Автор: Марина Дмитриевна Козлова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Всеволожск,Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Квадратные уравнения"
Раздел: среднее образование
Алгебра 8 класс
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Задачи урока:
1.Контроль знаний с помощью тестирования.
2. Решение заданий на применение прямой и обратной теорем Виета.
3. Изучение нового свойства квадратных уравнений
УМК: «Алгебра». Колягин и другие. М., «Просвещение», 2018 г.
Цели урока:
Образовательные:
1.Закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы,
2. Отработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида
различными способами,
3. Выработка умения выбрать рациональный способ решения квадратных уравнений.
Развивающие:
1.Развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать,
умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.
Воспитательные: воспитание взаимопомощи, математической культуры, умение работать
в парах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся,
развития интереса к предмету.
Планируемые УУД:
Личностные: Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения.
Предметные: Повторение прямой и обратной теорем Виета;, правила разложения
многочленов на множители; умение решать квадратные уравнения различными
способами.
Метапредметные:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
планировать общие способы работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать
последовательность необходимых операций.
Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Используемые формы работы:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- фронтальная.
Используемые технологии:
- Здоровье сберегающие технологии (физкультминутка, правильная осанка при письме,
освещение класса);
- ИКТ технологии: презентация;
- уровневой дифференциации;
- индивидуального обучения;
- проблемно-поисковой;
Методы работы:
1. методы организации учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный,
практический, самостоятельная работа, работа под руководством.
2. методы контроля и самоконтроля: устный опрос; фронтальный опрос; письменный
контроль; взаимный контроль; самоконтроль.
Планируемый результат:
Знать:
- алгоритм решения квадратных уравнений;
- способы решения квадратных уравнений.
Уметь:
- применять алгоритм решения уравнений на практике;
- применять удобный способ решения квадратных уравнений;
- использовать различные источники знаний;
- работать с карточками различного содержания;
- работать в парах, индивидуально.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки для проведения рефлексии, карточки с
заданиями, карты результативности учащихся, тесты
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1.Организацио
нный
Добрый день! Сегодня на уроке я надеюсь на хорошую
работу!
Подготовка к
уроку.
Настраиваются
на активную
работу.
2.
Актуализация
знаний
Сегодня у нас последний урок по главе «Квадратные
уравнения». Это одна из самых важных тем алгебры 8
класса, т.к. с решением квадратных уравнений вы
встретитесь и дальше не только в математике, но в
физике и химии. Как вы думаете чем мы сегодня будем
с вами заниматься на уроке? Ну что готовы? Начнем?
Формулируют
цели и
задачи урока.
3.Обобщение и
закрепление
изученного
материала
- Ребята, откройте тетради, запишите число и
отложите тетради. У вас на столе лежат карты
результативности, в которые вы будете вносить свои
баллы в течение урока. Сейчас мы вспомним
некоторые понятия, которые мы изучили.
В течение одной минуты ребята отвечают на вопросы,
приведенные ниже:
1.
Уравнение второй степени.
2.
Сколько корней имеет квадратное уравнение,
если D больше 0?
3.
Равенство с переменной?
4.
От чего зависит количество корней квадратного
уравнения?
5.
Как называется квадратное уравнение, у
которого первый коэффициент — 1?
6.
Сколько корней имеет квадратное уравнение,
если дискриминант меньше 0?
7.
Что значит решить уравнение?
8.
Есть у любого слова, у растения и может быть у
уравнения?
Посчитайте количество правильных ответов и
результаты занесите в карту результативности
Выполняют
первое задание
с
самопроверкой
(в оценочный
лист
выставляют
баллы)
4.Выполнение
заданий
3 ученика у доски решают квадратные уравнения:
1) 5 x
2
+ 3x - 8 = 0; - 1 ряд
2) 2x
2
– 9x + 7 = 0; - 2 ряд
3) 4x
2
+ 5x + 1 = 0. – 3 ряд.
6 учащихся решают задания по карточкам. (По
образцу)
Выполнение
заданий
совместно с
учащимися,
которые
работают у
доски.
5.
Историческая
справка
Просмотр презентации
(Из истории квадратных уравнений)
Слушают
учителя
6. Задание на
соответствие
Каждому уравнению из левого столбца поставьте в
соответствие число решений из правого столбца:
Уравнения
Количество решений:
1.
2х
2
+ 4х = 0
А) 1корень
Выполняют
задание
2.
х
2
– 6х + 9 = 0
3.
х
2
– 9 = 0
4.
х
2
+ 25 = 0
Б) 2 корня
В) Нет решений
Г) 2 корня
-Теперь обменяйтесь своими тестами с соседом по
парте. Посчитайте количество правильных ответов и
результаты занесите в карту результативности
7.
Физкультминутка.
8. Выполнение
заданий
Учитель ставит проблему:
Решить уравнение 2020 х
2
-2019х -1=0
Кстати, 2020 год объявлен в России годом Памяти и
Славы.
Организация Объединенных Наций назвала 2020 год
Международным годом здоровья растений .
Данное уравнение решаем с помощью формулы
корней в зависимости от коэффициентов.
Вывод: 1свойство. Если a + b + c = 0, то x
1
= 1; x
2
=
с/а.
2 свойство Если a - b + c = 0, или а + с=в, то x
1
=- 1;
x
2
=- с/а.
Записывают
вывод.
Решают
уравнение с
помощью
формулы
корней в
зависимости от
коэффициентов
.
9. Выполнение
заданий
Самостоятельная работа
Решить уравнения, используя свойства
коэффициентов.
1) х
2
+ 125х –126 = 0
2) 4х
2
+ 3х – 7 = 0
3) 8х
2
- 2х - 6 = 0
4) 3 х
2
+ 5х + 2 = 0
5) 3 х
2
+ 7х + 4 = 0
Решают
самостоятельн
ую работу
Оцениваем себя и записываем в карте
результативности количество набранных баллов.
(Количество баллов равно количеству верно
выполненных заданий).
10. Домашнее
задание
Домашнее задание
1.
Задание № 9 из сборника ОГЭ 2020
2.
Придумать и решить 6 уравнений на свойства
коэффициентов квадратного уравнения
Записывают в
дневники
11. Подведение
итогов
Подведение итогов
- Ребята, посчитайте количество набранных баллов и
поставьте себе соответствующую оценку. На
листочках таблица перевода баллов в оценку
Шкала перевода баллов в оценку
17- 18 б. - «5»
15 – 16 б. - «4»
9 – 14б. - «3»
Менее 9 б. - «2»
Выставление
отметок в
дневники
12. Рефлексия
Рефлексия
Ребята, кому на уроке было все понятно, поднимите
зеленые смайлики, кто немного затруднялся- желтые, а
кто ничего не понял- красные.
Приложение:
Карта результативности:
Этапы урока
Количество баллов
Ответы на вопросы (самопроверка)
8
Решение квадратного уравнения (самопроверка)
1
Задание на соответствие (работа в парах)
4
Самостоятельная работа
(Решить уравнения, используя свойства коэффициентов)
(самопроверка)
5
Итого
Отметка