Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 5 классе по теме "Знаки препинания перед союзом И
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Учитель Щепёткина В.В.
Тема урока:
Знаки препинания перед союзом И
Цели урока:
1.
Повторить сведения о постановке запятой перед союзом И в
простом и сложном предложении, отработать умение правильно
оформлять сложные предложения на письме;
2.
развивать речевую и мыслительную деятельность при
отработке умения расставлять знаки препинания перед союзом
И; формировать умения анализировать языковые факты;
обогащать словарный запас учащихся и расширять круг
используемых в речи грамматических средств.
3.
Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное
отношение к языку как основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Ход урока
Учитель: Добрый день, ребята, добрый день, гости!
Дети, откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
Сегодняшний урок пройдёт под девизом «Получи пятёрку». Каждый из вас
сможет получить не одну пятёрку, но в журнал я поставлю только одну.
Однако хочется узнать, у кого же их будет больше всех.
Итак, мы начинаем с орфоэпической зарядки. Посмотрите на доску, скажите,
зачем необходимо соблюдать орфоэпические нормы?
Задание№1
Списать, расставить ударение.
Позвонишь, банты, насорит, творог, договор, торты, жалюзи, средства,
мусоропровод, включим.
Проверяем (обмениваются тетрадями, оценивают, ставят только пятёрки.)
Учитель: А теперь вспомним один из важнейших разделов лингвистики
-морфемику. Существует мнение, что правильное написание слова т.е.
орфография тесно связана с морфемикой. Чтобы доказать это или
опровергнуть, выполните следующее задание.
Выполните морфемный разбор.
Зловещая тишина, утешать родителей, укрощать зверюшку, сокращать
список,
землетрясение, благословлять.
Проверяем. Учащиеся по одному делают устный разбор, а каждый проверяет
свою работу, оценивает, ставит только пятёрку.
Учитель: Так сделайте вывод, как связана морфемика с орфографией?
В одной из последних работ были допущены ошибки при выполнении
следующего задания:
Распределить слова по морфемному составу на две группы.
увиденный вытащенный услышанный вылеченный
Проверяем. По очереди учащиеся выходят к доске (все обмениваются
тетрадями, оценивают, ставят только пятёрки.)
Подводим итоги первой части урока. Встаньте те, у кого есть хотя бы одна
пятёрка, а теперь те, у кого три пятёрки, остаются стоять, а остальные
садитесь.Молодцы!
Физминутка. Встали все, выпрямили спинку и
Прочитайте вслух данные слова.
Позвонишь, банты, насорит, творог, договор, торты, жалюзи, средства,
мусоропровод, включим.
Учитель: А теперь посмотрите на доску и попытайтесь сформулировать
тему урока. Запишите её на следующей строке.
Знаки препинания при союзе и
Учитель: А кто сформулирует цель урока?
(На сегодняшнем уроке мы повторим пунктуационные правила постановки
запятой при союзе и)
Учитель: Глядя на схемы, попытайтесь дать характеристику предложениям.
Слушаем учащихся. Сначала по первой схеме, а теперь придумайте
предложение по данной схеме. Это для тех, кто помнит, как это делать.
Проверяем.
Слушаем характеристики всех предложений. По последней схеме придумать
и записать предложение.
Проверяем.
А теперь откройте учебники на странице 155 и найдите схему того
предложения, о котором речь на уроке сегодня не шла. Дайте характеристику
этому предложению.
Слушаем учащихся
Учитель: А теперь переверните страничку и найдите упражнение № 348,
выполните по образцу № 4 и 5, постарайтесь в состав предложения включить
безличное предложение. Это для тех, кто помнит, как это делать.
Проверяем.
А теперь начертите схемы предложений. Откуда эти строки?
1. Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
2. Уж мы пойдём ломить стеною
и постоим мы головою за родину свою!
Проверяем.
А сейчас выполните задание, которое есть в ЕГЭ в 11 классе.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1. Небо покрылось тяжёлыми тучами, и пошёл дождь.
2. Лист покружился в воздухе, и я поймал его.
3. Ребята сегодня ходили на каток , и завтра они
пойдут кататься на лыжах.
Проверяем.
Подведение итогов урока. Итак, вы что-то пишете, а в предложении есть союз
И. Как надо действовать?
Домашнее задание. Составить предложения по схемам на странице 155.
Урок русского языка в 5 классе
по учебнику С.И. Львовой В.В.Львова
Учитель Щепёткина В.В.
Тема урока:
Знаки препинания перед союзом И
Цели урока:
4.
Повторить сведения о постановке запятой перед союзом И в
простом и сложном предложении;
отработать умение правильно оформлять сложные предложения на
письме;
5.
развивать речевую и мыслительную деятельность при
отработке умения расставлять знаки препинания перед союзом И;
формировать умения анализировать языковые факты; обогащать
словарный запас учащихся и расширять круг используемых в речи
грамматических средств.
6.
Воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к
языку как основному средству общения и получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и
любовь к русскому языку.