Напоминание

Работа над педалью в начальный период обучения


Автор: Чередова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Эжвинская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Работа над педалью в начальный период обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Эжвинская детская музыкальная школа»

Методические рекомендации

на тему

Работа над педалью

в начальный период обучения

Составитель: преподаватель

фортепианного объединения

Чередовой Е.А.

г. Сыктывкар

2019 год

Содержание

1. Пояснительная записка

2

2. Знакомство с педалью

3

3.Механизм фортепианных педалей

4

4.Упражнения для освоения педали в начальный период обучения

5

5. Прямая педаль

6

6. Запаздывающая педаль

7

7.Этапы разучивания произведения с педалью

8

8.Основные недостатки в детской педализации

9

9.Заключение

10

Список использованной литературы

11

Пояснительная записка.

Педаль

позволяет

обогатить

звуковую

палитру

и

красочность

исполняемой

музыки.

Отсюда

следует

актуальность

такой

темы,

как

проблема обучения приёмам педализации в младших классах ДМШ, которую

автор попытается раскрыть в данной работе.

Цель:

Исследование проблемы обучения приёмам педализации в младших

классах ДМШ.

Задачи:

1.Ознакомление преподавателей ДМШ с упражнениями для выработки

навыков овладения педалью.

2.Показ методов работы над педалью на примере произведений из

репертуара начальных классов.

3.Оказание

методической

помощи

преподавателям

по

вопросам

педализации.

Знакомство с педалью

Значение

фортепианной

педали

хорошо

известно

педагогам

и

исполнителям.

Педализация обогащает художественные возможности инструмента, с

её помощью исполнитель проявляет свою индивидуальность, красочность,

вкус, способность разнообразить красочность звучания.

В работе с начинающим учеником очень важно как можно раньше

увлечь его богатством музыкальных образов.

Знакомство с педалью должно происходить не ранее, чем :

•когда ученик достаёт педальную лапку

•ребёнок сидит правильно за инструментом

•овладел навыками игры legato

•получил достаточную пианистическую подготовку

•научился контролировать слухом свою игру

•уже

может

«проверить

ухом»

результаты

своей

педализации

(приблизительно 2-ой год обучения)

Следует перед работой над педалью объяснить, рассказать, для чего

нужна

педаль.

Сыграть

отрывки

с

различным

использованием

педали,

обращая внимание и слух ученика на их звучание, и показать:

•как педаль способствует усилению звука;

•как педаль способствует певучести звука;

•как, благодаря педали, можно объединить legato мелодические звуки,

находящиеся на расстоянии друг от друга;

•как педаль помогает объединить аккордовые последовательности;

•как

педаль

помогает

объединить

бас

с

далёким

аккордом

или

гармонической фигурацией;

•каким образом можно использовать педаль для обогащения, окраски

звучания.

Механизм фортепианных педалей

После этого следует обязательно рассказать о механизме фортепианных

педалей. Открыть крышку рояля и показать, как при нажатии педальной

лапки одновременно поднимаются все демпферы («глушители»), в результате

чего «открываются» все струны. Это даёт возможность извлечённому звуку

продолжить

звучание,

он

«оживает»,

окрашивается

обертоновыми

призвуками, возникающими на других струнах, становится полнее, ярче.

Параллельно

следует

рассказать

о

функции

левой

педали,

которая

имеет иное демпферное устройство. Устройство левой педали на пианино и

рояле отличается. В механике пианино молоточки просто приближаются к

струнам, и с близкого расстояния удар получается гораздо слабее. А у рояля

при нажатии левой педали вся молоточковая система сдвигается вправо, но

струны-то остаются на своём месте, и удар уже приходится не по трём

струнам, а лишь по двум (в старинных инструментах- по одной,

отсюда

обозначение unacorda - одна струна). Полученный таким способом звук-

тише, мягче.Она чаще применяется в современной музыке. Пояснить, что

употребление левой педали не заменит Р и РР (тихо и тишайше). Она лишь

изменяет тембр звука, его краску, и в этом её очарование.

Важно объяснить ребёнку положения ноги:

•пятка упирается в пол у педали;

•носок касается педальной лапки.

Упражнения для освоения педали в начальный период обучения

Для

освоения

педализации

в

начальный

период

обучения

Евгения

Калантарова рекомендует следующие упражнения:

Упражнение №1

Ученик

учится

плавно,

бесшумно,

просто

нажимать

и

отпускать

педаль

без лишнего напряжения ноги, делая это без звука. При этом не

следует делать движение корпусом вместе с ногой.

Упражнение № 2

Поиграть звуки, а потом аккорды (трезвучие) в разных октавах:

•на «раз» - берётся звук

•на «два» - плавно опускается нога

•на «три» - слушать, как тянется звук

Взятый звук или аккорд должен быть воспринят ухом.

Упражнение № 3

Соединить несколько звуков подряд.

Это

«запаздывающая»

педаль:

одновременно

с

нажатием

соседней

клавиши

поднимается

нога

и

тут

же

опускается.

Таким

образом,

звуки

связываются друг с другом. А «ухо проверяет» чистоту соединения. Важно

вовремя подхватить педалью новый звук.

Упражнение № 4

Поиграть

хроматическую

гамму.

При

педализации

малой

секунды,

грязная педаль особенно слышна. Следить, чтобы пальцы не передерживали

предыдущие звуки, и приучать ученика «проверять ухом» чистоту звучания.

Главная музыкальная задача при педализации - слуховой контроль в

моменте взятия педали. Очень часто педагоги допускают ошибки, основное

внимание, обращая на момент взятия педали, но мало занимаясь моментом

снятия

педали.

Нередко

именно

неумение

правильно

снимать

педаль

приводит к грязному звучанию.

В процессе обучения мы обычно говорим о прямой (ритмической) и

запаздывающей (синкопированной) педали.

Прямая педаль

В случае прямой педали педализация обычно подчеркивает сильную

долю. Часто это связано с необходимостью выдержать гармонический бас.

Нажимая педаль, здесь все внимание надо концентрировать на том, чтобы не

захватить

педалью

звучание

предыдущего

аккорда,

чужое

для

новой

гармонии.

Поэтому

фактически

получается

минимально

запаздывающая

педаль - только так можно добиться чистого гармонического звучания. По

настоящему "прямой" педаль бывает тогда, когда берётся в самом начале

пьесы

или

раздела(вместе

с

первым

же

звуком

либо

после

паузы),на

изолированных созвучиях при нон-легатной и стаккатной артикуляции.

Примеры:

Дж. Томпсон « Карабкаясь по горам» (см. Пример №1);

С. Майкапар «Педальная прелюдия №1»(см. Пример №2).

«Прямой»

педаль

является

и

тогда,

когда

с

её

помощью

надо

подхватить нижний тон скачка(например, при басовых форшлагах),собрать в

единый комплекс, начиная с баса, арпеджированное созвучие, обеспечить

звучание басового тона при смене гармонии в фигурациях. В остальных

случаях педаль является почти «прямой», то есть берётся чуть позже звука

или

созвучия,

уже

после

их

звукоизвлечения.

Простым

примером

могут

служить вальсы. Нам только кажется, что педаль в вальсе берётся строго по

басам.

На

самом

деле

всюду,

где

в

мелодии

имеются

затакты,

педаль

нажимается

чуть

позже

«раза»;

а

чтобы

успеть

захватить

педалью

бас,

приходится слегка придерживать его пальцем.

Запаздывающая педаль

В

отличие

от

приёма

прямой

педали,

для

педали

запаздывающей

наиболее

важен

момент

не

взятия,

а

снятия.

Её

главное

назначение

связывать

между

собой

тоны

мелодии,

гармонические

последования,

соединять

повторяющиеся

звуки,

которые

не

так-то

просто

совершенно

связно без её помощи. Познакомив ученика с запаздывающей педалью, не

надо

торопиться

использовать

её

в

изучаемой

пьесе.

Желательно

дать

поиграть несколько отрывков из пьес с лёгкой педализацией, где педаль

берётся после долгих звуков.

Например, в пьесе С.Майкапар. «Осень» (см.Пример №3). Педализация

простая

(запаздывающая

педаль)-меняется

после

каждого

аккорда.

Несложная педаль в пьесе Э. Тетцеля «Прелюдия» (см.Пример №4). Педаль

меняется

на

каждую

гармонию.

На

первых

шагах

обучения

не

следует

рекомендовать пьесы, где часто меняется педаль.

В начальных классах педаль используется в основном в пьесах певучего

характера.

Например,

хорошая

пьеса

для

педализации-Andantino

А .

Хачатуряна

(см.Пример

№5).

Педаль

берётся

после

долгих

звуков

и

снимается на коротких звуках.

Уже с самого начала обучения педализации педагог должен приучать

ученика

к

самостоятельному

мышлению,

какие

звуки

можно

связывать

педалью, а какие нет. Здесь можно порекомендовать следующий творческий

метод работы: ученик сидит и педализирует, глядя в ноты, во время того, как

педагог проигрывает произведение на этом же инструменте.

Этапы разучивания произведения с педалью

На примере Этюда (G-dur) Л. Шитте (см. Пример №6) разберём этапы

разучивания произведения с педалью:

1.Выучить текст.

2.Собрать гармонию в аккорды.

3.Поучить бас отдельно с педалью.

4.Сыграть партию левой руки аккордами для развития гармонического

слуха.

5.Играть всю левую руку с педалью.

6.Игра всей фактуры аккордами.

7.Полный

текст

с

педалью.

В

этом

произведении

педаль

помогает

объединить мелодическую линию, способствует её певучести.

На начальном этапе педаль всегда фиксируется в тексте. Когда ученик

начинает пользоваться педалью, ему обычно хочется все произведения своего

репертуара играть с педалью, так как новая звучность кажется красивее, ярче.

Поэтому

педагог

сразу

должен

убедительно

показать

красоту

разных

фортепианных звучаний и побудить в ученике желание искать и использовать

различные приемы.

Работая над приемами педализации, уже в самом начале, надо показать

ученику

разницу

в

верхнем

регистре

между

звучанием

без

педали

и

с

педалью.

Хотя

здесь

нет

возможности

задержать

звук

на

педали

из-за

отсутствия

демпферов,

различие

между

педальным

и

беспедальным

звучанием большое, так как педаль освобождает нижние струны, и звучание

очень обогащается обертонами.

Педализируя простые пьесы, ученик должен знать, для чего берётся

педаль в данной пьесе, как надо педализировать и всегда проверять "ухом" -

достиг ли цели? Педагог должен объяснить ученику, что уловить до конца

движение ноги не возможно, - установить точно, в какой момент, как глубоко

нажать или снять педальную лапку очень трудно. Поэтому это всегда решает

ухо, которым «управляет» тонкое понимание музыки, чуткий слух и хороший

вкус. Левая педаль в начальных классах не используется.

Основные недостатки в детской педализации

В работе над педалью педагогу необходимо обратить внимание на

основные недостатки в детской педализации:

1

.Стук

ногой.

Нога

не

«прилепилась»

к

педальной

лапке,

а

поднимается над ней.

2.Нога сидит глубоко на педали. Педаль не успевает освободиться от

предыдущего звучания, хотя ученик педализирует правильно.

3.Передержанная педаль.

4.Ученик спешит начать педаль - звучат предыдущие звуки. Отсюда

педаль «грязная».

5. Шум во время педализации происходит тогда, когда ученик, вместо

того чтобы держать все время ногу на педали, снимает ее и хлопает ею сверху

по педальной лапке, либо когда он резко отпускает педаль.

Заключение

В

данной

работе

мы

рассмотрели

основные

проблемы

освоения

приёмов

педализации,

такие

как:

работа

над

прямой,

запаздывающей

педалью;

основные

недостатки

в

детской

педализации.

Представили

упражнения для выработки навыков овладения педалью, показали методы

работы над педалью на примере произведений из репертуара начальных

классов. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что два вида

педали

(прямая

и

запаздывающая)

вполне

доступны

детям.

Обязательно

помнить,

что

после

того,

как

педаль

была

показана,

она

должна

использоваться

постоянно,

где

применение

возможно,

ибо

только

таким

образом будет постепенно накапливаться опыт в педализации. Учащиеся в

ДМШ

должны

приобрести

навыки

чистой,

грамотной

и

контролируемой

слухом педализации. И очень важно всегда помнить: Основа педализации -

гармоническая ясность.

Список используемой литературы:

1.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной

игре.- М.: Издательский дом "Классика - ХХI", 2002г.

2.Как научить играть на рояле.- М.: Издательский дом "Классика -ХХI",

2005г.

3.Корыхалова

Н.

П.

За

вторым

роялем.

Работа

над

музыкальным

произведением в фортепианном классе. - СПб.: Композитор, 2006г.



В раздел образования