнее значение. Эстафетой называют такую игру,

в которой каждый из участников на соответствующем этапе должен передать другому какой-

9

то

предмет

(эстафетную

палочку,

мяч,

обруч)

или

проделать

одно

за

другим

какие-то

действия, стараясь при этом опередить в скорости своих соперников из другой команды.

«Бег по кочкам»

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1—1,5 м

друг от друга чертят кружки диаметром 30—40 см (по прямой или извилистой линии). По

сигналу инструктора по физической культуре первые номера, перепрыгивая из кружка в

кружок,

добегают

до

конечной

черты,

после

чего

по

кратчайшему

пути

воз вращаются

обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку

очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны.

Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

«Эстафета с обручами»

Для игры нужны обручи и эстафетные палочки по числу команд. В 10—15 шагах от

линии старта перед каждой командой ставится флажок. На середине дистанции кладется по

обручу.

Первые номера в командах получают эстафетные палочки.

«Посадка овощей»

Две-три команды выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на

противоположном конце площадки чертят по пять кружков. Первым игрокам вручают по

мешочку с овощами (чеснок, лук, свекла, морковь, картофель) или с предметами, их

условно изображающими. По сигналу дети бегут, раскладывают все овощи в свои кружки и

пустой мешочек передают вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают овощи и

мешочек с овощами передают третьим и т. д.

Побеждает команда, раньше завершившая игру.

«Бег сороконожек»

Играющие делятся на две-три команды по 10—12 человек. Каждая команда получает

длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую

они держатся соответственно правой или левой рукой. По сигналу команды бегут к финишу

(дистанция в 30—40 м), все время держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к

финишу первой, при условии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Эту игру можно провести и по-другому. Каждая команда выстраивается в колонну по

одному. Все поднимают вверх правую руку и держатся за шнур, натянутый вдоль колонны.

По сигналу обе команды направляются к финишу (10—15 м) и возвращаются. Побеждает

команда, вернувшаяся раньше.

«Вьюны»

10

В командах по 6—7 человек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. По

сигналу стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за пояс

и они вращаются вдвоем, затем втроем и т.д.

Игра заканчивается, как только последний участник одной из команд присоединится к своей

колонне и все ребята повернутся вокруг оси.

«Скорый поезд»

В 6—7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки

быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и

возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они

снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти и во время

ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна.

Когда передний игрок — паровоз — возвратится на место с полным составом, он должен

подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

«На новое место»

Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15—20 м от них

проводится черта. По сигналу инструктора по физической культуре первые и вторые номера

каждой команды, взявшись за руки, бегут за черту. Первые номера остаются на новом месте,

а вторые возвращаются, берутся за руки с третьими игроками и опять бегут до черты. Затем

остаются вторые номера, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т.д.

Побеждает команда, все игроки которой первыми окажутся на другой стороне.

«Эстафета с мячами»

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6—7 шагах от линии старта

перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим

стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего

возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав

мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за

ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру.

Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому

номеру.

«Передал — садись»

Играющие разбиваются на несколько команд по 5—6 человек в каждой, выбирают

капитанов и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к

ней на расстоянии 5—6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По

сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок

возвращает его капитану и садится на землю (в спортивном зале — на гимнастическую ска-

11

мейку). Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т. д. Каждый из них,

вернув мяч капитану, садится. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан

поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают.

Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч и игроки которой первыми

вскочили. Если вовремя игры кто-либо из игроков уронит мяч, он должен его поднять и

бросить капитану, став предварительно на свое место.

«Мяч сквозь обруч»

В игре участвуют две команды мальчиков и две команды девочек. Для игры нужны 10—

14 гимнастических обручей и два волейбольных мяча. Девочки выстраиваются в две

шеренги одна против другой на расстоянии 5—б м. Сбоку, лицом к этим шеренгам попарно

выстраиваются команды мальчиков. Каждая пара девочек в вытянутых в стороны руках

держит по обручу, из них образуется цепочка. Первая пара мальчиков из каждой команды,

взяв мяч, проходит вдоль шеренги девочек (один спереди, другой сзади) и перебрасывает

друг другу мяч сквозь каждый обруч. Дойдя до конца шеренги, возвращаются обратно,

проделывая то же самое. Затем мяч передается второй паре мальчиков и т. д. Если мяч не

будет пойман или пролетит мимо обруча, бросок повторяется.

Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.После этого команды мальчиков и

девочек меняются ролями: мальчики с обручами выстраиваются в шеренги, а девочки

бросают сквозь обруч мяч.

«Эстафета с шайбой»

Участники команд выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—

12 м ставят по флажку (или стулу). Первые номера в командах получают по клюшке и

шайбе. По сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и

вернуть обратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою

очередь, обводит шайбу вокруг флажка, и т. д.

Побеждает команда, первая завершившая игру.При повторении игры можно поставить

задачу вести не одну, а две шайбы одновременно и обе вернуть к линии старта.

«Рак пятится назад»

Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—15 м ставят по

флажку. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной

вперед, обходят их справа и точно так же — спиной вперед — возвращаются на место. Как

только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д.

Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.Во время движения оглядываться

не разрешается.

«Пингвин с мячом»

12

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 шагах ставят по

флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между

коленями и передвигаясь прыжками, они устремляются к флажку, огибают его справа и

возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д.

Побеждает команда, завершившая игру первой.Когда дети натренируются, игру можно

усложнить: каждый должен передвигаться с двумя мячами — один зажать между

коленями, а другой держать в руках.

«Передача мячей»

Играющие разбиваются на две команды и выстраиваются в шеренги одна против другой.

Первым в каждой шеренге дают по мячу. По сигналу инструктора по физической культуре

они передают мяч своим соседям, а те передают его дальше. Когда мяч дойдет до последнего

игрока, он должен ударить мяч о пол, поймать его и вернуть соседу. Дальше мяч передается

из рук в руки уже в обратном направлении. Когда мяч вернется к первому игроку, он должен

поднять его над головой.

Побеждает та команда, которая раньше закончит передачу мяча.

«Иголка и нитка»

Для игры надо приготовить две бутафорские иглы (длиной 100—120 см) и два клубка

цветного шнура (тонкой веревки).

Играющие выстраиваются в две шеренги (по 10—12 человек в каждой) одна против другой.

Первым номерам каждой шеренги дается по игле, а последним номерам — по клубку шнура.

По сигналу, разматывая клубок (его игрок из рук не выпускает), конец шнура передают из

рук в руки вдоль шеренги. Когда он попадает к первому игроку, тот продевает его сквозь

ушко иголки и возвращает второму, который передает его дальше вдоль шеренги в обратном

направлении. Когда конец шнура вернется к последнему игроку и шнур, продетый сквозь

иглу, окажется сложенным вдвое, все поворачиваются направо (или налево) и вслед за

ведущим, держась за нитку (как гласит русская поговорка «Куда иголка, туда и нитка»),

быстрым шагом обходят площадку по периметру (границы должны быть обозначены) и

возвращаются на прежнее место.

Побеждает команда, раньше выполнившая задание (если все правила соблюдались точно).

13



В раздел образования