Авторы: Попова Ольга Владимировна, Воробьева Светлана Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: проект
Тема: "Моё спортивное Заволжье"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Ладушки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в группе компенсирующей направленности № 4
«МОЁ СПОРТИВНОЕ ЗАВОЛЖЬЕ»
Авторы составители:
воспитатель Попова О.В.
воспитатель Воробьева С.Н.
г. Заволжье
2020 г.
Тип проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный 17.02-30.03.2020 г.
У ч а с т н и к и
п р о е к т а : воспитанники
группы
компенсирующей
направленности № 4, воспитатели, родители, специалисты МБДОУ.
Актуальность
проекта:
Патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные
изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не
только
жизнь,
но
и
мы
сами.
Это
касается
нравственных
ценностей,
отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о
патриотизме,
героизме,
доброте,
великодушии.
Изменилось
и
отношение
людей
к
Родине.
Сегодня
материальные
ценности
доминируют
над
духовными.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное
в
гражданах
страны,
в
том
числе
и
в
детях
чувство
патриотизма
и
гражданственности.
В
настоящее
время
реализуются
государственная
программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015г. №1493), ориентированная на все социальные
слои
и
возрастные
группы
граждан
России.
Государственная
программа
определила
основные
пути
патриотического
воспитания,
цели
и
задачи,
которые
направлены
на
«поддержание
общественной
и
экономической
стабильности, упрочения единства и дружбы народов»
Реформирование системы дошкольного образования, введение
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
еще
более
конкретно
нацеливает
нас
на
работу
в
данном
направлении.
Основными
принципами
дошкольного
образования,
в
соответствии с ФГОС ДО, являются: приобщение детей к социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества,
государства;
формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности. А социальная ситуация, в которой растет современный
дошкольник, такова, что его в несемейное и внутрисемейное окружение
зачастую не в полной мере способствует развитию у него привязанности к
своей
Родине,
воспитанию
гражданских
чувств.
Поэтому
воспитание
патриотизма – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в
дошкольном учреждении.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно
много методической литературы по данному вопросу. Авторы предполагают
непосредственную передачу знаний детям, что не способствует поддержанию
их познавательного интереса и проявлению патриотических чувств. Поэтому
возникла необходимость в построении взаимодействий педагога с детьми с
акцентом на пробуждение поисковой активности самих детей, развитие их
инициативы, побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению
своих чувств. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками
является
одним
из
средств
активизации
познавательного
и
творческого
развития
ребенка.
Коммуникативные
навыки,
нравственные
качества,
приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их
личного опыта.
Исходя из того, что в нашей группе 7 мальчиков и все они занимаются
каким - либо спортом, возникла идея связать патриотическое воспитание со
спортивными достижениями родного города. Поэтому было принято решение
разработать и апробировать проект «Мое спортивное Заволжье» в рамках
общего
проекта
«Мой
любимый
город
-
Заволжье»,
направленный
на
воспитание у детей чувства патриотизма и любви к родному городу.
Работа по реализации проекта строится поэтапно через организацию
совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание условий
для
самостоятельной
деятельности
детей,
организацию
взаимодействия
с
семьями воспитанников.
Целью данного проекта является воспитание у детей чувств
патриотизма и любви к родному городу.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи проекта:
•
Поощрять
инициативу
детей,
проявление
интереса
к
спортивному
п р о ш л о м у
и
н а с т о я щ е м у
р о д н о г о
г о р о д а
З а в о л ж ь е ,
е г о
достопримечательностям, основным видам спорта Заволжан, замечательным
людям, прославившим свой край спортивными достижениями;
• Поддерживать инициативу в проявлении добрых дел и поступков к людям,
родному городу, спортивным объектам;
•
Способствовать
сотрудничеству с родителями и представителями
социума по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников к
«малой Родине» через проектную деятельность.
•
Обогащать
развивающую
предметно-пространственную
среду
материалами и продуктами партнерской деятельности (игровыми макетами,
лэпбуками, тематическими альбомами, подборкой литературы, коллекциями
открыток, дидактическими играми), созданными в ходе проектов по тематике
«спорт»
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный.
1.
Довести до участников проекта важность данной темы.
2.
Разработка
плана
мероприятий,
направленных
на
формирование
патриотических чувств к своей малой Родине
3.
Знакомство родителей (законных представителей) с планом мероприятий
проекта «Моё спортивное Заволжье».
4.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
5.
Проектирование
развивающей
предметно-пространственной
среды,
разработка
методического
материала
по
взаимодействию
с
детьми
и
родителями
6.
Подбор
иллюстративного
материала,
художественной
литературы,
пословиц, поговорок, дидактических игр.
7.
Анкетирование родителей на тему «Спорт в вашей семье»
8.
Диагностирование
«Нравственно-патриотическое
во спит ание
дошкольников по направлению «Мой город» (методика Ястребцова О.А.)
Второй этап – основной.
Реализация основных видов деятельности со всеми участниками проекта:
дети, родители, социальные партнеры
Третий этап – итоговый.
Сбор
и
обработка
методических
и
практических
материалов,
обобщение
материалов проекта, проведение итогового мероприятия.
Предполагаемый результат:
Дети осознают суть понятия Родины, как места, где человек родился;
Проявляют интерес к истории спорта города Заволжье, его спортивным
объектам,
замечательным
людям,
прославившим
свой
край
спортивными
победами;
Сформировано партнерское взаимодействие родителей с педагогами по
вопросам
становления нравственно-патриотических
чувств
у
детей
дошкольного возраста к своей «малой Родине»;
В
группах
пополнились
уголки
нравственно-патриотического
и
физического воспитания новыми пособиями, играми, лэпбуками, альбомами,
макетами, художественной литературой, продуктами детской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа
с детьми
Диагностика, создание заинтересованности у детей (введение
детей в тему через сюрпризные моменты, создание игровой
ситуации,
творческое
задание
–
сочинение
на
тему
«Мой
любимый вид спорта»,); формирование проблемы проекта через
«Модель трех вопросов».
Работа
по группе
Внесение в группу книг, макета стадиона, дидактических игр.
Создание
картотеки
пословиц,
поговорок
о
патриотизме,
спорте. Анализ наполнения уголка нравственно-патриотческого
воспитания,
подготовка
к
конкурсу
«Лучший
уголок
нравственно-патриотического воспитания»
работа с
родителями
Анкетирование на тему «Спорт в вашей семье». Ознакомление
родителей с темой проекта на консультациях «Роль семьи в
воспитании патриотических чувств у дошкольников», «В
здоровом теле – здоровый дух»
взаимодействие
с социумом
Экскурсии
в
музей
истории
города
Заволжье,
прогулки
по
городу, тематические встречи в библиотеке.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
цель
Накопление детьми необходимых знаний по теме
проекта
работа
с детьми
Знакомство
со
спортивными
объектами
на
территории
города
Заволжье
(Ледовый
дворец,
ФОК,
бассейн, стадион)
Беседа «Спортивная гордость нашего города»
Целевые прогулки к спортивным объектам
Беседа
«Наше
спортивное
Заволжье
–
частичка
России»
Чтение
стихов,
художественной
литературы
о
Заволжье, о спорте
Рассматривание
фотоальбомов,
иллюстраций
«Спортивная жизнь города»
Пополнение
«Мини-музея
тепла
и
доброты»
детскими рисунками о городе и спорте
Дидактические
игры:
«Собери
картинку »,
«Назови,
что
изображено»,
«Что
где
находится?»,
«Путешествие по карте Заволжья»
Совместное рисование «Хоккейная команда», «Что
мы видели в музее», «Лыжники на пьедестале»
Прослушивание песен о спорте
Викторина «О городе и спорте»
Показ
презентаций:
«Развитие
спорта
в
городе
Заволжье», «Известные спортсмены заволжья»
Виртуальная
экскурсия
«Хоккей
–
традиция
города» - Топоров Н.В.
Просмотр мультфильмов по теме проекта
Участие в конкурсе чтецов МБДОУ
работа по группе
Подбор видеотеки с мультфильмами, презентациями о
спортивном городе; пополнение среды играми,
альбомами, макетами, лэпбуками, изготовление
атрибутов к сюжетным играм. Изготовление фотогазет,
создание творческих выставок.
работа с
родителями
Мастер-классы по организации
семейных прогулок к
спортивным
объектам
города,
подбор
материалов
по
проекту;
изготовление
макетов,
дидактических
игр,
атрибутов к спортивным играм и т.д.
Фотовыставка «Активный отдых в выходные дни»
Информирование
родителей
о
ходе
проекта
на
сайте
ДОУ
Взаимодействие с
социумом
Посещение спортивных объектов, библиотеки и Музея
города Заволжье
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
работа
с детьми
Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие по
родному городу» (все дошкольные группы),
Развлечение «Юные спортсмены – будущее Заволжья»
работа
по группе
Презентация проекта и его продуктов (альбомы,
музеи, лэпбуки и т.д.)
Работа с
педагогами
Участие в фестивале проектов по патриотическому
воспитанию
Педсовет «Эффективность работы по формированию
патриотических чувст у дошкольников к своей
«малой» Родине в условиях ДОО»
Подведение итогов проекта, транслируемость опыта в
журналах и сборниках, размещение информации по
проекту на сайте МБДОУ
работа
с родителями
Выставка рисунков детей и родителей «Я и спорт»
Размещение фотоотчета по проекту на страничке
группы, на сайте МБДОУ
Заключение:
Весь комплекс мероприятий проекта «Моё спортивное Заволжье»,
направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения городом, его
людьми и их достижениями. Предложенные виды деятельности основаны на
принципах
доступности
предлагаемой
информации
в
соответствии
с
возрастом дошкольников, деятельностного подхода и перехода от личностно
значимых для ребенка фактов к культурно-историческим. Наверное, самым
главным в этой работе наряду с профессиональным мастерством и знаниями
воспитателя
является
его
собственное
ярко
выраженное
отношение
к
родному городу и его истории.