Автор: Рубцова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа 31034 имениГероя Советского Союза В.В.Маркина"
Населённый пункт: город москва
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Сказкотерапия"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Тема « Сказкотерапия для детей дошкольного возраста».
Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда
ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь
желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к
взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка
проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории
превращения пупса во взрослого человека.
Полезно беседовать о сказках.
Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?
3. Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?
4. Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо
помощь?
5. Что приносят поступки героя окружающим — радость, горе? Какие отношения между
героями?
6. Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на
который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у
него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых
рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы,
которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление,
правильную речь.
Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже),
выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже
для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая
определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и
неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет
играть с младшим.
Cказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает
тревоги и воспитывает уверенность в себе.
Н.Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О
рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом
зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино",капризному-
"Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о
храбрых богатырях и рыцарях.
Для 1-1,5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее
плавность, чуть-чуть знакомые слова: "дед", "баба", "мышка", "курочка" - делают сказку
для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей.
Советы:
• Лучше всего, если родители не читают сказку, а рассказывают ее. Это дает возможность
наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок и родитель, как бы
совершают совместное путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок
отправляется туда один.
• Дети обладают способностью воспринимать образы, которые представляют другие люди
- рассказывая сказку, представляйте в картинках все, что в ней описывается.
• Предоставьте ребенку возможность выбора сказки, если он хочет, чтобы ему в десятый
раз подряд прочитали "Красную "шапочку", значит, это неспроста - ему эта сказка что-то
дает для его развития, в его сознании происходит какая-то работа.
• Очень важное правило - не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Если это
сделать, то сказка умрет и никакой пользы от нее не будет.
• Желательно не вносить в народные сказки исправления и добавления, особенно
связанные с нашей реальностью. Эти изменения могут затруднить ребенку восприятие
сказочного мира.
"Как правильно читать ребенку сказку?"
В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от
народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения
психологов, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно
посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.
Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут
пользу.
В чем сила сказки?
Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном
возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют
сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает
больше информации, чем при обычном разговоре
Каждому - свое
Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях
людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и
журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна
быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут
потянут, вытянуть не могут»).
Сказки учат.
Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-
дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в
каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает,
что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию — достать
меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность.
Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия
вызывают вполне реальные чувства. То есть — сказка дает возможность учиться на чужих
ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и
узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться»
Консультация для родителей на тему: «Воспитание сказкой»
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком
жизненных явлений". В. А. Сухомлинский
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная
дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия — это ключик, с помощью которого можно
открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» В. А. Сухомлинский.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки
нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со
сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с
окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире,
получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо,
закладывают моральные и социальные ценности
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать:
- Волю — сложное и многогранное качество личности.
- Веру в себя — умение противостоять неудачам.
- Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических
ситуациях.
- Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
-
Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
-
Обязательность — умение держать слово.
-
Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
-
Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее
достижения.
-
Доброту и честность.
Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но
делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если
человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки вы, родители, сможете развить у ребенка:
- умение слушать; умение познавать; умение сравнивать, сопоставлять; умение
мыслить словами; связную речь; интерес к учебе; мышление; внимание; память;
воображение; мимику лица и жесты; эстетические чувства; чувство юмора.
Почему воспитывать детей через сказку просто?
Сказки неизменно популярны у детей всех времен. Это именно тот способ общения,
который без труда понимают и воспринимают дети. Сказочные истории привлекают
малышей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и
яркостью своего мира. Ребенок погружается в происходящее и при этом может вообразить
себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета.
Роль сказки в воспитании детей.
Обучающий и воспитательный момент сказки невероятно силен. К сожалению,
возможность воспитания с помощью сказок часто недооценивается родителями. А ведь вы
можете легко и просто сделать сказки своими лучшими помощниками.
Каким образом?
В сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо усваиваются,
причём на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может оказаться,
подсказывает пути решения сложных житейских задач.
Через сказку ребенок познает свое место в этом мире, получает первые представления
о добре и зле, отваге и трусости, о дружбе и предательстве. Именно сказки доступно и
просто объясняют малышу, что хорошо, а что плохо, прививают моральные и социальные
ценности. Сказка формирует характер, воспитывает душу.
Сказки развивают воображение и фантазию.
Ощутить близость общения с родными людьми, ощутить их любовь, пониманием и
внимание к его проблемам. Совместное чтение – возможность стать другом своему
ребенку, внимательным и небезразличным к его проблемам.
Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком
близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у
ребенка лишь отрицательные эмоции.
Сказка – это занимательный урок нравственности.
В практической психологии широко используется метод сказкотерапии, который
буквально преображает детей. Терапевтические сказки нацелены на решение конкретной
проблемы, помогая преодолеть истерики и капризы, плохое поведение.
Воспитание часто ассоциируется с нравоучениями. Но в наших с вами силах, дорогие
родители, сделать этот процесс увлекательным. Безусловно, для детей воспитание через
сказку принесет больше пользы, чем привычное и поэтому малоэффективное
родительское «нельзя!».
Как правильно читать ребенку сказки?
Сказку лучше именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя заметите реакцию
ребенка, и сможете акцентировать его внимание на важных моментах.
Во время знакомства со сказкой старайтесь не отвлекаться. Ведь это не просто
приятный досуг, а своеобразный урок. Разделите с малышом его эмоции, сопереживайте,
рассказывайте эмоционально, и ваша увлеченность действием обязательно захватит и
кроху.
После чтения обсудите вместе с ребенком героев, их поступки. Предложите ребенку
подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Поучительные беседы должны
быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Постарайтесь не навязывать
ребенку мораль, пусть он сам сделает выводы.
Выполните творческое задание, например, нарисовать сцену из сказки или проиграть
ее в кукольном театре. Персонажами могут быть игрушки, картонные фигурки или тени на
стене. Пусть сначала взрослый проявит инициативу, и очень скоро ребенок охотно
присоединится.
Не сердитесь, если ребенок изо дня в день просит рассказывать одну и ту же сказку.
Значит, он испытывает трудности, решить которые помогает сказка. В этом и заключается
суть воспитания через сказку и сказкотерапии.
С подробностями и иллюстрациями порой надо быть осторожными! Действие в
сказках лаконично как раз для того, чтобы кроха не получил лишней информации, которая
могла бы его испугать.
Рекомендации родителям по подбору сказок.
Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.
Детей до двух лет вряд ли можно заинтересовать сказкой. Для маленьких капризуль
больше подходит воспитание потешкой.
В возрасте с 2 до 3,5 лет идут «на ура» классические детские сказки с простым,
повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка».
Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным
сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».
Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны
для их понимания.
В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает
ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке
такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.
В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в
которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.
Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать детские детективы,
повести Николая Носова.
Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает
свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».
Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят, как и
народные, так и авторские сказки. Отличный прием — сочинить сказку вместе с ребенком.
В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на
конкретного ребенка, с учетом его характера и той проблемы, которую нужно решить. И
фантазию разовьете, и воспитание станет не скучным назиданием, а увлекательным и, что
немаловажно, результативным процессом!
"Нужна ли сказке присказка?"
Сказке, как известно, предшествует присказка. Она наводит мостик от нашего мира к
миру сказочному. Подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в
котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы
чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко
и сказочно близко - здесь, где мы живем.
Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: "Задача присказки состоит в
том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку.
Уважаемые родители, удачи Вам!
Консультация для родителей «Сказкотерапия».
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик,
порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных
привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и
желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется
желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между
мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между
мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая
реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации
реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как
жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная
пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком,
зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его
будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не
множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные
непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать
воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил,
повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает
ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко
всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение,
творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на
протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с
материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.
Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного
восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от
личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в
центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность,
действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений
ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается
воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев
и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести
информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося
абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные
истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания
форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация
(например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими
детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат,
так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные
противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень,
смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать
положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские
выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и
испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то
переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать
ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая
сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение,
что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно
будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его
стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что во чтобы то не стало надо искать
силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь
трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем
нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только
его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!