Автор: Бабинец Марина Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад № 88"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством кружковой работы"
Раздел: дошкольное образование
Бабинец Марина Олеговна
старший воспитатель
ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 88»
Формирование изобразительных умений и навыков у детей старшего
дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством кружковой
работы
Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к
народному
декоративно-прикладному
искусству.
Использование
кружковой
работы способствует формированию изобразительных
умений и навыков у
детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Ключевые
слова: декоративно-прикладное искусство, дети дошкольного
возраста, изобразительные умения, кружковая работа.
Одним из действенных средств развития детей
дошкольного возраста
является
декоративно-прикладное
искусство,
которое
выступает
частью
народной культуры.
Роль
и
значение
народного
декоративно-прикладного
искусства
в
воспитании дошкольников рассматривали многие исследователи, среди которых
Е. А.Флерина, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и др. Авторами
отмечено,
что
народное
искусство
пробуждает
первые
яркие,
образные
представления
о
Родине,
ее
культуре,
способствует
воспитанию
чувства
прекрасного, развивает творческие способности детей.
Современные исследования И.А. Лыковой, Е.С. Бабуновой, Т.С. Есаян,
О.А. Соломенниковой, P.M. Чумичевой в области эстетического воспитания
дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к
народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-
прикладного
искусства
как
средства
развития
эстетических
чувств,
формирования начал эстетического отношения к действительности как средства
эстетического
воспитания
детей.
Педагогический
аспект
ознакомления
дошкольников с декоративно-прикладным искусством разных народов понимается
педагогами не только как возрождение и воспроизводства традиций народов, но
и как привлечение нового поколения к системе культурных ценностей своего
народа и народов – соседей.
Созданные народными мастерами изделия в большинстве представляют
собой образцы подлинного искусства, которые отображают единство формы,
декора и содержания. Поскольку народ столетиями замечал в природе и отбирал
для создания образа совершенные формы, наиболее оптимальные сочетания
цветов,
стилизовал
их
и
создавал
новые,
удивляя
и
радуя
своей
изобретательностью
и
вкусом.
В
многонациональной
России
народное
декоративно-прикладное искусство особенно многообразно и ярко выражено в
национальных художественных традициях практически всех национальностей,
населяющих нашу страну. Многообразие сюжетных, композиционных, цветовых,
технических традиций представлено в наиболее популярных и распространенных
промыслах,
среди
которых
Хохлома,
Городец,
Семенов,
Дымково,
Гжель.
Созданные
народными
мастерами
изделия
отличаются
своей
красотой,
отображают в себе форму, содержание, значимость тех или иных предметов,
которые украшены ими. В этой связи, произведения декоративно-прикладного
искусства
могут
выступать
эффективным
средством
воспитания
у
детей
художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству.
Разнообразие
техник
росписи,
необычность
сюжетов
их
сказочность,
способствуют в полной мере развитию технических, композиционных умений и
навыков в декоративном рисовании детей.
Вопросы развития изобразительных умений в декоративном рисовании у
детей дошкольного возраста, методы, приемы и средства организации работы в
данном
направлении
всесторонне
рассматривались
С.
В.
Погодиной,
О.
А.
Соломенниковой, Т. С. Комаровой, Е. Г. Вакуленко, Т. Я. Шпикаловой, Г. А.
Поровской,
А.
В.
Курандиной,
О.
А.
Скоролуповой
и
многими
другими
авторами.
Как отмечает С. Ю. Погодина [1], декоративное рисование представляет
собой
вид
декоративного
творчества,
который
направлен
на
создание
при
помощи красок декоративных образов. Обучение дошкольников декоративному
рисованию ставит перед педагогом следующие задачи:
- формировать у детей чувство композиции в связи с построением узора на
различных формах;
- развивать чувство цвета;
-
развивать
способности
различать
стили
в
декоративном
искусстве
и
использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
- совершенствовать технические навыки в рисовании.
Организовывая работу по декоративному рисованию, воспитатель должен
развивать
у
дошкольников
умение
видеть
взаимосвязь
между
всеми
компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.
Главная проблема занятий по декоративному рисованию в детском саду
- это их недостаточное количество, а так же недостаточное время на отработку
приемов
росписи.
Именно
поэтому
существует
необходимость
организации
кружковой
работы,
направленной
на
закрепление
необходимых
умений
и
навыков в декоративном рисовании. В процессе кружковой работы с детьми у
педагога
появляется
возможность
не
только
познакомить
их
с
лучшими
образцами
народного
декоративно-прикладного
искусства,
но
и
подробнее
изучить
схемы
построения
различных
узоров,
позволить
детям
самим
составлять узоры и подбирать цвета для отделки различных предметов.
Вопросам
организации
кружковой
работы
по
изобразительной
деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста
посвящены
работы
Р.
Г.
Казаковой, А. В. Никитиной, О. А. Соломенниковой, И. А. Лыковой и др.,
авторами
предложены
конкретные
программы
и
методики,
примерные
конспекты занятий по рисованию в рамках кружковой работы.
Работа кружка рисования позволяет полноценно удовлетворить потребности
дошкольников
в
изобразительной
деятельности,
как
у
ребят,
проявляющих
высокий интерес к рисованию, так и у дошкольников, имеющих определенные
сложности в рисовании. Кроме того, кружковая работа дает дополнительную
возможность
для
развития
индивидуальных
творческих
способностей
детей,
знакомство с различными объектами изобразительного искусства, для развития
мелкой
моторики
руки
ребенка.
Организуя
кружковую
работу
с
детьми,
направленную на формирование у них изобразительных умений и навыков в
декоративном рисовании, следует обеспечить систему методов и средств работы.
По мнению Т. С. Комаровой, методику такой работы следует вести в двух
направлениях:
1. Общевоспитательная работа с детьми по материалам народного декоративного
искусства.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
О. А. Соломенникова [2], в структуру работы по ознакомлению дошкольников
с декоративным рисованием включает несколько этапов.
1. Репродуктивный этап. Знакомство со знаками и их значением. Расшифровка
знаков в целостной композиции. Составление узора из отдельных знаков.
2. Конгитивный этап. Тематические занятия. Чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.
Содержание
программы
кружковой
работы
представлено
пятью
блоками, каждый из которых содержит 5 занятий - филимоновская роспись,
дымковская
роспись,
городецкая
роспись,
гжельская
роспись.
Каждый
тематический блок, включал в себя: ознакомительное занятие, на котором
детей знакомили с историей, особенностями изготовления и особенностями
орнамента той или иной росписи. Второе занятие предполагало знакомство
детей с элементами росписи и последовательностью их изображений. На
третьем и четвертом занятиях в практической деятельности и дидактических
играх
отрабатывались
умения
выполнять
узоры
орнамента.
Завершался
каждый
из
предложенных
этапов
работы,
проведением
праздника
или
развлечения, на котором обобщались знания и умения детей
по созданию
декоративных работ.
Кружковая
работа
является
эффективной
формой
формирования
у
детей
изобразительных
умений,
способствуя созданию
благоприятных
условий
развития
детей
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными особенностями и склонностями,
позволяет полноценно
удовлетворить потребности дошкольников в изобразительной деятельности,
дает дополнительную возможность для развития индивидуальных творческих
способностей детей.
Список литературы
1.
Погодина,
С.
В.
Теория
и
технология
развития
детского
художественного
творчества
[Текст]:
учебник
/
С.
В.
Погодина
–
М.:
Академия, 2014. – 384 с.
2.
Соломенникова,
О.А.
Радость
творчества.
Ознакомление
детей
с
народным искусством. [Текст] / О. А. Соломенникова- М.: Владос, 2015.-
395 с.
3.
Скоролупова,
О.А.
Знакомство
детей
дошкольного
возраста
с
русским
народным
декоративно-прикладным
искусством. [Текст] / О.А.
Скоролупова - М.: Феникс, 2016. - 128 с.