Напоминание

по теме: "Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших дошкольников"


Автор: Зинченко Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №67" компенсирующего вида
Населённый пункт: г.Дзержинск
Наименование материала: программа саморазвития педагога
Тема: по теме: "Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67» компенсирующего вида Рассмотрено и принято Утверждено заведующим на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №67» № от Жариновой Е.Е_______________
Программа саморазвития педагога

2 младшей группы

по теме: «Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших

дошкольников»




Выполнила воспитатель: Зинченко Е.И. г.Дзержинск 2016 -2017 г

Тема «Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших

дошкольников»
2 «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А.Сухомлинский 26 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов
Пояснительная записка:
В данной программе изложена актуальность данной темы, поставлена цель, определены задачи, определён план работы с родителями, разработан план по программе саморазвития педагога. 3
Актуальность
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Проблема Необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет. Нарушения мелкой моторики : - негибкие движения рук; - одностороннее нарушение мелкой моторики; - судороги и дрожь. Нарушения общей моторики : - нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии двигательных навыков; - трудности совершения движений, обусловленные слабостью детских ощущений. Нарушения общей моторики :
- нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии двигательных навыков; Значение развития мелкой моторики повышает тонус коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Развивает речевые центры коры головного мозга. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. 23 24 Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной
Цель
: повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей 2 младшей группы с НОДА через занятия пластилином.
Задачи
:  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста с помощью различных движений при работе с пластилином  Рассмотреть значение лепки на развитие мелкой моторики рук у детей с НОДА.  Выявить возможность владения пластилином как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста с НОДА.  Повысить собственный уровень знаний путём изучения методик и технологий педагогов в Интернете; использовать методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.  Разработать перспективный план работы с детьми на учебный год  Подготовить диагностику на начало и конец учебного года по развитию мелкой моторики рук, затем подвести итог в конце учебного года.  Разработать перспективный план работы для родителей .
Форма отчёта
: отчёт по теме
Форма самообразования
: индивидуальная

Форма работы с детьми
: диагностика детей, проведение НОД, индивидуальная и подгрупповая работа.
План по саморазвитию педагога на 2016-2017г.

Тема:

«Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших

дошкольников»

Этапы работы

Содержание работы сроки

Вывод

результативность

1 этап

Изучение опыта

педагогов в сети

интернет, изучение

методической

литературы.
Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография» М.2008(1,2 часть) Е.Румянцева. «Простые поделки из пластилина» И.Айрис-пресс,2007г. Кабанова ( В течении года. Повышение педагогиче ской компетентн ости
2 этап.

Прогностический
Разработка перспективного планирования работы с детьми . Диагностика ручной умелости детей Кабанова Т.В., Домнина О.В. (кн. «Тестовая диагностика) Сентябрь- Май сентябрь Выявление уровня знаний, умений и навыков воспитанни ков.
3 этап

Практически

й
Разработка плана работы с детьми и родителями сентябрь Пополнение практических умений Обогащение предметно- развивающей среды. Обогащение развивающей развивающей предметно- пространственой среды: -Разработка схем – алгоритмов по выполнению этапов деятельности(лепки) -Изготовление карточек В течении года Представление изготовленных пособий, самоанализ предметной среды.
иллюстраций многоразового использования для развития творческих способностей детей 2 мл.гр
4этап

Повышение

профессиональной

компетентности.
Участие в методической работе ДОУ. ноябрь Открытый показ НОД в ДОУ.
5 этап

Обобщающий

Результативный

Анализ

проведённой

работы
Подведение итогов(диагностика ручной умелости Кабанова Т.В., Домнина О.В. (кн. «Тестовая диагностика) Оформление результатов работы Распространение опыта май Согласование с администрацией ДОУ. Написание отчета.
План работы с родителями:

План

мероприятий

тема

срок
Консультация для родителей «Роль родителей в формировании развития мелкой моторики рук детей через работу с пластилином детей младшей группы с НОДА» сентябр ь Мастер класс «Этот занимательный пластилин» октябрь Информационный лист «Эта занимательная лепка» ноябрь Выставка совместных работ детей и родителей «Новый год у ворот» декабрь Информационный буклет
.
Игры с пластилином » январь Консультация для родителей «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» февраль
Выставка работ детей и родителей «Волшебный пластилин» совместные поделки родителей и детей из пластилина март Фотовыставка «Мы любим лепить» апрель Подведение итогов : родительское собрание «Чему мы научились» май
План работы с детьми:

Перспективное планирование НОД по изобразительной деятельности

/лепке/ с детьми 2младшей группы :

Тема

Задачи

Срок

реализаци

и
«Овощи в корзинке» Учить детей скатывать из пластилина шарики и прикреплять их на заданную ламинированную основу белого цвета, Формировать умения подбирать нужный цвет(помидора-красная) сентябрь «Фрукты в корзинке» Формировать умения и навыки раскатывать пластилин круговыми движениями сплющивая его в ладонях и прикреплять на заданную ламинированную основу белого цвета. Продолжать формировать умения подбирать нужный цвет. Развивать мелкую моторику рук октябрь «Осенний листик берёзки» (коллективная работа) Продолжать формировать умения и размазать пластилин не заходя за контур ламинированной основы осеннего листа и прикреплять на ветку берёзы. ноябрь «Украсим ёлочку шарами» Закреплять умения и навыки детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями прикреплять на заданную ламинированную основу. Формировать умение подбирать нужный цвет. Развивать мелкую моторику рук, декабрь «Дом для Деда Мороза» Учить лепить столбики и выкладывать их на нужное ламинированное изображение в виде барельефа (изображение январь
выступает над плоскостью фона).Продолжать учить работать стекой ,отрезать лишние части столбиков. Развивать мелкую моторику рук. «Снежинка» Продолжать учить лепить столбики и выкладывать их на нужный контур в виде барельефа на ламинированной карточке Продолжать учить отрезать лишние части столбиков стекой. февраль «Цветы для мамы» Продолжать учить детей скатывать, шарики , колбаски прикреплять на заданный ламинированный контур в виде барельефа. Развивать мелкую моторику рук, глазамер. март «Одуванчики в траве» Закреплять умения детей скатывать столбики, шарик. Учить слегка надавливать пальцем на шарик и размазывать его в разных направлениях по заданной ламинированной карте с контуром рисунка, пользоваться стекой. апрель «Салют в нашем городе» Продолжать формировать умения детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по заданной ламинированной форме май
Материал используемый в данном планировании
: ламинированные карточки – иллюстрации многоразового использования для развития творческих способностей , закрепления навыков и умений детей в работе с пластилином 2 мл.гр : ёлочка, цветочек, петушок, домик, одуванчик и др. Литература: Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., МихайловаЗ.А. и др, Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- СПб. : «Детство-пресс», 2011. – 528 с. Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д.— СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320с.
Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста . Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336с. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. 3–е издание – СПб.: «Детство – пресс», 2001г. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Изда¬тельство «Книголюб», 2008. - 128с. О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010


В раздел образования