Авторы: Тепелина Ольга Александровна, Разуева Наталья Васильевна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад № 6 "Дельфин"
Населённый пункт: г. Новоуральск, 2020 г.
Наименование материала: Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Развитие ручной умелости у детей посредством продуктивной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие ручной умелости
у детей старшего дошкольного возраста
посредством продуктивной деятельности.
МАДОУ детский сад «Росинка», детский сад № 6 «Дельфин»
Воспитатели высшей квалификационной категории:
Тепелина Ольга Александровна,
Разуева Наталья Васильевна.
г. Новоуральск
2020 г.
Пояснительная записка
У многих детей, поступающих в школу, слабо развита мелкая моторика и тонкая
моторика
пальцев
рук,
наблюдается
недостаточный
уровень
речевой
активности,
неумение
выполнять
задание
по
образцу.
Поэтому
это
является
одним
из
важных
направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Изобразительная деятельность даёт возможность для развития мелкой моторики у
дошкольников. Занимаясь
игровой,
продуктивной
деятельностью,
творчеством,
у
воспитанников при
обучении формируются
мелко
моторные
навыки,
укрепляется
мышечный тонус пальцев и кисти рук, умения работы с инструментами, материалом
(карандаши,
кисти,
ножницы,
стека,
бумага,
глина,
пластилин,
…)
развиваются
разнообразные
движения
пальцев,
кистей
рук,
скоординированность
движений.
Развиваются все психические процессы: внимание, восприятие, воображение и т.д. И
очень важный аспект — это связь движения и развития речи.
Большое значение в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё,
вязание.
Рукоделие
приучает
детей
к
аккуратности,
точности,
настойчивости,
внимательности. Опыт показывает, что детям шести лет доступны простейшие виды
вязания
крючком.
Как
показала
практика,
вязание
крючком
служит
эффективным
средством подготовки шестилеток к письму. Вырабатывается зрительный контроль.
Для решения поставленной цели, мы обозначили следующие задачи:
Формирование практических навыков работы с материалами и инструментами;
Практическое
освоение
некоторых
физических
закономерностей,
познание
свойств различных материалов;
Формирование пространственных представлений;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие
восприятия,
зрительно-двигательной
координации,
восприятия,
внимания,
памяти,
волевых
усилий:
умение
действовать
в
соответствии
словесным
инструкциям,
умение
самостоятельно
продолжать
выполнение
поставленной задачи, самоконтроль;
Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;
Проявление бережного и созидательного отношения к окружающему
Чтобы
разнообразить
работу
в
этом
направлении,
повысить
интерес
у
воспитанников к данной деятельности, мы создали проект «Умелые руки не знают
скуки». Дети познакомились с таким инструментом, как крючок и нитки для вязания.
На первом этапе дети учились держать крючок, затем действовать крючком и нитками и
далее – вязание воздушных петель. На первых порах было очень трудно воспитанникам
совладать со всеми атрибутами, скоординировать свои движения. Но воля, упорство и
труд сделали своё дело. И конечным результатом проекта – создание из воздушных
петель
узоров,
которыми
украсили
подарочные
открытки
для
наших
пап
к
Дню
Защитника Отечества и для мам к женскому дню 8-е марта.
Работа велась в двух направлениях:
Проведение специально-организованного обучения;
Создание условий для самостоятельных практических действий детей.
Заключение
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно
подчёркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области
дошкольного воспитания. Создавая в группе необходимые условия для развития
ручной умелости, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и
помощь
от
родителей,
специалистов
детского
сада
–
мы
смогли
добиться
поставленной цели.
Таким
образом,
в
результате
проделанной
работы,
можно
отметить
что
целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у
детей
старшего
дошкольного
возраста
способствует
формированию
пространственных представлений, положительно влияет на речевую зону коры
головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья
ребёнка. Дети,
владеющие
различными
техниками
ручной
умелости
–
легче
обучаются письму, а уровень развития мелкой моторики – один из показателей
готовности к школьному обучению.