Автор: Корнева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного
возраста
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества,
носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная
деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом
деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная
деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором
наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только
ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания,
памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских,
двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие
ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса,
совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их
поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.
Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий,
их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют
усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция
голоса).
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого
настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм,
складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые
показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или
сказок.
Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и
кукольный театры.
Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует
пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность,
координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на
пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по
оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию
речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс
речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и
знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что
двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и
положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук
помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки
взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды
настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и
плоскостных фигур и мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах
детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их
эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но
если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее
удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют
в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют
объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных
систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми
характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют
наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление
кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и
актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет,
проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает
богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации
персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во
время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт
общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный
запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное
воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок
чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность
полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны
оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои
затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается
число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере
увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию.
Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный
словарь.
Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать
движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и
тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения,
игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое
воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха
путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает
очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.
Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она
плачет, кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное
средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития
мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой
правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников
интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью
творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,
зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список литературы
1.
Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет.
сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2.
Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического
воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
3.
Ерофеева,
Т.И.
Игра-драматизация
//Воспитание
детей
в
игре
[Текст]
/
Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
4.
Маханева,
М.Д.
Театрализованные
занятия
в
детском
саду:
Пособие
для
работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.