Напоминание

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Корнева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного

возраста

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества,

носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная

деятельность.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом

деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная

деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором

наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только

ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания,

памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских,

двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие

ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса,

совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка.

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их

поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий,

их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют

усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция

голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого

настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм,

складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые

показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или

сказок.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и

кукольный театры.

Пальчиковый театр– способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует

пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность,

координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на

пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по

оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию

речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс

речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и

знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что

двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и

положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук

помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки

взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды

настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и

плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах

детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их

эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но

если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее

удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют

в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют

объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных

систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми

характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют

наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление

кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и

актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет,

проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает

богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации

персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во

время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт

общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный

запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное

воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок

чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность

полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны

оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои

затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается

число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере

увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр –развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию.

Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный

словарь.

Конусный театр– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать

движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр –топатушки– помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и

тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения,

игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое

воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха

путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает

очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.

Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она

плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное

средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития

мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой

правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников

интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью

творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,

зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Список литературы

1.

Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет.

сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2.

Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

3.

Ерофеева,

Т.И.

Игра-драматизация

//Воспитание

детей

в

игре

[Текст]

/

Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.

4.

Маханева,

М.Д.

Театрализованные

занятия

в

детском

саду:

Пособие

для

работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.



В раздел образования