Автор: Перевощикова Лариса Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад № 20"
Населённый пункт: г.Глазов
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости как основы музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие
эмоциональной
отзывчивости
как
основы
музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальная деятельность, в силу её эмоциональности, привлекательна для
ребёнка. Для успешного осуществления музыкальной деятельности, кроме общих
способностей, дети должны обладать комплексом музыкальных способностей,
объединяющихся в понятие музыкальность. Основой музыкальности является
эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость - одна из
важнейших музыкальных способностей. «Только эмоции открывают в искусстве
действительный доступ к идее и образу», - отмечал Л.С. Выготский. [1; 255]
Эмоциональная отзывчивость может быть развита, во всех видах музыкальной
деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как необходима для
прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его
выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Классик отечественной психологии Б.М. Теплов утверждал, что «ядро
музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эмоциональная отзывчивость
на музыку проявляется в большей степени в двух способностях: ладовом чувстве
(эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность).
Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в
восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной
деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная
отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и
творческой деятельности детей (пении, игре на музыкальных инструментах) при
условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих
импровизациях».
Б.М. Теплов, исследуя художественные способности, установил, что в основе
«восприятия
всех
искусств
лежит
эстетическое
переживание
содержания
произведения»
[2].
Чтобы
понять
музыкальное
произведение,
важно
его
эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним.
В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической
реакции
слушателя,
вызывающей
или
духовное
удовлетворение,
или
неудовлетворение,
поэтому
при
слушании
музыки
у
ребёнка
возникают
определённой силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его
конкретное
состояние.
В
теории
эстетики
оно
называется
эстетическим
переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить
несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой,
вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т.д.
Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет
различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто
действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности
человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта,
эстетического вкуса, общей культуры.
Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста
формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-
образному содержанию произведений. Основным критерием доступности
музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного
возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности
знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие
эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их
способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу
музыкального образа.
Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру
музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и
успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с
детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные
эмоции. [3; 4]. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого
и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о
чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные,
таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту
эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
могут
различать
не
только
общую
эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.
Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает
огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого
является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В.
Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций,
указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус
звучания,
который
он
называл
«речью
чувства»,
«состоянием
тонового
напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную
окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с
речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.
Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок,
слушающий музыку, воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной
В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности;
эмоции
как
чувство
жизни;
эмоции
восхищения
мастерством
искусства;
изображаемые в музыки эмоции; природные эмоции музыки. [4; 177]
Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный
эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть
представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей
эстрадной и детской музыки.
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать»
собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание
музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а
педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает
эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую
роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада.
Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный
репертуарный список музыкальных произведений.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может
«сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если
настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда
ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения
мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в
хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок
испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения
интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвёртых,
в
процессе
слушания
музыки
ребёнок
воспринимает
выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения
наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить
детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере
программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так
называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и
исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р.
Шумана и др.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта
использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры
и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов - романтиков
(Шуберта,
Шопена,
Листа,
Мендельсона)
свойственна
передача
нюансов
эмоционального состояния. Музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие
человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные
эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа
музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это
касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует
на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее
его эмоциональное развитие.
Итак, воздействие музыки на глубочайшие слои эмоций, на душу несравненно
сложнее и сильнее, чем других видов искусств. Особенно велико значение музыки
для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими
формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в
развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.
Список литературы
1.Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного
возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.
Деркунская. - М.- 2005. - 320 с.
2. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста/
Г.
А.
Широкова.
- М. - 2005. - 304
с.
3.Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания/ О. А. Апраксина - М.- 1984.
-с. 111.
4.Дьячкова, Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки/ Л. М.
Дьячкова. - Биробиждан. - 2004.