по теме: "Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших дошкольников"
Автор: Зинченко Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №67" компенсирующего вида Населённый пункт: г.Дзержинск Наименование материала: программа саморазвития педагога Тема: по теме: "Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №67» компенсирующего вида
Рассмотрено и принято Утверждено заведующим
на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №67»
№ от Жариновой Е.Е_______________
Программа саморазвития педагога
2 младшей группы
по теме: «Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших
дошкольников»
Выполнила воспитатель: Зинченко Е.И.
г.Дзержинск
2016 -2017 г
Тема «Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших
дошкольников»
2 «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В.А.Сухомлинский
26 «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
Пояснительная записка:
В данной программе изложена актуальность данной темы, поставлена цель,
определены задачи, определён план работы с родителями, разработан план по
программе саморазвития педагога.
3 Актуальность
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые
способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а
это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой
моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Мелкая
моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика
развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие
координированные манипуляции малой амплитуды.
Проблема Необходимость организации целенаправленной систематичной
работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через
использование разнообразных форм, методов и приемов.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной
системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и
точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным
навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Общая
моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт
работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от
навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы
руки и глаза, и все же их многое объединяет.
Нарушения мелкой моторики : - негибкие движения рук; - одностороннее
нарушение мелкой моторики; - судороги и дрожь. Нарушения общей
моторики : - нарушения координации движений и их точности; - отставание в
развитии двигательных навыков; - трудности совершения движений,
обусловленные слабостью детских ощущений. Нарушения общей моторики :
- нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии
двигательных навыков;
Значение развития мелкой моторики повышает тонус коры головного мозга.
Стимулирует развитие речи ребенка. Развивает речевые центры коры
головного мозга. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров
речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает
чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. 23
24 Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики
детей положительно влияет на формирование познавательных процессов:
восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, готовит руку
ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать
многих проблем школьного обучения. Совместная деятельность с родителями
по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на
формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления,
внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к
продуктивной
Цель : повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности;
систематизировать работу по реализации системы мероприятий
направленных на развитие мелкой моторики рук детей 2 младшей группы с
НОДА через занятия пластилином.
Задачи :
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего возраста с
помощью различных движений при работе с пластилином
Рассмотреть значение лепки на развитие мелкой моторики рук у детей с
НОДА.
Выявить возможность владения пластилином как средства развития
мелкой моторики рук у детей младшего возраста с НОДА.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения методик и
технологий педагогов в Интернете; использовать методики на
занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с
детьми.
Разработать перспективный план работы с детьми на учебный год
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года по развитию
мелкой моторики рук, затем подвести итог в конце учебного года.
Разработать перспективный план работы для родителей .
Форма отчёта : отчёт по теме
Форма самообразования : индивидуальная
Форма работы с детьми : диагностика детей, проведение НОД,
индивидуальная и подгрупповая работа.
План по саморазвитию педагога на 2016-2017г.
Тема:
«Развитие мелкой моторики рук посредством лепки у младших
дошкольников»
Этапы работы
Содержание работы сроки
Вывод
результативность
1 этап
Изучение опыта
педагогов в сети
интернет, изучение
методической
литературы.
Г.Н.Давыдова «Детский
дизайн.
Пластилинография»
М.2008(1,2 часть)
Е.Румянцева. «Простые
поделки из пластилина»
И.Айрис-пресс,2007г.
Кабанова (
В течении
года.
Повышение
педагогиче
ской
компетентн
ости
2 этап.
Прогностический
Разработка
перспективного
планирования работы с
детьми .
Диагностика ручной
умелости детей
Кабанова Т.В., Домнина
О.В. (кн. «Тестовая
диагностика)
Сентябрь-
Май
сентябрь
Выявление
уровня
знаний,
умений и
навыков
воспитанни
ков.
3 этап
Практически
й
Разработка плана работы с
детьми и родителями
сентябрь
Пополнение
практических
умений
Обогащение
предметно-
развивающей
среды.
Обогащение развивающей
развивающей предметно-
пространственой среды:
-Разработка схем –
алгоритмов по выполнению
этапов деятельности(лепки)
-Изготовление карточек
В течении
года
Представление
изготовленных
пособий,
самоанализ
предметной среды.
иллюстраций
многоразового
использования для развития
творческих способностей
детей 2 мл.гр
4этап
Повышение
профессиональной
компетентности.
Участие в
методической работе
ДОУ.
ноябрь
Открытый показ
НОД в ДОУ.
5 этап
Обобщающий
Результативный
Анализ
проведённой
работы
Подведение
итогов(диагностика
ручной умелости
Кабанова Т.В.,
Домнина О.В. (кн.
«Тестовая
диагностика)
Оформление
результатов работы
Распространение
опыта
май
Согласование с
администрацией
ДОУ.
Написание отчета.
План работы с родителями:
План
мероприятий
тема
срок
Консультация для
родителей
«Роль родителей в формировании развития
мелкой моторики рук детей через работу с
пластилином детей младшей группы с НОДА»
сентябр
ь
Мастер класс
«Этот занимательный пластилин»
октябрь
Информационный
лист
«Эта занимательная лепка»
ноябрь
Выставка
совместных работ
детей и родителей
«Новый год у ворот»
декабрь
Информационный
буклет .
Игры с пластилином
»
январь
Консультация для
родителей
«Лепка как средство развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста»
февраль
Выставка работ
детей и родителей
«Волшебный пластилин» совместные поделки
родителей и детей из пластилина
март
Фотовыставка
«Мы любим лепить»
апрель
Подведение итогов : родительское собрание «Чему мы научились»
май
План работы с детьми:
Перспективное планирование НОД по изобразительной деятельности
/лепке/ с детьми 2младшей группы :
Тема
Задачи
Срок
реализаци
и
«Овощи в
корзинке»
Учить детей скатывать из пластилина
шарики и прикреплять их на заданную
ламинированную основу белого цвета,
Формировать умения подбирать нужный
цвет(помидора-красная)
сентябрь
«Фрукты в
корзинке»
Формировать умения и навыки
раскатывать пластилин круговыми
движениями сплющивая его в ладонях и
прикреплять на заданную
ламинированную основу белого цвета.
Продолжать формировать умения
подбирать нужный цвет. Развивать
мелкую моторику рук
октябрь
«Осенний листик
берёзки»
(коллективная
работа)
Продолжать формировать умения и
размазать пластилин не заходя за контур
ламинированной основы осеннего листа
и прикреплять на ветку берёзы.
ноябрь
«Украсим ёлочку
шарами»
Закреплять умения и навыки детей
раскатывать пластилин между ладонями
круговыми движениями прикреплять на
заданную ламинированную основу.
Формировать умение подбирать нужный
цвет. Развивать мелкую моторику рук,
декабрь
«Дом для Деда
Мороза»
Учить лепить столбики и выкладывать их
на нужное ламинированное изображение
в виде барельефа (изображение
январь
выступает над плоскостью
фона).Продолжать учить работать
стекой ,отрезать лишние части
столбиков. Развивать мелкую моторику
рук.
«Снежинка»
Продолжать учить лепить столбики и
выкладывать их на нужный контур в виде
барельефа на ламинированной карточке
Продолжать учить отрезать лишние
части столбиков стекой.
февраль
«Цветы для мамы»
Продолжать учить детей скатывать,
шарики , колбаски прикреплять на
заданный ламинированный контур в
виде барельефа. Развивать мелкую
моторику рук, глазамер.
март
«Одуванчики в
траве»
Закреплять умения детей скатывать
столбики, шарик. Учить слегка
надавливать пальцем на шарик и
размазывать его в разных направлениях
по заданной ламинированной карте с
контуром рисунка, пользоваться стекой.
апрель
«Салют в нашем
городе»
Продолжать формировать умения детей
слегка надавливать пальцем на
маленький шарик пластилина и
размазывать его в разных направлениях
по заданной ламинированной форме
май
Материал используемый в данном планировании : ламинированные
карточки – иллюстрации многоразового использования для развития
творческих способностей , закрепления навыков и умений детей в работе с
пластилином 2 мл.гр : ёлочка, цветочек, петушок, домик, одуванчик и др.
Литература:
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., МихайловаЗ.А. и др, Детство: Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- СПб. :
«Детство-пресс», 2011. – 528 с.
Баряева Л.Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П.,
Зарин А. П., Соколова Н.Д.— СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320с.
Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного
возраста . Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2008. - 336с.
Зинкевич–Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку.
3–е издание – СПб.: «Детство – пресс», 2001г.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в
развитии: Сборник игр и игровых упражнений. - М.: Изда¬тельство
«Книголюб», 2008. - 128с.
О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010