Автор: Смолина Анна Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с 31 ГОЩ
Населённый пункт: Щелково
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности психологической перестройки участников конфликта"
Раздел: дошкольное образование
Особенности психологической перестройки участников конфликта
Конфликты
встречаются
во
всех
сферах
деятельности
людей
и
являются, как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд, необходимым и важным
элементом
жизни.
Исследование
конфликтов,
их
структуры
и
функций,
построение описательных и объяснительных моделей этого явления имеют
конечной целью поиск путей управления возникающими противоречиями.
Управление
конфликтом –
это
целенаправленное,
обусловленное
объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития
или
разрушения
той
социальной
системы,
к
которой
имеет
отношение
данный конфликт. Управление конфликтами как сложный процесс включает
следующие виды деятельности:
• прогнозирование конфликтов;
• профилактика конфликта;
• регулирование конфликта;
• разрешение конфликта.
На
наш
взгляд,
важнейшим
способом
управления
конфликтами
является
их
профилактика,
в
частности
–
психопрофилактика.
Психопрофилактика
конфликтного
поведения
заключается
в
такой
организации жизнедеятельности и психологических характеристик субъектов
социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму
вероятность возникновения конфликтов между ними. Цель профилактики
конфликтов
—
создание
таких
условий
деятельности
и
взаимодействия
людей,
которые
минимизировали
бы
вероятность
возникновения
или
деструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить
их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся
на
первый
взгляд
более
важной,
на
самом
деле
не
является
таковой.
Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их
разрешать.
Она
требует
меньших
затрат
сил,
средств
и
времени
и
предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые
имеет любой конструктивно разрешенный конфликт [2].
Любой конфликт, какую бы крайнюю форму он ни принимал в своем
разрастании, должен, в конце концов, прекратиться, получить полное или
частичное разрешение. Исход возможен в двух вариантах: либо как следствие
изменения
объективной
ситуации,
либо
как
результат
психологической
перестройки участников конфликта, изменения субъективного восприятия
с итуа ции.
С пе циа лис т ы
в ы д е ля ют следующие
рекомендации
психопрофилактического поведения в конфликте.
Умение
отличить
главное
от
второстепенного.
Казалось
бы,
чего
проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Необходимо
регулярно
анализировать
ситуацию,
мотивы
своего
поведения,
пытаться
понять, что действительно является «вопросом жизни и смерти», а что просто
амбициями,
и
научиться
отбрасывать
несущественное.
Умение
отличить
главное
от
второстепенного
должно
помочь
найти
правильную
линию
поведения в конфликтах.
Внутреннее спокойствие – это такой принцип отношения к жизни,
отражающий
гармоничные
отношения
субъекта
с
окружающим
миром.
Данный принцип отнюдь не исключает энергичности и активности человека,
наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на
малейшие
оттенки
событий
и
проблем,
не
теряя
самообладания
даже
в
критические моменты. Внутреннее спокойствие – это своего рода защита от
всех
неприятных
жизненных
ситуаций.
Именно
внутреннее
спокойствие
позволяет человеку эффективно взаимодействовать в конфликтах.
Умение
подходить
к
проблеме
с
различных
точек
зрения.
Данный
принцип
подразумевает
развитие
также
эмпатийных
способностей,
способностей к идентификации. Одно и то же событие можно оценить по–
разному в зависимости от позиции. Например, если рассматривать конфликт
с позиции своего «Я» – это одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту
же ситуацию с позиции «Я» оппонента, все покажется иным. Поэтому важно
развивать умение оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции.
Отсутствие предвзятости в оценке событий, процессов, явлений и
мнений
позволяют
быстрее
перестроиться,
своевременно
и
адекватно
отреагировать на изменение ситуации.
Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой,
какой
человеку
хотелось
бы
видеть
ее.
Этот
принцип
тесно
связан
с
предыдущим.
Следование
ему
способствует
сохранению
психической
устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней
логики и смысла.
Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все
«неразрешимые»
ситуации
неразрешимы
только
в
каких–то
изначально
заданных
рамках
обстоятельств.
Необходимо
стремится
к
выработке
системного подхода. Безвыходных ситуаций не бывает.
Наблюдательность – важное качество, рассматриваемое в контексте
беспристрастного
наблюдения
за
собой.
Умеет
объективно
оценить
свои
желания,
побуждения,
мотивы
со
стороны
позволят
управлять
своим
поведением в критических ситуациях.
Дальновидность – это способность не только понимать внутреннюю
логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание того, «что к
чему
приведет»
оберегает
от
ошибок
и
неправильной
линии
поведения,
предотвращает формирование конфликтной ситуации.
Умение извлекать опыт из всего происходящего, то есть «учиться на
ошибках», причем не только на своих, умение учитывать причины прошлых
ошибок и неудач помогают не совершать новых [3].
Конфликт –
сложное
взаимодействие
людей,
трудно
регулируемый
процесс
с
малой
степенью
предсказуемости.
Человеческие
отношения
никогда не бывают однотипными, застывшими; они постоянно меняются, как
изменяется сама жизнь вокруг нас. В каждом конкретном случае приходится
определять
содержание
и
специфику
проявления
данного
конфликта,
выбирать адекватные его природе формы поведения. Рассмотренные формы
психопрафилактического
поведения
указывают,
какие
навыки
необходимо
развивать
и
совершенствовать
в
целях
эффективного
управления
конфликтами.
Библиографический список
1.
Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. –
СПб.: Питер, 2006. – 496 с.
2.
Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение
конфликтующих
сторон.
Обзор
зарубежных
исследований
по
психологии
конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 1993. — С. 87–92.
3.
Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В. П.
Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 277 с.