Напоминание

Рабочая тетрадь по музееведению для учащихся


Автор: Новикова Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "СДЮТиЭ"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: Рабочая тетрадь по музееведению
Тема: Рабочая тетрадь по музееведению для учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ

«Музейное дело»

ФИО _______________________________________________

ЗАНЯТИЕ№1

ТЕМА:

Что такое культура. Культурное наследие.

НАДО ЗАПОМНИТЬ!

Культура (от лат. «возделывание, воспитание, образование») – это результат

творческой деятельности человека.

Культурное наследие - это достижения в области материальной и духовной

культуры.

Элементы

материальной

и

духовной

культуры:

литература,

традиции,

художественное и музыкальное творчество и т.д.

продолжить перечисления

____________________________________________________________________________________

Учреждения культуры - хранители культурного наследия человечества.

Задание:

Перечислите те учреждения, которые вы знаете.

1._______________________________________________________

2. _______________________________________________________

3. _______________________________________________________

4. _______________________________________________________

Музей - это учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование,

учет,

хранение

и

популяризацию

предметных

результатов

человеческой

деятельности и объектов природы.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:

Музейный предмет. Предмет музейного значения.

НАДО ЗАПОМНИТЬ!

Музейный

предмет

памятник

истории

и

культуры,

изъятый

из

среды

бытования

и

прошедший

все

стадии

научной

обработки

и

включенный

в

состав музейного собрания

Сущность

музейного

предмета

заключается

в

его

подлинности

и

способности

характеризовать историю и культуру определенного общества.

Предмет музейного значения – предмет, обладающий музейной ценностью, но

не

входящий

в

музейное

собрание,

который

выявлен

в

ходе

научного

комплектования.

Предмет

музейного

значения,

включенный

в

музейно е

с о б р а н и е ,

зарегистрированный

в

инвентарной

книге

музея

приобретает

статус

музейного

предмета.

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

(необходимо найти разницу между этими определениями)

Уникальные предметы.

Редкий

предмет,

ценность

которого

определяется

в

первую

очередь

его

уникальностью,

неповторимостью____________________________________________________

Музейный предмет, обладающий высокой экспрессивностью и особо чтимый как

память об исторически значимом событии или выдающемся человеке, с которым

связан предмет_______________________________________________________

Свойства музейного предмета.

Найти в словаре музейных терминов

Репрезентативность

________________________________________________________________________

Аттрактивность

Экспрессивность

________________________________________________________________________

Информативность

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мемориальность

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Источники изучения времени.

НАДО ЗАПОМНИТЬ!

Вещественные источники

музейные предметы, представляющие собой вещи,

изготовленные человеком и выступающие как источник информации о различных

аспектах исторической деятельности.

Письменные источники (найти в словаре музейных терминов).

Изобразительные источники

музейные предметы, содержащие информацию,

зафиксированную средствами пластических искусств с помощью зримых образов

(живопись, графика, круглая и плоская скульптура).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Определение свойств предмета.

Предмет

Свойства

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема:

Комплектование фондов школьного музея.

Источники комплектования.

НАДО ЗАПОМНИТЬ!

Комплектование музейных фондов

одно из основных направлений музейной

деятельности.

Заключается

в

целенаправленном

и

систематическом

выявлении,

сборе предметов музейного значения для пополнения музейного собрания.

Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.

Виды комплектования (необходимо заглянуть в словарь музейных терминов).

Комплектование систематическое

Комплектование текущее

Комплектование тематическое

Источник

поступления

лицо,

организация

или

учреждение,

которые

предоставили

музею,

принадлежащие

им

или

найденные

ими

(например,

в

экспедиции) предметы музейного значения.

Книга поступлений – основная форма учёта музейного фонда, юридический

документ первичной регистрации музейных предметов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Заполнение Книги поступлений

Дата

записи

Время,

источник и

способ

поступлений,

сопроводительн

ые документы,

№ акта

Наименование и краткое

описание памятника

(автор, дата и место

происхождения, среда

бытования, надписи,

пометы и т.п.)

Количеств

о

предметов

Сохранность

(с подписью лица,

производившего

запись)

Стоимость

(при

покупке Акт

закупочной

комиссии)

1

2

3

4

5

6

7

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:

Атрибуция музейного предмета.

НАДО ЗАПОМНИТЬ!

Атрибуция - выявление и описание основных признаков музейного предмета, куда

относятся: название, материал, размеры, устройства, техника изготовления, время и

место создания, среда бытования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Определение степени сохранности предмета

Название предмета

Степень сохранности

Характер повреждений

ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА

:

Порядок приема памятников истории и культуры.

НАДО ЗАПОМНИТЬ

!

Акт

приема

юридический

документ,

удостоверяющий

факт

приема

музеем

предметов

музейного

значения

или

научно-вспомогательных

материалов

от

их

владельцев на постоянное или временное хранение.

Легенда предмета - один из видов научно - фондовой документации; содержит

сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется

владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов

владельца. Легенда используется при изучении музейного предмета с обязательной

проверкой содержащихся в ней сведений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Формуляр акта приема памятников истории и культуры

АКТ №____ ПРИЕМА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

Настоящий

акт

составлен

«____»

___________20___г.

представителем

школьного

музея_______________________________________________________________________________

( Ф И О ,

д о л ж н о с т ь . ) ,

с

о д н о й

с т о р о н ы

и

____________________________________________________________________________________

(ФИО, должность, название учреждения, дарителя и т.д.), с другой стороны, в том, что первый

принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

Наименование и краткое описание

(материал,

техника,

р а з м е р ,

датировка и т.д.)

Учетные

обозначени

я

Сохранность

Кол-во

экземпляров

Прим.

Всего по акту принято ________________________________предметов (цифрами и прописью)

Основание ______________________________________________________

Акт составлен в _______ экз. и вручён подписавшим его лицам.

Принял:

Сдал:

ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА

:

Систематизация музейных предметов.

НАДО ЗАПОМНИТЬ

!

Инвентарная книга – основной юридический документ учета, научного описания и

охраны фондов школьного музея.

Шифр – условное обозначение музейного предмета, состоящее из сокращенного

наименования музея и номера предмета по книге поступлений. Шифр наносится на

каждую единицу учета

в соответствии с требованиями инструкции по учету и

хранению музейных ценностей.

Пример шифрования

СШ27Н101

П-10

(Шифр означает, что музейный предмет зарегистрирован в инвентарной книге под

номером 101, принадлежит школьному музею СШ №27, г. Норильска, входит в

коллекцию писем под номером 10.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Атрибуция музейных предметов.

ШИФР

АТРИБУЦИЯ

ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА

:

Искусство музейной экспозиции.

НАДО ЗАПОМНИТЬ

!

Экспозиция –

часть

музейного

собрания,

выставленная

для

обозрения,

иными

словами

-

демонстрация

музейных

предметов.

Критерием

отбора

предметов

из

музейной

коллекции

служат

экспозиционный

замысел

и

свойства будущих экспонатов.

Экспозиция

представляет

собой

результат

совместной

деятельности

ряда специалистов - экспозиционера, художника, т.д. и является основной

культурно-образовательной деятельности музея.

Экспонат

предмет, выставленный для обозрения, является первичным

структурным элементом экспозиции.

По

принципам

структурной

организации

экспонируемого

материала

экспозиции делятся на тематические, систематические, монографические,

ансамблевые.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.

Найти в словаре музейных терминов определение каждого типа

экспозиции.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.

Привести примеры известных экспозиций.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА

:

Текст в экспозиции школьного музея.

НАДО ЗАПОМНИТЬ

!

Тексты

в

экспозиции

продуманная

как

целое

и

систематически

организованная совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций,

этикеток, указателей, т. е. тех надписей в экспозиции, которые не являются

экспонатами, а несут служебную функцию.

Требования к составлению текста:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Виды текстов:

Ведущий

текст

в

экспозиции,

аналогичный

эпиграфу

в

литературном

произведении; выражает идейную направленность экспозиции в целом.

Заглавный – текст в экспозиции, являющийся заголовком к ее разделу, теме,

подтеме.

Объяснительный

текст

в

экспозиции,

представляющий

собой

комментарий к залу, к теме, к комплексу или отдельному экспонату. Этот

текст содержит информацию, которая не передается через непосредственное

восприятие экспонатов или экспозиционного образа.

ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА

:

Тематико – экспозиционный план выставки.

НАДО ЗАПОМНИТЬ

!

Тематико – экспозиционный план – документ; составная часть научного

проекта

экспозиции

(выставки);

отражает

конкретный

с о с т а в

экспозиционных материалов и их группировку. ТЭП включает: наименование

разделов,

тем,

под

тем,

тематических

комплексов;

ведущие

тексты,

аннотации, перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием

основных

данных

атрибуции;

сведения

о

характере

экспозиционных

материалов (подлинник, воспроизведение, ксерокопия и т.д.), их размеров,

указание мест хранения материалов и их шифр. В приложении к ТЭП дается

этикетаж, перечень научно-вспомогательных материалов.

Структура организации выставки.

Тема выставки.

Место проведения выставки.

Сроки проведения выставки.

Цели и задачи выставки.

Композиционное построение:

композиционный центр выставки;

принцип расположения экспонатов;

место расположения экспонатов;

Тематика выставочных работ.

Тип выставочных работ и критерии их отбора.

Требования к оформлению выставочных работ.

Дополнительное оформление выставки:

музыкальное;

каталог выставочных работ;

дополнительная информация;

эстетические дополнения.



В раздел образования