Автор: Гуревич София Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ № 2
Населённый пункт: г. Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Выбор репертуара в кассе специального и общего фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Выбор репертуара в кассе специального и общего фортепиано.
Для
плодотворного
освоения
курса
фортепиано
необходим
продуманный
подбор
репертуара.
Музыка
должна
доставлять
радость
учащемуся.
Репертуар, который нравится и вызывает интерес, быстрее учится!
Музыкальная
литература
так
богата,
что
всегда
найдётся
пьеса,
соответствующая исполнительским возможностям ребёнка и педагогическим
задачам.
Желательно
осуществить
показ
рекомендуемого
сочинения
на
инструменте,чтобы обеспечить свободу выбора репертуара.
Первые
пьесы,
которые
приходится
разучивать
ученику,
-одноголосные
песни, переложенные двумя руками попеременно.Такие пьесы можно найти
в сборнике
«Фортепианная игра» под
общей редакцией А. Николаева
(украинская народная п. «Птичка», М. Красев «Журавель», В. Калинников
«Тень, тень» и др.). Здесь следует обратить особое внимание на моменты
перехода мелодии из одной руки в другую. После одноголосных песен нужно
перейти
к
песенкам,
в
которых
мелодия
сопровождается
несложным
аккомпанементом (Т. Салютринская «Пастух играет», русская народная песня
«Я на горку шла», И. Филипп «Колыбельная» и др.). В этот период обучения
можно
предложить
несложные
ансамбли
из
сборника
К.Н.
Гришиной
«Фортепианный ансамбль: Любимые песни. Тетрадь третья. » Она написана
для самых юных учеников, которые делают первые шаги в музыке. Нотное
изложение
музыкального
материала
простое,
удобное,
учитывающее
особенности детской руки.
Постепенно ученик перейдет к сочинениям с
более сложной мелодией и развитием сопровождения.
Одной из особенностей музыкального развития учащихся на духовых,
струнных инструментах, а также вокалистов является
«одноголосность»
его музыкального мышления, связанного с исполнением мелодии. Поэтому в
классе
фортепиано
следует
больше
внимания
уделять
воспитанию
гармонического и полифонического слуха учащихся за счёт выучивания пьес
с
ясным
и
ярким
гармоническим
планом.
Вместе
с
общеизвестными
сборниками
для
фортепиано
(«Музыка
для
детей»
под
редакцией
К.С.
Сорокиной,
«Фортепианная
игра»
под
редакцией
А.
Николаева)
можно
выбрать
пьесы
из
таких
пособий,
как
«Лучшее
для
фортепиано»
под
редакцией С.А. Барсуковой. Данное пособие предоставляет возможность
познакомить
юных
музыкантов
с
лучшими
образцами
классической
и
романтической музыки19-20 вв., которые в российских изданиях печатаются
впервые. В сборник включены образные и яркие пьесы композиторов О.
Ортмана, Т.Остена, Т.Кирхнера.