Напоминание

"Формирование изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством кружковой работы"


Автор: Бабинец Марина Олеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ г. Севастополя "Детский сад № 88"
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование изобразительных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством кружковой работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бабинец Марина Олеговна

старший воспитатель

ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 88»

Формирование изобразительных умений и навыков у детей старшего

дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством кружковой

работы

Аннотация. Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к

народному

декоративно-прикладному

искусству.

Использование

кружковой

работы способствует формированию изобразительных

умений и навыков у

детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Ключевые

слова: декоративно-прикладное искусство, дети дошкольного

возраста, изобразительные умения, кружковая работа.

Одним из действенных средств развития детей

дошкольного возраста

является

декоративно-прикладное

искусство,

которое

выступает

частью

народной культуры.

Роль

и

значение

народного

декоративно-прикладного

искусства

в

воспитании дошкольников рассматривали многие исследователи, среди которых

Е. А.Флерина, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и др. Авторами

отмечено,

что

народное

искусство

пробуждает

первые

яркие,

образные

представления

о

Родине,

ее

культуре,

способствует

воспитанию

чувства

прекрасного, развивает творческие способности детей.

Современные исследования И.А. Лыковой, Е.С. Бабуновой, Т.С. Есаян,

О.А. Соломенниковой, P.M. Чумичевой в области эстетического воспитания

дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к

народной культуре и указывают на возможность использования декоративно-

прикладного

искусства

как

средства

развития

эстетических

чувств,

формирования начал эстетического отношения к действительности как средства

эстетического

воспитания

детей.

Педагогический

аспект

ознакомления

дошкольников с декоративно-прикладным искусством разных народов понимается

педагогами не только как возрождение и воспроизводства традиций народов, но

и как привлечение нового поколения к системе культурных ценностей своего

народа и народов – соседей.

Созданные народными мастерами изделия в большинстве представляют

собой образцы подлинного искусства, которые отображают единство формы,

декора и содержания. Поскольку народ столетиями замечал в природе и отбирал

для создания образа совершенные формы, наиболее оптимальные сочетания

цветов,

стилизовал

их

и

создавал

новые,

удивляя

и

радуя

своей

изобретательностью

и

вкусом.

В

многонациональной

России

народное

декоративно-прикладное искусство особенно многообразно и ярко выражено в

национальных художественных традициях практически всех национальностей,

населяющих нашу страну. Многообразие сюжетных, композиционных, цветовых,

технических традиций представлено в наиболее популярных и распространенных

промыслах,

среди

которых

Хохлома,

Городец,

Семенов,

Дымково,

Гжель.

Созданные

народными

мастерами

изделия

отличаются

своей

красотой,

отображают в себе форму, содержание, значимость тех или иных предметов,

которые украшены ими. В этой связи, произведения декоративно-прикладного

искусства

могут

выступать

эффективным

средством

воспитания

у

детей

художественного вкуса, любви к родной природе, к народу и его искусству.

Разнообразие

техник

росписи,

необычность

сюжетов

их

сказочность,

способствуют в полной мере развитию технических, композиционных умений и

навыков в декоративном рисовании детей.

Вопросы развития изобразительных умений в декоративном рисовании у

детей дошкольного возраста, методы, приемы и средства организации работы в

данном

направлении

всесторонне

рассматривались

С.

В.

Погодиной,

О.

А.

Соломенниковой, Т. С. Комаровой, Е. Г. Вакуленко, Т. Я. Шпикаловой, Г. А.

Поровской,

А.

В.

Курандиной,

О.

А.

Скоролуповой

и

многими

другими

авторами.

Как отмечает С. Ю. Погодина [1], декоративное рисование представляет

собой

вид

декоративного

творчества,

который

направлен

на

создание

при

помощи красок декоративных образов. Обучение дошкольников декоративному

рисованию ставит перед педагогом следующие задачи:

- формировать у детей чувство композиции в связи с построением узора на

различных формах;

- развивать чувство цвета;

-

развивать

способности

различать

стили

в

декоративном

искусстве

и

использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

- совершенствовать технические навыки в рисовании.

Организовывая работу по декоративному рисованию, воспитатель должен

развивать

у

дошкольников

умение

видеть

взаимосвязь

между

всеми

компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Главная проблема занятий по декоративному рисованию в детском саду

- это их недостаточное количество, а так же недостаточное время на отработку

приемов

росписи.

Именно

поэтому

существует

необходимость

организации

кружковой

работы,

направленной

на

закрепление

необходимых

умений

и

навыков в декоративном рисовании. В процессе кружковой работы с детьми у

педагога

появляется

возможность

не

только

познакомить

их

с

лучшими

образцами

народного

декоративно-прикладного

искусства,

но

и

подробнее

изучить

схемы

построения

различных

узоров,

позволить

детям

самим

составлять узоры и подбирать цвета для отделки различных предметов.

Вопросам

организации

кружковой

работы

по

изобразительной

деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста

посвящены

работы

Р.

Г.

Казаковой, А. В. Никитиной, О. А. Соломенниковой, И. А. Лыковой и др.,

авторами

предложены

конкретные

программы

и

методики,

примерные

конспекты занятий по рисованию в рамках кружковой работы.

Работа кружка рисования позволяет полноценно удовлетворить потребности

дошкольников

в

изобразительной

деятельности,

как

у

ребят,

проявляющих

высокий интерес к рисованию, так и у дошкольников, имеющих определенные

сложности в рисовании. Кроме того, кружковая работа дает дополнительную

возможность

для

развития

индивидуальных

творческих

способностей

детей,

знакомство с различными объектами изобразительного искусства, для развития

мелкой

моторики

руки

ребенка.

Организуя

кружковую

работу

с

детьми,

направленную на формирование у них изобразительных умений и навыков в

декоративном рисовании, следует обеспечить систему методов и средств работы.

По мнению Т. С. Комаровой, методику такой работы следует вести в двух

направлениях:

1. Общевоспитательная работа с детьми по материалам народного декоративного

искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

О. А. Соломенникова [2], в структуру работы по ознакомлению дошкольников

с декоративным рисованием включает несколько этапов.

1. Репродуктивный этап. Знакомство со знаками и их значением. Расшифровка

знаков в целостной композиции. Составление узора из отдельных знаков.

2. Конгитивный этап. Тематические занятия. Чтение художественной литературы;

рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.

Содержание

программы

кружковой

работы

представлено

пятью

блоками, каждый из которых содержит 5 занятий - филимоновская роспись,

дымковская

роспись,

городецкая

роспись,

гжельская

роспись.

Каждый

тематический блок, включал в себя: ознакомительное занятие, на котором

детей знакомили с историей, особенностями изготовления и особенностями

орнамента той или иной росписи. Второе занятие предполагало знакомство

детей с элементами росписи и последовательностью их изображений. На

третьем и четвертом занятиях в практической деятельности и дидактических

играх

отрабатывались

умения

выполнять

узоры

орнамента.

Завершался

каждый

из

предложенных

этапов

работы,

проведением

праздника

или

развлечения, на котором обобщались знания и умения детей

по созданию

декоративных работ.

Кружковая

работа

является

эффективной

формой

формирования

у

детей

изобразительных

умений,

способствуя созданию

благоприятных

условий

развития

детей

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными особенностями и склонностями,

позволяет полноценно

удовлетворить потребности дошкольников в изобразительной деятельности,

дает дополнительную возможность для развития индивидуальных творческих

способностей детей.

Список литературы

1.

Погодина,

С.

В.

Теория

и

технология

развития

детского

художественного

творчества

[Текст]:

учебник

/

С.

В.

Погодина

М.:

Академия, 2014. – 384 с.

2.

Соломенникова,

О.А.

Радость

творчества.

Ознакомление

детей

с

народным искусством. [Текст] / О. А. Соломенникова- М.: Владос, 2015.-

395 с.

3.

Скоролупова,

О.А.

Знакомство

детей

дошкольного

возраста

с

русским

народным

декоративно-прикладным

искусством. [Текст] / О.А.

Скоролупова - М.: Феникс, 2016. - 128 с.



В раздел образования