Напоминание

"Парковка в городе"


Автор: Литвинов Владимир Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 136
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Технологическая карта урока технологии
Тема: "Парковка в городе"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: Технология (курс «Робототехника»)

Тема урока: «Парковка в городе»

Класс: 6

Тип урока: комбинированный

УМК

Прогнозируемые результаты

личностные

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные

учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий.

предметные

освоить математические программные блоки и возможности переноса информации с одного блока в другой

через канал передачи данных;

уметь использовать блок ожидания для программирования ультразвукового датчика;

уметь собирать мобильную платформу из конструктора Lego Mindstorms EV3;

уметь создавать программу движения робота задним ходом и подачу звукового сигнала на определенном

расстоянии от объекта, а также его остановку и проводить испытание собранной модели робота.

Образовательная технология информационно-коммуникационная

Дидактические средства: инструкция сборки колесного робота, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: конструктор

«Lego

Mindstorms

EV3»,

компьютеры

с

программой,

проектор

для

демонстрации

видеоролика, цветные стикеры, рулетка или «сантиметр», несколько коробок для имитации зоны парковки.

Основные термины и понятия: алгоритм, ультразвуковой датчик, ожидание, цикл, переключатель, математический

блок, канал передачи данных.

Этап урока

Виды работы,

формы, методы,

приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1. Мотивация к

учебной

деятельности

Словесное

приветствие.

Самоопределение

мотивация к

учебной

деятельности

Приветствует детей, проверяет их

готовность к уроку. Настраивает на

активную работу.

Сегодня мы работаем в командах

по 3 человека.

Я приготовил для вас простые и

цветные карандаши. Вытянувшие

цветные карандаши становятся

капитанами и встают справа от

меня, а простые – их

помощниками, и встают слева.

Капитаны, выберите себе двух

помощников и возьмите одну

коробку с конструктором».

Организовывают рабочее

место. Здороваются с

учителем.

Подготовка к началу

учебной деятельности по

предмету. Принимают

участие в игре

«Карандаши», которая

помогает разделиться

сначала на 2 команды, затем

выбирают себе помощника

из другой команды, садятся

парами.

Личностные:

управление своим

настроением,

умение выражать

эмоции.

Метапредметные:

организовывать

рабочее место,

настраиваться на

познавательную

деятельность.

Коммуникативные:

выбор партнера по

команде

Организовать

детей.

Проверить

готовность к

уроку.

2.Актуализация

знаний

учащихся.

Постановка цели

занятия.

В последние годы происходит

очень быстрое количество

автомобилей на дорогах. За

последние 20 лет количество

автомобилей выросло в России

примерно в 6 раз и составляет

более 56 миллионов. Результат

роста количества автомобилей –

острая нехватка (дефицит)

парковок и парковочных мест в

любом крупном городе.

Вопрос 1: Что бы вы предложили,

для безопасной парковки

автомобиля в условиях города?

Вопрос 2: как работает

ультразвуковой датчик?

Отвечают на вопрос,

рассуждая о датчиках,

которые можно

использовать в данном

случае.

использовать датчик

ультразвука.

Ультразвуковые волны

выходят через излучатель

Личностные:

установление связи

между учением и

будущей

профессиональной

деятельностью.

Метапредметные:

1. Познавательные:

готовность к

изучению нового

материала

2. Регулятивные:

в сотрудничестве с

педагогом ставить

учебные цели.

Актуализироват

ь знания детей

в

программирова

нии роботов.

Создать

проблемную

ситуацию,

подтолкнуть

детей к

осознанию

необходимости

в получении

новых знаний.

Вопрос 3: На каком расстоянии

ультразвуковой датчик может

уверенно определять объекты?

(от 3 до 255 см)

Представьте, что вы, как

инженеры, получили заказ на

создание системы помощи

водителю при парковке

автомобиля.

Как бы вы сформулировали цель

своей работы?

Задачи на сегодня

Сегодня мы рассмотрим, как блок

ультразвукового датчика

функционирует совместно с

математическим блоком.

Также мы будем использовать блок

цикла. Разобраться с работой

программных блоков нам поможет

презентация

датчика и отражаются

от объектов. По времени,

за которое отраженная

волна возвращается

обратно к датчику,

определяется расстояние.

Формулируют цель:

Сборка мобильной

платформы и создание

программы, имитирующие

работу датчиков парковки

3.Коммуникативные

: выражать в речи

свои мысли и

действия

Предметные:

анализировать,

сравнивать, делать

умозаключение.

3. Изучение

нового

материала.

Демонстрация

видеоролика на

экране.

Демонстрация

работы модели

робота

«Посмотрим видео, как

используют систему

автоматической парковки

автомобиля сегодня.

Что происходит, когда некоторые

автомобили сдают назад?

Для

решения

задачи

необходимо

составить

программу,

которая

заставит робота издавать звуковой

сигна л

при

приближении

к

препятствию

во

время

заднего

хода. Чем ближе робот подъезжает

Смотрят видео,

анализируют работу

системы парковки, отмечая,

что она делает парковку

автомобиля легче,

безопаснее и эффективнее.

Слышатся гудки, которые

учащаются по мере

приближения автомобиля к

препятствию.

Повторение с обучающиеся

Личностные:

учебно-

познавательный

интерес к новому

материалу и

способам решения

учебной задачи.

Метапредметные:

1. Познавательные:

уметь извлекать

информацию,

представленную на

видео, иллюстрации.

Освоить

математически

е программные

б л о к и

и

возможности

переноса

информации

с

одного блока в

другой

через

канал передачи

данных;

уметь

использовать

блок ожидания

к препятствию, тем чаще должны

становиться гудки.

Робот

должен

останавливаться

автоматически

при

достижении

определенного

расстояния

от

препятствия.

Предупреждающие

гудки

генерируются

благодаря

математическому

блоку

и

каналу

передачи данных.

П о з н а к о м ь т е

к л а с с

с

м а т е м а т и ч е с к и м

б л о ко м

и

продемонстрируйте его работу.

Для

выполнения

математических

вычислений служит программный

блок "Математика".

Он

позволяет

в ы п о л н и т ь

в ы б р а н н у ю

математическую

операцию над

д вум я

ч и с л а м и ,

з а д а н н ы м и

параметрами "a" и "b"

материала по

параллельному

программированию

(многозадачности)

2. Регулятивные:

учиться

корректировать

выполнение задания

в соответствии с

планом.

3.Коммуникативные

Уметь планировать

общие способы

работы

Предметные:

конструировать по

заданной схеме.

для

программиров

ания

ультразвуковог

о датчика;

4. Физминутка

Разминка

Разминка «Физкультминутка»

(демонстрация видео)

Повторяют движения за

героями разминки.

Личностные:

ценностное

отношение к

здоровому образу

жизни

5. Практическая

работа.

Постановка

учебной задачи

Основное задание 1

У ч е н и к и

д о л ж н ы

с о б р а т ь

коле сного

робота

и с п ол ь зуя

и н с т р у к ц и ю .

п р и к р е п и т ь

ультразвуковой

датчик

к

заднему

торцу

робота.

Капитан

команды

определит, кто из учеников будет

выполнять сборку платформы.

Личностные:

стремление к

самоизменению –

приобретению

новых знаний и

умений.

Метапредметные:

1. Познавательные:

Уметь

собирать

мобильную

платформу

из

конструктора

Lego

Mindstorms

EV3;

Уметь

ЗАДАЧА 1

Составьте программу, которая

направляет колесного робота

задним ходом, издает

предупреждающие гудки при

приближении к препятствию и

затем автоматически останавливает

его на заданном расстоянии.

ЗАДАЧА 2

Какие особенности вы заметили у

своей программы и у звукового

сигнала в частности?

Однако в реальности

предупреждающий сигнал

включается только когда

автомобиль находится на

определенном расстоянии от

препятствия. Смоделируйте такие

действия при помощи вашей

программы. Нужно

усовершенствовать уже созданную

программу: внесите в нее

небольшие изменения, чтобы гудки

начинались на заданном

расстоянии от препятствия.

Какой программный блок

требуется для этого?

ЗАДАЧА 3

К настоящему моменту колесный

робот должен достаточно

правдоподобно имитировать

работу задних датчиков парковки.

Полезная информация 1:

необходимо применить

метод параллельного

программирования

(многозадачность).

Полезная информация 2:

для увеличения частоты

гудков при приближении

колесного робота к

препятствию используйте

полученные знания о

математическом блоке и

канале передачи данных.

Начните с плана

программы.

Составляют

программу

и

п р о в е р я ю т

р а б о т у

п а р ко воч н о го

д а т ч и к а

автомобиля в реальности.

Сохраняют

программу

в

личной папке.

Полезная информация 3:

Используйте те же блоки,

что и в задаче на

программирование 1, а

также используйте

программный блок

Переключатель.

Полезная информация 1:

для прекращения звукового

сигнала необходимо

прервать цикл.

может создавать

устные и

письменные

высказывания

2.Регулятивные:

определять

правильность

выполненного

задания на основе

образца.

3.Коммуникативные

уметь представлять

информацию о

проделанной работе,

задавать вопросы.

Предметные:

проводить

исследование,

испытание

собранной модели

анализировать

и выделять

общее;

находить

наиболее

оптимальный

алгоритм

действий;

уметь

создавать

программу

движения

робота

задним

ходом и подачу

звукового

с и г н а л а

н а

определенном

расстоянии

от

о б ъ е к т а ,

а

т а к ж е

е г о

о становку

и

проводить

испытание

собранной

модели робота;

совершенствов

а т ь

и

программирова

ть робота.

Настало время перейти на

следующий уровень

программирования.

Добавьте больше функций.

1.

Сделайте так, чтобы гудки

прекращались, когда колесный

робот останавливается на

заданном расстоянии от

препятствия.

2.

Измените программу таким

образом, чтобы робот замедлял

движение с началом гудков.

Полезная информация 2:

необходимо связать

скорость с расстоянием

через второй

математической блок на

определенном этапе

программы, определите

этот этап.

Гудки должны

становиться чаще по мере

приближения колесного

робота к препятствию.

5.Рефлексия.

Подведение итогов

урока

По завершении занятия по

программированию важно записать

свои мысли и наблюдения.

1.Что можно было бы сделать для

усовершенствования программы?

2.Существует ли более

эффективный способ составления

программы?

3.Какие варианты применения в

реальной жизни возможны для

вашей программы? Сделайте

вывод, помогает ли система

помощи при парковке?

Подведем итоги: что вызвало

трудности сегодня в работе?

Получилось ли усовершенствовать

модель?

Отвечают на вопросы,

предлагают

усовершенствовать

программу.

Делают вывод о

целесообразности

использования система

помощи при парковке

автомобиля.

Личностные:

самоанализ и

самоконтроль

результата.

Метапредметные:

1.Познавательные:

решать проблему.

2.Регулятивные:

оценивать и

корректировать свое

задание.

3.Коммуникативные

договариваться и

приходить к общему

решению в

совместной

деятельности.

Уметь

проверять

себя,

давать

оценку

своим

действиям,

уметь работать

в

г р у п п е ,

чувствовать

свой

вклад

в

общую работу



В раздел образования