Автор: Подоба Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №11
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР "Путешествие в страну Математику".
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность по формированию
элементарных математических представлений в подготовительной к
школе группе для детей с ТНР «Путешествие в страну Математику».
Программное обеспечение: основная образовательная программа «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
Парциальная
программа:
Е.В.Колесникова
«Математика
для
дошкольников» методическое пособие для воспитателей, «ТЦ Сфера», 2001.
Специфика группы воспитанников: дети подготовительной к школе
группы (6-7 лет) с тяжелыми нарушениями речи.
Место
занятия
в
разделе
программы: Занятия закрепления ранее
приобретенных знаний и умений (по С.А. Козловой).
Форма проведения: фронтальная.
Воспитатель: Подоба Елена Ивановна
МДОУ №11 г. Комсомольск-на-Амуре
Цель:
закрепление
элементарных математических
представлений
через игру–путешествие.
Задачи:
1) Закреплять счет в пределах 10, прямой, обратный, порядковый.
2) Упражнять в решении задач на логику и сообразительность.
3) Совершенствовать умение решать примеры.
4) Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
5)
Активизировать
в
речи
порядковые
п р и л а г ат е л ь н ы е ,
сложноподчиненные предложения с предлогом «потому что».
6)
Развивать
логическое
мышление
детей
посредством
игры
«Рассуждай-ка».
7) Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
Оборудование:
Цифры,
картинки
с
названием
городов,
паровоз,
карточки с примерами, обручи с цифрами, нарисованный домик, набор цифр
и геометрических фигур на магнитах, игра «Четвертый лишний», смайлики,
звуки
транспорта,
ноутбук,
магнитофон,
диск
с
музыкой
«Паровоз»,
настольная игра.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень любим!
Воспитатель: Я вам предлагаю послушать звуки транспорта и сказать,
на чем можно путешествовать.
(Включается аудиозапись, звуки самолета, машины, паровоза, корабля.
Дети слушают, называют вид транспорта).
Воспитатель. Тогда я приглашаю вас в удивительное путешествие.
Сегодня мы отправимся в страну Математики. В этой стране есть города с
удивительными названиями. Хотите побывать в этой стране?
Дети: Да.
Воспитатель: А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете отгадав
загадку:
Железный уж по рельсам ползет
Пассажиров в даль везет.
Дети: Паровоз.
Воспитатель: Пройдемте, паровоз нас уже ждет.
(Дети проходят, подходят к паровозу).
Воспитатель: Чтобы зайти в вагон нужно выполнить задание.
(Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, ребенок отвечает
и садится на стульчик в вагоне).
- прямой счет от 1 до 5;
- прямой счет от 5до 10;
- обратный счет от 10 до 5;
- обратный счет от5 до1;
- счет от 5 до 9 вперед;
- счет от 7 до2 назад;
- назвать соседей числа 5;
- назвать соседей числа 7;
- назвать соседей числа 9;
- назвать соседей числа 2;
- назвать соседей числа 6.
Воспитатель: Молодцы! Можно отправляться в путь.
(Включается аудиозапись «Паровозик»).
Воспитатель: Вот мы и приехали, выходим из вагонов.
Посмотрите, ребята, что написано на доске?
(Дети читают «Страна Математика».
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в этой стране?
Дети: Цифры, примеры, геометрические фигуры, задачи, знаки, числа.
Воспитатель: Правильно. Мне на телефон пришло сообщение, давайте
послушаем.
(Дети слушают сообщение):
«Здравствуйте
дорогие
ребята!
Я
очень
рада,
что
вы
решили
побывать
в стране
Математики.
А
я
-
царица
страны
Математики.
Путешествие по моей стране не так-то уж и просто. Не испугаетесь
трудностей? Я не могу встретить вас, я сейчас в другой стране, но я с
жителями
моих
городов
приготовила
для
вас задания, выполнив их, вы
получите награду».
Воспитатель: Готовы
путешествовать по стране Математике? Тогда
вперед! И вот первое испытание: под указателем лежат цифры, каждый
должен взять себе карточку с цифрой и по команде построится в порядке
возрастания.
(На столе лежат карточки с перевернутыми цифрами вниз).
Воспитатель: Как скажу я цифру три,
В порядке возрастания замри.
(Дети строятся, цифры держат перед собой).
Воспитатель: Назовите свой порядковый номер.
(Дети называют свой порядковый номер).
Воспитатель: Справились- выстроились? Пойдемте по направлению, к
первому городу.
(Дети читают название города).
Дети: Рассуждай-ка.
Воспитатель: Верно, первый пункт нашего пути - городок «Рассуждай-
ка». А вот и задание от жителей этого городка. Я прочитаю вам вопросы, а вы
будете на них отвечать. Будьте внимательны. Если кто-то из вас не сможет
ответить на вопрос, то товарищи ему помогут.
1) Сколько орехов в пустом стакане?
2) Если съесть одну сливу, то что останется?
3) В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.
Сколько
стало
цветов
во
дворе?
(Нисколько.
В
феврале
цветы
не
растут.)
4) Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
5) Гусь весит 2 кг. Если он встанет на одну ногу, то будет тяжелее или
легче?
6) Сколько дней в неделе? (7)
7) Если Сережа вышел из дома раньше Саши, то Саша?
8) Если сестра старше брата, то брат?
9) Если Даша выше Данила, то Данил?
10) У большого прямоугольника 4 угла, а у маленького?
Воспитатель: Молодцы!
Похлопайте
друг
другу!
Мы
можем
проследовать дальше. Дети читают название города.
Дети: Решай-ка.
Воспитатель: Мы попали в самый большой город в стране - это город
«Решай-ка». Вот и записка для нас от жителей этого города.
(Воспитатель читает записку):
«Это
город
математических
примеров.
Ребята,
а
вы
умеете
решать
примеры?»
Дети: Умеем.
Воспитатель: Если вы решите примеры верно, то можете пройти в
следующий город. Вы должны взять со стола пример, решить его, а ответы
наклеены на обруч. Находите цифру ответа 4; 5 или 6, и встаете в обруч.
(Дети выполняют задание. После выполнения дети читают пример,
называют ответ. Проверяют друг друга).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились и с этим нелегким заданием.
Давайте пройдем дальше по указателям. Но прежде чем идти дальше давайте
немного отдохнем.
Физкультминутка: «Дни недели»
Пришло время отдохнуть,
В понедельник я купался
– плаваем,
А во вторник рисовал
– рисуем,
В среду долго умывался
– умываемся,
А в четверг в футбол играл
– бег на месте,
В пятницу я прыгал, бегал
– прыгаем,
Очень долго танцевал
– кружимся,
А в субботу, в воскресенье
– хлопки,
Целый день я отдыхал
– сидят на корточках, руки под щёку.
(Дети читают название следующего города).
Дети: Городок «Подумай-ка».
Воспитатель: Вот и записка.
(Воспитатель читает записку):
«Здесь,
ребята,
находится
небольшой
городок.
А
жители
в
этом
городке необычные,
это
цифры
и
геометрические
фигуры.
Злая
фея
Невежда, пролетая над нашим городком, распугала все фигуры и цифры и
они разбежались. Ребята, вы можете снова заселить наш городок?».
Воспитатель: Для того, чтобы узнать, кто где живет – я прочитаю план
заселения жильцов.
1) На 3 этаже слева живет треугольник
2) Над ним живет квадрат
3) Справа от квадрата цифра 1
4) Над цифрой 1 живет круг
5) Слева от круга живет цифра 4
6) Справа от треугольника живет цифра 3
7) Под ней живет прямоугольник
8) Слева от прямоугольника цифра 8
9) Под цифрой 8 живет ромб
10) Справа от ромба цифра 9
(В конверте лежит план для проверки, дети сравнивают и
проверяют).
Воспитатель: А теперь сравним вот с этим планом. Молодцы. И с этим
заданием справились. Пройдемте дальше.
(Дети читают название).
Дети: Городок «Поиграй-ка».
Воспитатель: Следующая остановка - городок «Поиграй-ка». Вот и
записка.
(Воспитатель читает записку):
«Ребята, мы
жители
города
«Поиграй-ка»
очень
любим
играть.
Приготовили вам игру «Четвертый лишний».
Воспитатель: Дети, возьмите карточку, определите лишнюю картинку
и скажите, почему она лишняя.
Дети: Лишний волк, потому что это не птица.
(Аналогично выполняются другие задания).
Воспитатель: Молодцы. Вы отлично справились и с этим испытанием.
Пройдемте дальше. Мы подходим к последнему пункту нашего путешествия.
Дети: Городок «Всезнай-ка».
Воспитатель: Давайте прочтем последнее задание.
(Открываем конверт).
Воспитатель: Ой,
а
здесь
нет
никакого
задания.
Мне
на
телефон
пришло сообщение, давайте послушаем.
(Воспитатель включает телефон и дети слушают сообщение).
«Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали все испытания, показали
хорошие знания математики, ум, смекалку, находчивость. Я вам желаю
дружить с математикой. И дарю вам игру. До свидания»
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте посмотрим на страну Математику и вспомним в
каких городах мы побывали.
Дети Мы были в городах «Поиграй-ка», «Всезнай-ка», «Подумай-ка»,
«Решай-ка», «Рассуждай-ка».
Воспитатель: Верно! Вспомним, чем занимались.
Дети: Мы решали задачи, отвечали на вопросы, составляли план.
Воспитатель: Если вам понравилось наше путешествие, подойдите к
столу и возьмите веселый смайлик. А если не понравилось, или вам было
трудно, тогда возьмите грустный смайлик.
(Дети подходят, берут, показывают).
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, я
беру веселый смайлик.
Воспитатель: Ребята, путешествие подошло к концу и мы должны
вернуться в свою группу.
(Дети проходят и садятся в поезд. Включается веселая музыка.
Возвращаются в детский сад).