Автор: Никитин Андрей Сергеевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "ОСОШ №1"
Населённый пункт: п. Октябрьский, Устьянский р-он., Архангельская область.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Завоевания Александра Македонского и их последствия"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Завоевания Александра Македонского и их последствия. 5 класс.
Эпиграф:
Удача сопутствует храбрым. А. Македонский
Цели урока: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск; расширить и обобщить знания о выдающемся правителе и
полководце Александре Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра
Македонского.
Предметные: ознакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск, а также с последствиями его завоеваний; расширить и обобщить
знания о выдающемся правителе и полководце А. Македонском; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования
державы А. Македонского.
Метапредметные : продолжить обучение работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа составлять характеристику
участников исторических событий и давать оценку их деятельности; формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал,
анализировать и обобщать его; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
Личностные : продолжить формирование коммуникативной компетентности; формировать интерес к исторической науке.
Ход урока:
Учитель
Ученики (ожидаемые действия и ответы)
I.
Организационный момент (1 мин.)
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
II.
Проверка домашнего задания (6 мин.)
1.
Давайте вспомним что мы изучали на прошлом уроке!? (СЛАЙД 1)
Организует беседу по вопросам:
1)
Раскройте причины возвышения Македонии при Филиппе II.
2) Когда и после какого события Греция потеряла независимость?
3) Какие факторы помогли Филипу покорить Грецию.
2. Организует решение теста. (проверка СЛАЙД 2)
Отвечают на вопросы (фронтально)
1)Филиппа II ( 359- 336 г. до н.э.) 1.создал большую,
боеспособную армию 2. укрепил царскую власть 3.чеканка золотой
монеты
2) 338 г. до н.э. – битва при Херонеи, потеря Грецией
независимости
3) Причины покорения Греции Македонией: а)Греки воевали
между собой, это ослабило страну. б)Филипп создал сильную,
мощную армию. в)Умение Филиппа поссорить противников.
Решают тест (индивидуально)
III. Мотивация.(2 мин) Одно из распространенных современных имен –
Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого?
Каких великих людей с таким именем вы знаете? (СЛАЙД 3)
Ребята, обратите внимание на слайд(СЛАЙД 4), Однажды Филиппу
предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на
дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему.
Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший
затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.
"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства,
Македония для тебя слишком мала".(на слайд)
- Кто изображён на слайде?
- Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- Как вы думаете, как эти слова отца повлияли на дальнейшую деятельность
мальчика? (какимим способами)))
Да, действительно - Отсюда, что же нам предстоит сегодня изучить, как
будет называться тема нашего урока?
А может ли завоевание одного народа другим пройти без последствий?
Тогда что нам нужно еще выяснить?
Запишите у себя в рабочих листах тему нашего урока – «Завоевания
Александра Македонского и их последствия». (СЛАЙД 5)
- Мужественный защитник
- А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие.
- они подтолкнули его на завоевания.
- Завоевания Александра Македонского.
- нет. Не может.
- последствия завоеваний Александра.
IV.Создание проблемной ситуации (2 мин)
Давайте с вами посмотрим на карту с.195 учебника и на СЛАЙД 6
оцените размер что вы можете сказать о территории, которую
занимала Македония
Запись на доске:+ государство Македония небольшое
Значит, какую армию может иметь такое государство?
Записывает на доске: +армия македонцев малочисленная
а что на карте обозначено сплошными фиолетовыми стрелками?
и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?
Записывает на доске: +А.М.завоевал полмира
Посмотрите на свои записи и карту. Вас ничто не удивляет? В чем
противоречие данных фактов?
Итак, проблемный вопрос нашего урока: БЛАГОДАРЯ ЧЕМУАлександр
Выполняют проблемные задания.
Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?
Поиском ответа на данный вопрос мы и займёмся на нашем уроке.
V.Актуализация знаний: 1 мин
Вспомните, какие изменения в армии ввел Филипп во время своего
правления?
Отвечают на вопросы
-
«македонская
фаланга
состоявшая
из
крестьян,
конница
из
аристократов, новые методы ведения боя.
VI. Изучение нового материала
План:
1.
Личность Александра македонского.
2.
Поход Александра на Восток.
3.
Последствия завоеваний Александра.
1.
С
помощью
учебника
на
стр.
197,
определите
какие
личные
качества помогли Александру завоевать полмира.
Мы выяснили какие качества помогли Александру в его завоеваниях.
2. Вы мне уже назвали …. А теперь найдите в тексте что еще….
Физкультминутка
А, теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли, помахали
Повернулись вправо, влево.
Руки вверх опять подняли, потянулись
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели – вновь за дело!
И так, мы узнали, что Александр был целеустремленным, здравомыслюющим
молодым человеком, который
хотел
продолжить дело своего отца, и
завершить подготовку похода на Персию, а также желал добиться славы и
власти своими усилиями. Сейчас попробуйте с помощью параграфа 37,
пунктов 2 и 3, а также карты в атласах определить основные события
похода Александра Македонского на Восток и запишите их в рабочий
лист. А также Выполните задания на контурной карте. (контурные
карты
делятся
на
три
уровня
сложности,
1
уровень,
2
уровень
и
3
уровень.)
По ходу урока заполняют рабочий лист.
1.Изучают личность
Александра (356-323 гг.до н.э.), на основе
учебника стр. 191. и заполняют таблицу:
Положительные черты характера
Серьезность, здравомыслие, целеустремленность
2.
Читают текст в зеленой рамке на стр. 191.
Александр мечтал о славе, и хотел добиться могущества,
власти, богатств своими силами, а не получить все в
наследство от отца. Продолжить дело своего отца.
По учебнику и карте выписывают основные события похода:
Дата
Место сражения
334 г. до н.э.
Битва при Гранике
333 г. до н.э.
Битва при г.Иссе
332 г. до н.э.
Завоевание Тира
332 г. .до н.э.
Подчинение Египта
331 г. до.н.э
Битва при Гавгамелах
327 г. до н.э.
Поход в Индию
324 г. до н.э.
Возвращение в Вавилон
323 г. до н.э.
Смерть А. Македонского
Провера работы: Составьте схему похода на А.Македонского на Восток (на
столе учащиеся берут заготовленные таблички с названиями пунктов похода и
расставляют в правильном порядке) и покажите поход на карте (один учник
(желательно отличник) вызывается к доске)).
На доске расположены картинки с изображением, названием и датами битв и
событий.
Раскрытие проблемного вопроса методом фронтального опроса.
Изучение последствий завоеваний Александра Македонского. На доску
выводится слайд с картой «Распад держава Александра Македонского».
Рассказ учителя, выделяет последствия распада империи Македонского,
показывает на карте государства, образовавшиеся после распада
империи.
Выставляет картинки в хронологической последовательности.
После этого показывает поход и результаты похода на карте.
По мере того, как ученик показывает поход на карте, остальные
проверяют свои работы с контурными картами и выставляют
себе оценки.
Записи в рабочий лист.
Закрепление изученного материала на уроке.
1.Соотнесите дату и битву
1.Битва при р.
Граник
А. 323 г. до н.э.
2. Битва при
городе Исса
Б. 334 г. до н.э.
3. Битва при
Гавгамелах
В. 333 г. до н.э.
4.Возвращение
Александра в
Вавилон
Г. 324 г. до н.э.
5.Дата смерти
Александра
Д. 331 г. до н.э.
Ответы:
1
2
3
4
5
Б
В
Д
Г
А
Учащиеся получают карточки, в которых работают индивидуально,
затем с помощью слайда проверяют правильность выполнения
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
1.
п. 37. – читать. Ответы на вопросы 2 и 5. Задание на выбор: вопрос № 4
или 6. Дополнительное задание(по желанию): сделать сообщение на тему:
«Эллинистическая культура».
Отвечают на вопросы учителя, проверяют выполнен ли план на
урок.
Записи в дневник.
Рефлексия.
Детям предложено облако "тегов", которые необходимо дополнить. На
интерактивной доске выведен слайд, где указаны варианты:
o
сегодня я узнал...
o
было трудно…
o
я понял, что…
o
я научился…
o
я смог…
o
было интересно узнать, что…
o
меня удивило…
o
мне захотелось… и т.д.
Рабочий лист урока
Имя, фамилия: _____________________________________________
Тема: «____________________________________________________»
Проблема урока:______________________________________________________________________
Задание 1.
Личность Александра Македонского
Черты характера Александра
«…Ищи,
сын
мой,
царство
по
себе,
ибо
Македония
для
тебя
слишком
мала».
(Филипп)
«Отец
успеет
захватить
все,
так
что
мне
не
удастся
совершить
ничего
великого»
(А.Македонский)
Задание 2. Заполнить таблицу «Основные события похода Александра Македонского на
Восток»
Дата
Событие
334 г. до н.э.
333 г. до н.э.
332 г. до н.э.
331 г. до.н.э
324 г. до н.э.
323 г. до н.э.
Задание 3. Последствия завоеваний Александра Македонского.
1)___________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________
4)___________________________________________________________________________________
5)___________________________________________________________________________________
Выполните задания по контурной карте:
Параграф 37. «Походы Александра Македонского на Восток» (карта на с.195 учебника и атлас)
1.Обведите границы и напишите название страны, откуда были родом цари Филипп и Александр.
2.
3.Обзначьте места трёх сражений Александра и Дария 3 и напишите их названия.
4.Обозначьте первыми буквами их названия города: Афины, Александрия Египетская (А.Е.), Тир,
Вавилон, Персеполь. Закрасьте кружочки, обозначающие эти города.
5.Напишите название реки, до которой дошли войска А.Македонского на Востоке.
6.Напишите даты основных сражений на карте.
7.Обведите границы государства, образовавшегося в результате завоеваний А.Македонского.
Оценочный лист
Проверка д/з (тест)
Работа с контурной
картой
Самостоятельная
Работа (тест)
Итоговая оценка за
урок