Автор: Котелкина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения "Гаршин. Лягушка-путешественница" 4класс
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения 4 класс УМК «Начальная школа XXI века» Учитель: Котелкина Е. В.,
МБОУ «СОШ № 6» г. Югорск, ХМАО-Югра
Тема: Гаршин В. М. "Лягушка-путешественница"
Цель урока:
организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности на
содержании произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница"; подвести обучающихся к пониманию
содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-
исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения, создать условия для развития умения
пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение
к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
умение выразительно читать произведение;
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умение на основе анализа объектов делать выводы.
Личностные:
умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и
чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру;
умение выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные:
Познавательные:
умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
самостоятельно оценивать выполненные действия; умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника.
1
Коммуникативные:
умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать
соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения;
умение работать в паре, в
группах; умение слушать и понимать других.
Тип урока: урок изучения нового
материала.
Оборудование урока:
компьютер, интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель этапа
I. Мотивация
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: -
Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и
птицам,
- Доброе утро улыбчивым
лицам.
Улыбнитесь друг другу,
пожелайте что-то хорошее.
- Прослушайте басню.
Подумайте, о чём это
произведение.
На одной лесной опушке
Собрались на сход зверушки.
Идёт меж ними с давних пор
Непрекращающийся спор.
Сначала слово взял медведь,
На всю округу стал реветь:
– Я сильный! Всё мне по плечу!
И дуб сверну, коль захочу!
Лисичка хвост свой распушила
И ласково проговорила:
Учащиеся приветствуют друг друга, желают хороших
впечатлений, удачи.
Учащиеся слушают басню.
Цель: обеспечить
комфортную
психологическую
обстановку для
работы на уроке.
2
– Да, силой я обделена,
Но мне и не нужна она.
Я хитростью, что захочу,
Не напрягаясь, получу!
И серый волк не страшен мне,
Ведь я умней его вдвойне!
Волчище серый встрепенулся,
Зевнул протяжно, потянулся,
Промолвил:
– Что за ерунда?
Выносливость – вот это да!
Я много дней могу бежать
Без устали. Ни есть, ни спать.
Кто потягается со мной?
Есть среди вас такой герой?
Зайчишка ушки навострил,
Подумал и проговорил:
– Нет у меня, что есть у вас,
Но я скажу вам без прикрас:
Меня по следу не найти –
Собью любого я с пути!
Скачу я вбок, назад, вперёд…
Где я – никто не разберёт!
Но тут сорока прилетела,
Встревожено затарахтела:
– Ох! Надвигается беда!
Идут охотники сюда!
И началась тут чехарда!
Рванули звери, кто куда!
Забыли все про силу, прыть…
Свою бы шкуру сохранить!
А сорока засмеялась
И, довольная, призналась:
– Я ведь просто пошутила
И хвастунишек проучила!
- А в вашей жизни были такие
поступки? В каких случаях?
Учащиеся:
- Это басня о хвастовстве. Когда человек пытается чем-то
выделиться, привлечь к себе внимание, он фантазирует и
приписывает себе качества или поступки, которыми он не
обладает.
Учащиеся рассказывают о случаях хвастовства в своей
жизни.
3
II. Актуализация
знаний
- Кто будет героем нового
произведения, с которым
мы познакомимся сегодня
на уроке?
Отгадайте в группах по
две загадки.
1группа.
Зеленая такая в тине сидит,
И каждый узнает, не закричит.
Может громко квакнуть в след –
Вот ее на все ответ.
Лапы длинные такие,
Хоть и сами они небольшие.
Может прыгнуть далеко,
Отгадаем так легко. (Лягушка)
Утром плюх на весь день в пруд,
Только сверху хвост да лапки,
Крякнут деткам для порядка.
Им в воде чудесно тут. (Утка)
2 группа.
В болотах она всегда проживает,
И каждый ребенок по звуку узнает.
Может мушек разных съесть,
Назовет любой уж здесь.
Небольшая и зеленая она,
Прыгать любит уж всегда.
Дети мигом называют,
И загадку
отгадают. (Лягушка)
Она так плавает, ныряет!
Меня как будто проверяет:
Смогу ли я проделать так.
Себе сознаюсь, что – никак.
Так плавать, ну совсем не шутка,
Но всё может делать только … (Утка)
3 группа.
Прыгать может очень даже ловко,
Чтоб поймать ее, нужна сноровка.
В озере, в тине она проживает,
Каждый ребенок ее здесь узнает.
Зеленая окраска есть всегда,
И звуки издавать ведь может иногда.
И мушка любая ее избегает,
Цель: включить
учащихся в
активную
интеллектуальную
деятельность,
создать
образовательную
напряжённость
4
А дети скорее ответ называют. (Лягушка)
На коротких красных лапках
Вперевалочку идёт.
Любит в озере поплавать
И покрякать у ворот. (Утка)
4 группа.
В зелёной тине, иль в болоте
Её вы вечером найдёте:
Она бултых! – как будто в лужу,
Лишь голова торчит наружу.
Она уж очень любит дождик,
И от него не скачет в домик:
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает ... (Лягушка)
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (Утка)
5 группа.
Цвет зеленый, серый иногда,
Любит прыгать она уж всегда.
Может звуки издавать,
Как ее нам не узнать.
На болотах можем мы найти,
Но на звук придется нам идти.
Кто же здесь живет? Кого боится мушка?
Дети, это же… (Лягушка)
Они крикуны ужасные,
на ножках ласты красные. (Утки)
6 группа.
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
5
III.Целеполагание.
- Назовите главных героев
нового произведения.
- Предположите, какие
события могут
происходить в
произведении?
Сегодня мы познакомимся с
произведением автора, все
произведения проникнуты тихой
грустью и имеют печальный конец.
По мнению писателей-
современников, он пишет не
стальным пером, а каким-то другим,
мягким, нежным, ласкающим,
поскольку сталь слишком твёрдый и
грубый материал.
В произведении, с которым мы
познакомимся сегодня, вы сами
поймете, что это был за человек. С
нами на уроке будет беседовать
человек, влюблённый в свою
землю, в Родину, в людей.
- Итак, к кому мы сегодня
отправляемся в гости?
- Давайте поставим перед
собой задачи, чтобы вы хотели
Вот такая небылица. (Лягушка)
Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких —
Красные ботинки. (Утка)
В воде плавает, но сухая. (Утка).
Учащиеся отгадывают загадки.
- Главные герои произведения – лягушки и утки.
Учащиеся высказывают свои предположения.
Просмотр презентации
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Цель:
формулировать
учащимися
целей
урока
по
схе м е :
вспомнить-узнать-
уметь.
6
IV. Первичное
восприятие
текста.
узнать, побывав в гостях у
писателя? (на доске – слова-
помощники: узнать,
познакомиться, определить)
Узнать о ……
Познакомиться с …….
Определить ……
Тема нашего урока:
- Послушайте
произведение в
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье
военного. С раннего детства ему пришлось много
странствовать, побывать в разных местах России!
Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение
всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло
девять лет, он был привезён матерью в Петербург и
определён в первый класс гимназии. Учился он хорошо и
оставил приятные воспоминания в своих учителях и
воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не
чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до
смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне
возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь,
наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более
уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими
товарищами общество составления библиотеки: на
добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже
время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических
рукописных журналах.
Сказка “Лягушка- путешественница” написана в 1878 году.
Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя.
Узнать о жизни и творчестве писателя
Познакомиться с новым произведением
Определить тему и главную мысль произведения, которое
будем изучать на уроке.
Тема нашего урока: творчество Всеволода Михайловича
Гаршина.
Учащиеся заполняют оценочные листы.
Прослушивание
произведения
В.
М.
Гаршина
«Лягушка-
путешественница». (Аудиозапись)
7
V. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи.
исполнении мастера
художественного слова.
- Какой жанр у
произведения?
- Назовите действующих
лиц.
-
Какие чувства испытали
вы после прочтения
произведения? Почему?
Работа в группах.
Учащиеся читают
произведение и
Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы.
Эпическое, преимущественно прозаическое произведение
волшебного, героического или бытового характера.
- Утки и лягушка.
Беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради
похвалы.
Разочарование - за малым не увидела большое.
Сожаление, что лягушка не долетела до юга.
Страх за жизнь лягушки.
Восхищение ее находчивостью и умом.
Физминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
Правила работы в группе.
Выслушивать мнение каждого, каждый должен
работать.
Работа организуется
обязательно в
группе. Группы
работают с разными
частями текстами.
8
выполняют задания.
- Вспомним правила
работы в группе.
1 группа «Понятия»
Задача: найти в тексте
непонятные слова,
определить их значение.
2 группа. «Вопрос». Задача:
задать вопросы по тексту
одноклассникам.
3 группа «Схема» Задача:
о
характеризуйте главную
героиню Лягушку-
путешественницу при
помощи составления
Каждый участвует в представлении результатов своей
работы.
Не перебивать друг друга.
Говорить шепотом, чтобы не мешать работе других
групп.
паяц- шут, клоун
благополучно - удачно, успешно
коряга-пень
наслаждалась-блаженствовала
достоинство-совершенство
восторг- восхищение, упоение
стиснула - сжала, сдавила
восхитительный - замечательный,
очаровательный
1) Где жила лягушка?
2) Что хотела узнать она?
3) Как отреагировали утки на желание лягушки?
4) Что придумала лягушка?
5) Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?
6) Что особенно радовало путешественницу?
7) Почему лягушка не долетела с утками до юга?
8) Как вела себя лягушка в новом болоте?
На вопросы отвечают одноклассники.
Выявление
необходимой
информации, ее
фиксация.
Выявление
взаимосвязей
между объектами.
Оформление
информационного
продукта.
Планирование и
подготовка
выступления
9
хвастливая
любознательная
смелая
кластера
4 группа «Тезис» Задача:
изложить содержание текста
в виде тезисов (основные
мысли каждой части)
Лягушка-путешественница
Жила-была лягушка, ела комаров, квакала со своими
подругами. И век бы она прожила благополучно, но
случилось одно происшествие.
Однажды на это болото опустилась стая уток, летящих
на юг.
Подслушав их разговор, лягушка захотела полететь с
утками на юг.
Лягушка прицепилась за середину прутика, утки
взялись за края прутика, и так они все вместе
полетели на юг.
Во время полёта лягушке было очень плохо: тошнило,
кружилась голова. Но она слышала, как восхищались
и радовались люди, увидев летающую лягушку.
Путешественница однажды не выдержала и
выкрикнула людям, что это она всё придумала, тем
самым обрекла себя на падение.
На новом месте лягушка хвасталась другим лягушкам,
как она изобрела способ путешествия на утках и
отчаянно ждала их возвращения весной.
10
догадливая
мечтательная
болтливая
общительная
тщеславная
5 группа «План» Задача:
изложить содержание текста
в виде плана и пересказать
его кратко.
6 группа «Практик» Задача:
применить краеведческий
материал к изучаемому
произведению (группа
родителей)
План сказки:
1. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.
2. Лягушка вступает в разговор с утками.
3. Лягушка отправилась в путешествие.
4. Удивление людей.
5. Результат самовосхваления.
6. Хвастливые рассказы путешественницы.
Родители рассказывают о лягушках и утках, которые
водятся в ХМАО-Югре
Утка-чирок
Самая маленькая среди уток. Чирок в 3 раза меньше утки- кряквы.
Обычно длина тела составляет 30 сантиметров. Весит птица не
больше 450-ти граммов. Чирок свистунок назван благодаря способности
чисто и звонко посвистывать. В странствия чирки отправляются, беря
почти вертикальный старт. Способностью так взлетать утки обязаны
узким и заостренным крыльям. Они же дают возможность
приземляться на любую площадку. Прочие утки таких способностей
лишены. Внешне чирки отличаются не только размерами, но и
изумрудными «зеркальцами» на крыльях. Остальное оперение темно-
бурое со светлым брюшком. Голос чирка свистунка в России слышен с
появлением первых проталин. К водоемам особых требований нет.
Чирки заселяют и степные, лесные озера и реки. Мини-утки улетают на
зимовку в конце октября в Африку. Питается раками, червями,
моллюсками, насекомыми. Из растительной пищи чирки предпочитают
ряску, семена злаковых. Гнездо строит самка. В ход идут веточки, сухие
листья и трава.
Семейство Лягушки
Травяная лягушка на территории округа это редкий, практически не
изученный вид. В начале прошлого века в Сургутском крае эту лягушку
отмечал С.М. Чугунов. В долине Северной Сосьвы и Иртыша она
встречалась в учетах Л.Я. Топорковой. По мнению С.Л. Кузьмина
восточная граница ареала травяной лягушки нуждается в уточнении.
Очевидно, на территории округа проходит северо-восточная граница
11
ареала этого вида в нашей стране.
Остромордая лягушка на территории округа остромордая лягушка
встречается повсеместно, в большинстве биотопов - многочисленна.
Предпочитает внепойменные открытые низинные болота и поймы
крупных рек, особенно зарастающие соры. Низкие показатели
численности характеризуют этот вид в бедных по продуктивности,
хотя и увлажненных березово-сосновых лесах и верховых болотах, хотя и
здесь она обычна. Большая часть лягушек зимует на суше в листве,
ямах, норах грызунов, но некоторое количество зимует в ручьях и на
торфяных болотах. Покидает зимовки к началу мая. В нерестовые
водоемы собирается в мае. Самки откладывают 500-2700 яиц, которые
развиваются 10 дней, развитие головастика длится 45-65 дней.
Сеголетки появляются во второй половине июля и августе.
Сибирская лягушка на территории округа имеет спорадическое
распространение и меньшую численность популяций по сравнению с
остромордой лягушкой. Сибирская лягушка, как правило, использует
однотипные водоемы, что приводит к локализации ее мест обитания. В
условиях лесной зоны Западной Сибири эта лягушка предпочитает
пойменные низинные болота, меньше луга. За пределы поймы почти не
выходит. Выходит с зимовок в начале мая, икрометание в середине мая,
растянуто. Самка откладывает 1000-1800 яиц, одним или двумя
комками, которые обычно находятся на глубине 25-45 см во временных
водоемах. Эмбриональное развитие продолжается 14-20 дней, а
метаморфоз - 55-65 дней и заканчивается в конце июля и начале августа.
Уходит на зимовку в водоемы в конце сентября.
Учащиеся заполняют оценочные листы.
12
VI. Применение
Работа в группах.
1 группа. Задание: определить,
какая пословица подходит по
смыслу к содержанию сказки.
2 группа. Задание: работа с
иллюстрациями. Подобрать
отрывки к иллюстрациям.
3 группа. Задание: разгадать
анаграммы.
4 группа. Составить паспорт
Лягушки.
5 группа. Придумать другую
концовку сказки.
6 группа. Чтение по ролям
отрывка из сказки.
Не хвались, как идёшь в поле, а хвались, когда с поля
идёшь.
Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь
- уже не вернёшь.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
1)
«Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды
коряги…»
2)
«У лягушки захватило дух от страшной высоты, на
которую её подняли….»
3)
«И она рассказала им чудную историю о том, как она
думала всю жизнь…»
гушкаля киут ствоставхва лотобо
Паспорт.
Имя – Лягушка
Создатель – М. Гаршин
Прописка – сказочная повесть «Лягушка-путешественница»
Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.
Где впервые встречается – на болоте
Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая
Заветное желание – побывать на юге
Придумывают другую концовку сказки.
Цель: формировать
умение обобщать
большой объем
материала
совместно.
13
VII. Проверка
знаний.
VIII. Рефлексия.
По содержанию текста
заполните тест.
- Как же автор относится
к своей героине?
- Какое человеческое
качество автор
высмеивает с помощью
аллегории- поведения
лягушки?
- Какова основная мысль
сказки?
Помните слова великого
писателя Уильяма
Шекспира:
«Общая участь всех
хвастунов: рано ли,
Родители читают отрывок из сказки по ролям.
Учащиеся заполняют оценочные листы.
п/н
Вопрос
Ответ +/-
1.
Произведение
«Лягушка-путешественница»
-
это
рассказ
-
2.
Утки летели на север.
-
3.
Подслушав рассказ уток, лягушка захотела полететь с
ними.
+
4.
Приспособление для полёта придумала лягушка.
+
5.
К прутику лягушка прицепилась ртом и лапками.
-
6.
Лягушка не смогла удержаться, чтобы не ответить
людям, тем самым отцепилась от прутика.
+
7.
Лягушка упала в реку.
-
8.
Мечта лягушки побывать на юге не сбылась.
+
Учащиеся заполняют оценочные листы.
Он видит в ней не только хвастовство, но и
хорошие качества: воспитанность,
вежливость, смелость, любознательность
.
Образ лягушки из сказки Гаршина – это
аллегория хвастовства и нескромности. Автор
иносказательно говорит о людях умных, но
хвастливых
.
- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт.
Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.
Цель: закрепить
знания и УУД,
необходимые для
самостоятельной
работы по новому
материалу.
Цель: осознание
учащимися своей
учебной
деятельности
самооценка
результатов
деятельности своей
и всего класса.
14
IX. Информация о
домашнем
задании.
поздно ли, а все- таки
непременно попадешь
впросак».
- Составьте синквейн к
данному произведению.
Выполнить пересказ рассказа
от любого лица.
Хвастовство - несчастье человека.
Лягушка;
Пучеглазая, толстая;
мечтает, болтает, хвастает;
изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.
Учащиеся заполняют оценочные листы.
Записывают задание.
Цель: сообщить о
домашнем задании,
разъяснить
методики его
выполнения,
мотивировать на
качественное
выполнение.
15
16
17