Автор: Новикова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СДЮТиЭ"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Рабочая тетрадь по музееведению
Тема: Рабочая тетрадь по музееведению для учащихся
Раздел: дополнительное образование
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ
«Музейное дело»
ФИО _______________________________________________
ЗАНЯТИЕ№1
ТЕМА:
Что такое культура. Культурное наследие.
НАДО ЗАПОМНИТЬ!
Культура (от лат. «возделывание, воспитание, образование») – это результат
творческой деятельности человека.
Культурное наследие - это достижения в области материальной и духовной
культуры.
Элементы
материальной
и
духовной
культуры:
литература,
традиции,
художественное и музыкальное творчество и т.д.
продолжить перечисления
____________________________________________________________________________________
Учреждения культуры - хранители культурного наследия человечества.
Задание:
Перечислите те учреждения, которые вы знаете.
1._______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
Музей - это учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование,
учет,
хранение
и
популяризацию
предметных
результатов
человеческой
деятельности и объектов природы.
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема:
Музейный предмет. Предмет музейного значения.
НАДО ЗАПОМНИТЬ!
Музейный
предмет
–
памятник
истории
и
культуры,
изъятый
из
среды
бытования
и
прошедший
все
стадии
научной
обработки
и
включенный
в
состав музейного собрания
Сущность
музейного
предмета
заключается
в
его
подлинности
и
способности
характеризовать историю и культуру определенного общества.
Предмет музейного значения – предмет, обладающий музейной ценностью, но
не
входящий
в
музейное
собрание,
который
выявлен
в
ходе
научного
комплектования.
Предмет
музейного
значения,
включенный
в
музейно е
с о б р а н и е ,
зарегистрированный
в
инвентарной
книге
музея
приобретает
статус
музейного
предмета.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
(необходимо найти разницу между этими определениями)
Уникальные предметы.
Редкий
предмет,
ценность
которого
определяется
в
первую
очередь
его
уникальностью,
неповторимостью____________________________________________________
Музейный предмет, обладающий высокой экспрессивностью и особо чтимый как
память об исторически значимом событии или выдающемся человеке, с которым
связан предмет_______________________________________________________
Свойства музейного предмета.
Найти в словаре музейных терминов
Репрезентативность
________________________________________________________________________
Аттрактивность
Экспрессивность
________________________________________________________________________
Информативность
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Мемориальность
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Источники изучения времени.
НАДО ЗАПОМНИТЬ!
Вещественные источники
– музейные предметы, представляющие собой вещи,
изготовленные человеком и выступающие как источник информации о различных
аспектах исторической деятельности.
Письменные источники (найти в словаре музейных терминов).
Изобразительные источники
– музейные предметы, содержащие информацию,
зафиксированную средствами пластических искусств с помощью зримых образов
(живопись, графика, круглая и плоская скульптура).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Определение свойств предмета.
Предмет
Свойства
ЗАНЯТИЕ № 4
Тема:
Комплектование фондов школьного музея.
Источники комплектования.
НАДО ЗАПОМНИТЬ!
Комплектование музейных фондов
– одно из основных направлений музейной
деятельности.
Заключается
в
целенаправленном
и
систематическом
выявлении,
сборе предметов музейного значения для пополнения музейного собрания.
Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.
Виды комплектования (необходимо заглянуть в словарь музейных терминов).
Комплектование систематическое
Комплектование текущее
Комплектование тематическое
Источник
поступления
– лицо,
организация
или
учреждение,
которые
предоставили
музею,
принадлежащие
им
или
найденные
ими
(например,
в
экспедиции) предметы музейного значения.
Книга поступлений – основная форма учёта музейного фонда, юридический
документ первичной регистрации музейных предметов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Заполнение Книги поступлений
№
Дата
записи
Время,
источник и
способ
поступлений,
сопроводительн
ые документы,
№ акта
Наименование и краткое
описание памятника
(автор, дата и место
происхождения, среда
бытования, надписи,
пометы и т.п.)
Количеств
о
предметов
Сохранность
(с подписью лица,
производившего
запись)
Стоимость
(при
покупке Акт
закупочной
комиссии)
1
2
3
4
5
6
7
ЗАНЯТИЕ № 5
Тема:
Атрибуция музейного предмета.
НАДО ЗАПОМНИТЬ!
Атрибуция - выявление и описание основных признаков музейного предмета, куда
относятся: название, материал, размеры, устройства, техника изготовления, время и
место создания, среда бытования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Определение степени сохранности предмета
Название предмета
Степень сохранности
Характер повреждений
ЗАНЯТИЕ № 6
ТЕМА
:
Порядок приема памятников истории и культуры.
НАДО ЗАПОМНИТЬ
!
Акт
приема
– юридический
документ,
удостоверяющий
факт
приема
музеем
предметов
музейного
значения
или
научно-вспомогательных
материалов
от
их
владельцев на постоянное или временное хранение.
Легенда предмета - один из видов научно - фондовой документации; содержит
сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется
владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов
владельца. Легенда используется при изучении музейного предмета с обязательной
проверкой содержащихся в ней сведений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Формуляр акта приема памятников истории и культуры
АКТ №____ ПРИЕМА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Настоящий
акт
составлен
«____»
___________20___г.
представителем
школьного
музея_______________________________________________________________________________
( Ф И О ,
д о л ж н о с т ь . ) ,
с
о д н о й
с т о р о н ы
и
____________________________________________________________________________________
(ФИО, должность, название учреждения, дарителя и т.д.), с другой стороны, в том, что первый
принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:
№
Наименование и краткое описание
(материал,
техника,
р а з м е р ,
датировка и т.д.)
Учетные
обозначени
я
Сохранность
Кол-во
экземпляров
Прим.
Всего по акту принято ________________________________предметов (цифрами и прописью)
Основание ______________________________________________________
Акт составлен в _______ экз. и вручён подписавшим его лицам.
Принял:
Сдал:
ЗАНЯТИЕ № 7
ТЕМА
:
Систематизация музейных предметов.
НАДО ЗАПОМНИТЬ
!
Инвентарная книга – основной юридический документ учета, научного описания и
охраны фондов школьного музея.
Шифр – условное обозначение музейного предмета, состоящее из сокращенного
наименования музея и номера предмета по книге поступлений. Шифр наносится на
каждую единицу учета
в соответствии с требованиями инструкции по учету и
хранению музейных ценностей.
Пример шифрования
СШ27Н101
П-10
(Шифр означает, что музейный предмет зарегистрирован в инвентарной книге под
номером 101, принадлежит школьному музею СШ №27, г. Норильска, входит в
коллекцию писем под номером 10.)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Атрибуция музейных предметов.
ШИФР
АТРИБУЦИЯ
ЗАНЯТИЕ № 8
ТЕМА
:
Искусство музейной экспозиции.
НАДО ЗАПОМНИТЬ
!
Экспозиция –
часть
музейного
собрания,
выставленная
для
обозрения,
иными
словами
-
демонстрация
музейных
предметов.
Критерием
отбора
предметов
из
музейной
коллекции
служат
экспозиционный
замысел
и
свойства будущих экспонатов.
Экспозиция
представляет
собой
результат
совместной
деятельности
ряда специалистов - экспозиционера, художника, т.д. и является основной
культурно-образовательной деятельности музея.
Экспонат
– предмет, выставленный для обозрения, является первичным
структурным элементом экспозиции.
По
принципам
структурной
организации
экспонируемого
материала
экспозиции делятся на тематические, систематические, монографические,
ансамблевые.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.
Найти в словаре музейных терминов определение каждого типа
экспозиции.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Привести примеры известных экспозиций.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА
:
Текст в экспозиции школьного музея.
НАДО ЗАПОМНИТЬ
!
Тексты
в
экспозиции
– продуманная
как
целое
и
систематически
организованная совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций,
этикеток, указателей, т. е. тех надписей в экспозиции, которые не являются
экспонатами, а несут служебную функцию.
Требования к составлению текста:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Виды текстов:
Ведущий
– текст
в
экспозиции,
аналогичный
эпиграфу
в
литературном
произведении; выражает идейную направленность экспозиции в целом.
Заглавный – текст в экспозиции, являющийся заголовком к ее разделу, теме,
подтеме.
Объяснительный
– текст
в
экспозиции,
представляющий
собой
комментарий к залу, к теме, к комплексу или отдельному экспонату. Этот
текст содержит информацию, которая не передается через непосредственное
восприятие экспонатов или экспозиционного образа.
ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА
:
Тематико – экспозиционный план выставки.
НАДО ЗАПОМНИТЬ
!
Тематико – экспозиционный план – документ; составная часть научного
проекта
экспозиции
(выставки);
отражает
конкретный
с о с т а в
экспозиционных материалов и их группировку. ТЭП включает: наименование
разделов,
тем,
под
тем,
тематических
комплексов;
ведущие
тексты,
аннотации, перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием
основных
данных
атрибуции;
сведения
о
характере
экспозиционных
материалов (подлинник, воспроизведение, ксерокопия и т.д.), их размеров,
указание мест хранения материалов и их шифр. В приложении к ТЭП дается
этикетаж, перечень научно-вспомогательных материалов.
Структура организации выставки.
Тема выставки.
Место проведения выставки.
Сроки проведения выставки.
Цели и задачи выставки.
Композиционное построение:
композиционный центр выставки;
принцип расположения экспонатов;
место расположения экспонатов;
Тематика выставочных работ.
Тип выставочных работ и критерии их отбора.
Требования к оформлению выставочных работ.
Дополнительное оформление выставки:
музыкальное;
каталог выставочных работ;
дополнительная информация;
эстетические дополнения.