Автор: Федотова Лидия Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Песковская ООШ№1 Населённый пункт: с. Пески Поворинского р-на Воронежской области Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: "Детство, опалённое войной" Раздел: начальное образование
МОУ Песковская основная общеобразовательная школа №1
Литературно-музыкальная композиция
Детство
,
опалённое
войной
Разработала и провела
учитель ВКК Федотова Л.В
.
1
2015год
Детство, опаленное войной.
Дети и война- нет более ужасного
сближения вещей на свете.
(А.Т. Твардовский)
Цели:
1.
Развитие познавательного интереса и кругозора у учащихся в области
знаний о Великой Отечественной войне.
2.
Формирование представлений у учащихся о долге, мужестве, героизме
как слагаемых красоты человека.
3.
Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами людей, совершённых
в годы Великой Отечественной войны.
Подготовка.
1.
Оформить выставку детских рисунков на тему: « Мы рисуем мир».
2.
Оформить выставку книг, посвящённой детям военной поры.
3.
Изготовить плакаты военной тематики.
Учитель: ( Слайд №1)
Память о войне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах,
повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой
более 20 миллионов человеческих жизней. Почёт и вечная слава тем, кто в годы
войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб
на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал
долгожданную победу.
( Слайд №2)
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен,
извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими
2
бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный
паёк… Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто,
как утренний сон… Для нас Великая Отечественная война – история. Далёкая и
не очень.
( Слайд № 3)
Я не могу,
Не в силах
Спать спокойно
С тех пор, как мне
Привиделись во сне
Погибшие
На всех без счета
Войнах —
На каждой малой
И большой войне.
Ведущий: (за сценой)
ТРЕВОГА ( Слайд № 4)
Куда ни глянешь —
Дети, дети, дети,
Все человечество
За них в ответе.
Но по ночам
На всех материках
Ворочаются бомбы
В тайниках.
Их столько накопилось
На планете —
Земля под ними
Стала провисать...
3
Куда их только
Думают бросать?!
Куда ни бросишь —
Дети, дети, дети! (И. Тобольский )
( Слайд № 5)
1941 год. Начало лета. (Звучит песня «В парке Чаир» 40 сек, танцуют мальчик и
девочка, потом слышится тихий гул самолета, музыка продолжается.
Неожиданно музыка обрывается. Гаснет свет, слышатся разрывы бомб,
зажигаются фонарики, имитируя свет прожекторов)
(Немая сцена.)
Девочка
Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Мальчик
Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Что случилось, скажи нам, ветер,
Неужели это война?
( Слайд № 6)
Звучит объявление о начале ВОВ, выступление Левитана, во время которого
ребята-ведущие переодеваются...Элементы одежды военного времени: пилотки,
гимнастерки и т.п. мальчики, дорожная одежда, халат - девочки)
Из заявления советского правительства:
«...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к
Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу
страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со
4
своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и
некоторые другие.
Красная армия и весь наш народ поведут победоносную отечественную войну
за Родину, за честь, за свободу.
\
.. .Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.»
(Звучит отрывок из «Священной войны» фоном)
( Слайд № 7)
На середину сцены выходит группа ребят (пять-шесть человек ) Они одеты по-
осеннему или по-зимнему — телогрейки, платки, ушанки, валенки. Краски
одежды самые сдержанные. Это мальчишки и девчонки 1940-х годов.
Ведущий.
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
Ведущая. Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас не обелиски,
Они — сегодняшние мы.
В. Петухов
Девочка: Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...»
Родина.
5
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега,
Но- подымались в рост
Звонкие, как победа!
Как продолжение дня,
Шли тяжело и мощно...
Р е б я т а 1940-х годов:
-
Что теперь будем делать? Как жить?
-
Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком.
Пойду в морскую школу, выучусь, и буду гнать фашистов.
—Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть
танкистом. Сяду в танк, как развернусь — и полка нет!
—Так уж сразу и полка?
—Ну, может быть, и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
-
А я буду сержантом, как мой отец.
-
А на каком он фронте?
Погиб под Смоленском.
Пауза.
Мальчик ( Слайд № 8)
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское
государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими
родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих
домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на
целых 5 долгих лет. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и
униженных за годы Великой Отечественной войны!
Девочка: А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих
киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром,
восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была
изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского
города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным,
6
косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу,
которую недавно подарили родители.
Мальчик
Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем
или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век
был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться. Я не хочу, чтобы прошлое,
мрачное и злое, возвратилось.
Брест . ( Слайд № 9)
Эта крепость была первым рубежом на западной границе Советского
Союза, по которому гитлеровцы нанесли мощный удар и на котором
они споткнулись. Крепость сражалась целый месяц. Она не сдалась и
не пала- она истекла кровью. В самом начале войны Константин
Симонов написал стихотворение «Майор привёз мальчишку на
лафете».
Майор привез мальчишку на лафете.
( Слайд № 10)
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
7
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же
глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941
Попробуем теперь представить, что увидел и пережил ребёнок за эти
страшные десять дней.
Он увидел самое ужасное, что только можно представить: на его
глазах рушились и горели дома, погибали под обломками люди, и
превращались в прах знакомые любимые вещи, летели с неба
смертоносные снаряды, в упор расстреливали раненых.. Ни одного
живого места вокруг. Смерть, кровь, дым, грохот орудий, вой
бомбардировщиков… Как же тут не поседеть?! И взрослому вынести
такое не просто- что уж говорить о ребёнке!.. После этого
8
десятидневного ада мальчику, видимо, как и его отцу, лафет разбитой
пушки показался самым надёжным местом в мире, и впервые
ребёнок заснул, « прижав к груди заснувшую игрушку». А
проснувшись, радостно « махал бойцам рукой»
Девочка
Я родом из детства.
( Слайд № 11)
Кто-то родом из детства... Я — из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблена была в небо, но небо меня
Обмануло нелепо. Среди белого дня
С неба падали бомбы, разрушали дома.
Поднялась из обломков, как — не знаю сама.
А друзья не успели. Мне жалко друзей.
Хорошо они пели в первой роте моей.
Были родом из детства все друзья у меня,
Не могу я согреться без них у огня.
Мальчик:
( Слайд № 12)
Сколько их - исковерканных войной детских судеб?
Как внезапно ворвалась война в их детство и юность...
Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и
обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких!
Девочка
Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить: «Глаза
моего
детства
видели
столько
смертей,
столько
жестокостей
войны,
что,
казалось, должны они опустеть».
Мальчик:
9
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска
. Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней - молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Ведущий. В суровые дни сорок первого года, словно став старше, рядом со
взрослыми встали дети.
Р е б я т а 19 40-х годов:
- Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
— Кто прожил только десять лет,
Запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
— Во тьме на фронт везли войска,
Детей — в далекий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
— Тот не забудет никогда,
Хоть был он мал, очень
Как дорога была вода,
10
И не всегда была еда,
И как отец его тогда
За счастье воевал!
С. Маршак
( Слайд № 13)
—
Школьники зарабатывали деньги в Фонд обороны..., работали у
станков вместо отцов.
( Слайд № 14)
—
Собирали теплые вещи и одежду для фронтовиков и детей...
( Слайд № 15)
—Выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.
Начинается инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Концерт». Звучат
такты песни о войне. Вперед выходит группа «артистов». Они осторожно
проходят на сцену, оглядываются, как в незнакомом месте.
Ученик 1. Сорок трудный год. Омский госпиталь. ( Слайд № 16)
Ученик 2. Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка...
Нянечка. «Господи! -
До чего же артисты маленькие „.»
Ученик 3 . Мы шагаем палатами длинными.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг...
Нянечка. «Что в программе?»
Ученик 1. В программе — чтение,
Пара песен — военных, правильных...
Ученик 2. Мы в палату тяжелораненых
Входим с трепетом и почтением...
Ученик 3. Мы вошли.
Мы стоим в молчании...
Ученик 1. Вдруг срывающимся фальцетом
Абрикосов Гришка отчаянно:
Ученик 2. «Объявляю начало концерта!»
11
Исполняется одна из песен военных лет:
«Катюша» (муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского),
«Полюшко-поле» (муз. Л. Книпера, ел. В. Гусева)
Ученик 1. А затем, не вполне совершенно,
Но вовсю запевале внимая,
О народной поем, о священной
Так, как мы ее понимаем.
Хором поют припев песни «Священная война».
Ученик 2. Мы поем...
Только голос летчика
Раздается.
А в нем — укор...
Раненый. «Погодите,
Постойте, хлопчики...
Погодите —
Умер майор...»
Ученик 3. Балалайка всплеснула горестно,
Торопливо, будто в бреду...
Ученик 1. Вот и все
О концерте в госпитале
В том году.
«Артисты» тихо уходят.
( Слайд № 17)
Ребята уходят. Остается один мальчик. Это — Сашко. С ним ведущие. Они в
разных концах сцены. Следует инсценировка стихотворения А. Барто «Сашко».
Исполнители действуют в соответствии с текстом.
Ведущая . Уходит отец в партизаны...
Прощаться с отцом не легко.
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.
Нет детскому горю предела...
Отец наклонился в седле:
Ведущий. «За стремя хвататься не дело,
12
Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната.
Теперь ты готов ко всему.
И вот тебе в руки граната,
И дай я тебя обниму».
1-Ведущая. Скрылись вдали партизаны.
Теперь и отец далеко.
Спокойный, с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
2-й Ведущий. Сашко примечает: у хаты,
Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба...
В минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость,
Решимость на детском лице.
Сашко.
«Я видел — в лесу партизаны,
Я шел по опушке вчера.
Я видел своими глазами:
Кто-то сидел у костра!»
1-й ведущая. За пазухой холод гранаты.
Гладкий холодный металл.
Мальчик стоит среди хаты,
Он все хорошо рассчитал,
Медленно, длинно, подробно
Он продолжает рассказ...
2-й ведущий. «Довольно! — кричат ему злобно,—
13
Где партизаны сейчас?»
Ненависть больше не пряча,
Сашко выпрямляется весь,
И слышится голос ребячий:
Сашко.
«Тут партизаны! Здесь!»
После слов: «Тут партизаны! Здесь!» — ведущие закрывают собой от зрителей
Сашко. К ним с двух сторон быстро присоединяются ребята 1940-х годов.
Получается новая «живая» стенка. Исполнитель Сашко незаметно уходит со
сцены.
1-й ведущий . Быстро метнулась граната
В тех шестерых у стола:
Быстро метнулась граната —
К ним смерть, как расплата, пришла.
Звучит музыкальный аккорд.
2-й ведущая. Сашко!
Мальчуган босоногий!
Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по теплой дороге.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье на детском челе.
1-й ведущий. Грозной и яростной мести
Детские жаждут сердца...
Сашко! Мальчуган босоногий!
Мы отомстим до конца.
2-й ведущая. За город, истерзанный боем,
За мирную хату твою,
1-й ведущий. За юное сердце героя,
14
Все {хором ).
Погибшее в смертном бою.
Учитель
( Слайд № 18)
1941-1942.Самые
страшные
военные
годы. Годы
отступлений,
потерь,
разрушений.
Оккупированы
Прибалтика,
Белоруссия,
Украина,
Северо-
западная
и
Юго-западная
части
России.
Мирные
жители
этих
территорий
испытали на себе, что значит «новый немецкий порядок».
5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из Дома сирот выходит 100
детей. Впереди
-
них
учитель,
Януш
Корчак. По
приказу
фашистского
командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их
ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти - Треблинку. Дети
идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого
они ласково называют «Старый доктор».
Ведущая: Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и
просят: «Расскажи нам сказку, доктор!».
Мальчик
Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера
лагеря смерти.
Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на
небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не
должны повториться.
Девочка
А может, они превратились в птиц? Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко
летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности. Видимо,
они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.
Чтец:
( Слайд № 19)
СОН
Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.
15
Я уже развеян.
Лечу над Родиной, которой
Я и такой, сожженный, верен.
Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Ее морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать... —
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу...
Песня « Журавли» ( Слайд № 19, фонограмма)
Девочка
Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти!
Мальчик
Этот
ужас
пережили
не
только
дети
Варшавы.
Бухенвальд,
Освенцим,
Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и
душ. Этого нельзя забыть.
Вед 1:
18 млн. людей из 23 стран мира с грифом "возврату не подлежит"
вошли в ворота концлагерей. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них
были и дети. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами
16
было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. 54
тяжелобольных ребёнка, находящихся на лечении на курорте Теберда, были
удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детдома. Часть
детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
( Звучит фонограмма песни « Бухенвальдский набат» музыка В. Мурадели,
слова А. Соболева)
( Слайд № 20, фонограмма)
На переднем плане сцены резко поднимется волейбольная сетка, до этого
лежащая незамеченной. Дети оказываются за решеткой. Те, у кого идут
реплики, по очереди поворачиваются, доходят до сетки и хватают её
пальчиками.
1- й ребенок: ( Слайд № 21)
Мы жались к матерям. Они не всех убивали, не всю деревню. Они разделили:
детей - отдельно и родителей - отдельно. Мы думали, что они родителей
будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить
без мамы.. Я просила и кричала. Как-то меня к ней пропустили. Она увидела
и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя...». Куда- то меня оттащили. И я
видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители
мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с
ума. Как рассказать, что я видела?
2-й ребёнок: Я видела как гнали через нашу деревню колонну военнопленных.
Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто
нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было
весной.
3-й ребёнок: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром
положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили
паровоз.
4 -й ребёнок: Я видел, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали
в огонь.
17
Ведущий. ( Слайд №)
ВАРВАРСТВО
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки.
И в ярости рыдала мать-земля...
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался звук...
( Слайд № 23)
- Я, мама, жить хочу! Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок.
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой,
Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно -
И он закрыл глаза.
18
И заалела кровь,
На шее лентой красной извиваясь.
( Слайд № 24)
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах,
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и могучих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его, земля, кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят.
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
М. Джалиль
( Слайд № 25)
Выше голову русские девочки!
Выше голову, будьте смелей!
Нам терпеть остается недолго,
Прилетит по весне соловей...
19
И откроет нам двери на волю,
Снимет платье в полоску с плечей
И залечит глубокие раны,
Вытрет слезы с опухших очей.
Выше голову русские девочки!
Будьте русскими всюду, везде!
Ждать недолго осталось, недолго
И мы будем на русской земле
Ученик 1 . ( Слайд № 26)
Ветры в походные трубы трубили,
Дождь отбивал барабанную дробь...
Ребята-герои в разведку ходили
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
1-й Уходили мальчики - храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где, не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки,
Убивали мальчиков за побег на месте...
2-й Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
3-й Повидали мальчики - храбрые солдаты -
Волгу — в сорок первом,
Шпрею-в сорок пятом...
Показали мальчики за четыре года,
20
Все: Что такое мальчики нашего народа.
Ведущий.
Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями они
попадали
на
войну.
Освобожденные
из плена.
Братья
и
сестры
погибших.
Сироты или счастливые дети живых родителей... Они не знали, как сложится
их жизнь через год, месяц, день или час. Но храбрость и этих до срока
возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были связаны в едином
порыве, принесшем нам Победу.
Ведущий. Погибали
дети
не
только
на
фронтах,
в
оккупированных
фашистами
городах,
но
и
в
блокадном
Ленинграде.
Что
чувствовали
и
переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани
Савичевой.
У ч е н и ц а . ( Слайд № 27)
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра
1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17
марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942
года. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942года. Савичевы умерли.
Умерли все. Осталась одна Таня.»
Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из
блокадного города.
Сценка в блокадном Ленинграде
Девочка: (Закутанная в шарфы, платки (выходит на сцену во время хроники и
собирает дрова). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку
собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и
было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные
кошки, они жутко кричали. Сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за
веревку и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а
потом мы перестали ходить туда.
21
Бабушка: (во время слов девочки выходит на сцену, ёжилась и кутаясь в шаль,
подхватывает фразу). Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим,
чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же
голодные умрём.
Бабушка гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно
разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него, делает шаг в перёд к
зрителям.
Девочка: ( Слайд № 28)
Бабушка, я ходила за водой. И на улице Пестеля видела страшную картину. Там
прорвало водопроводную трубу, вода била, но на морозе она замерзала, и уже
образовалась ледяная гора, по которой люди старались подняться, но многие
скользили на животе, не успев наполнить чайник, вёдра, а потом их обливало
этой ледяной водой, и они в эту гору ледяную вмерзали.
Учитель: ( Слайд № 29)
Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше
людей,
оставшихся
в
живых,
взять
Ленинград
голыми
руками, а пленных
превратить в рабов... Это была фашистская стратегия голода.
( Слайд № 3)
Дети в осажденном городе... Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а
где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять
свои
вещи
на
хлебные
карточки.
Родители,
лишая
себя
куска
хлеба,
поддерживали
слабые
детские
силенки,
тем
самым,
нанося
вред
своему
здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями
доставали дрова, бережно расходуя каждое полено, а если дрова кончались, в
ход шли мебель, паркет и даже книги.
«Ленинградские дети»...
Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе
всем,
но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя
вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль:
«Ленинградские дети».
22
( Слайд № 30)
В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого.
Люди
падали
на улицах,
на
заводах,
у
станков,
ложились
и
не
вставали.
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики
падали от голода. У всех была общая болезнь -дистрофия. А к ней прибавилась
и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только
дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.
Ученик. ( Слайд № 31)
Девчонка руку протянула
И головой - на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон.
(На экране: Пискарёвское кладбище).
Чтец. ... И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире силы нету,
23
Чтобы все это превозмочь.
Умирали - и говорили: -
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
Е. Рывина
( Слайд № 32, фонограмма; звучит 7-я симфония Д. Д. Шостаковича)
Вспомним благодарно и свято всех, чьё детство и юность опалены самой
страшной в истории человечества войной, чьё детство, выпавшее на 1941-1945
годы, не состоялось, кто, прибавляя себе годы, обивал пороги военкоматов,
рвался в действующую армию или в партизанские леса...
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как
тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было
идти
в
школу.
Как
в
десять
-двенадцать
лет,
только
встав
на
ящиках,
дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали
от погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже
сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не
знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый
хлеб. По данным Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил, в годы
Великой Отечественной войны более 300 тысяч юных патриотов, сынов и
дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались за нашу Родину.
Чтец:
За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и
дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами имедалями.
24
( Слайд № 33)
Ученик 1: Леонид Голиков, 14 лет - Герой Советского Союза, погиб смертью
храбрых в бою.
( Слайд № 34)
Ученик 2: Зинаида Портнова— 15 лет, Герой Советского Союза — юная
партизанка, зверски замучена фашистами.
( Слайд № 35)
Ученик 1 : Валентин Котик — 14 лет, Герой Советского Союза, погиб в
неравном бою с фашистами.
( Слайд № 36)
Ученик 2: Лара Михеенко —12 лет, расстреляна фашистами.
( Слайд № 37)
Ученик
1: Марат
Казей
-
15
лет,
Герой
Советского
Союза,
окруженный
фашистами, подорвал себя гранатой.
( Слайд № 38)
Ученик 2: Володя Дубинин - 15 лет, выполняя задание и тылу врага, подорвался
на мине.
( Слайд № 39)
Ученик 1: Василий Коробко — 16 лет, погибший от очереди фашистского
пулемета.
Ученик 2 : Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли бы
совершить за свою жизнь!
Ученик 1: Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних
детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что
любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет.
Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.
Ученик.
А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
25
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля и жёсткой и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома в тылу они
стараются им помочь. Долгожданные письма из дома... Как нужны они были
бойцам перед трудным боем!
Боец читает письмо.
( Слайд № 40, фонограмма «В землянке» )
Стихотворение Е. Благининой « Папе на фронт».
Девочка читает письмо за кадром:
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась
-До чего ты прежний был во сне!
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
26
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: «А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?»
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая - ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы...
Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет..
. Поклонись бойцам и командирам,
27
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь... .
..Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так... от счастья..
Твоя дочь.
Ведущий .
27 миллионов наших людей - мужчин, женщин, детей - унесла
война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.
Но мы должны о них помнить! Сейчас и всегда помнить!
Ведущий. И мы помним о них.
Сценка: ( Слайд № 41)
Мать:
Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов победы.
Я уже на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нет.
Слетела давно вся пыль с черёмух
Мой мальчик, ты, где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.
Сын:
Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад.
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после конца войны
Но фрицы не знали этого
Нервы у всех оголены
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мама, прости меня,
28
Постой за меня у калитки
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка,
Мать: Мой, мальчик, не уходи постой!
Давай мы выберем путь другой
Другой умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.
Сын: Ах, мама, другой - ведь мне он брат,
Он тоже ни в чём не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!
( Видеоролик )
На экране хроника военных лет « О героях былых времён».
Ведущий. ( Слайд № 42, фонограмма адажио)
Каждому человеку ясно: дети - это святое, они не воюют, они не вооружены.
Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют.
Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и
жестокостью, чем взрослых.
Враги
зверски
расправлялись
с
мирным
населением
оккупированных
территорий, а истребление детей было еще более страшным преступлением
гитлеровцев. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и
умерщвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру. Большей
жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете.
Разве можно такое предать забвению?..
(На фоне тихой музыки выходят три чтеца со свечами).
Уч-ся.1. Гори, свеча, гори не затухай,
Не проходящей болью будь.
29
Пусть в пламени твоем встают
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, гори не затухай,
Не дай нахлынуть тьме
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
2- Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть
Она
Как сила нам нужна...
3-й: Помните! Через века,
Через года, -
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней
30
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой...
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца стучаться, -
Помните,
Какой ценой завоёвано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Ведущий ( Слайд № 43)
Нам, молодому поколению, дорого будущее планеты и поэтому наша задача -
беречь мир, бороться, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась
человеческая кровь, а особенно детская. Небо должно быть голубым, солнце -
ярким, теплым, добрым и ласковым, жизнь людей - безопасной и счастливой.
Пусть каждый из нас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их
сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот
вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших. Родину нужно не
только любить, но и уметь её защищать.
Танец.
Наша страна мирно живёт 65 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое
война. Но 21 век принёс Земле новые беды, символом которых стало слово
«терроризм».
На улицах городов, по радио и телевидению мы снова слышим разговоры о
том, что одни народы должны стать хозяевами жизни, а другие- быть в
подчинении, что кто-то имеет право, а кто-то не имеет право на жизнь.
( Слайд № 44)
186 детей погибли в первые дни сентября 2004 года в Беслане от рук нелюдей в
обличье человека.
31
186 маленьких звёздочек вспыхнули на небосклоне на некоторое время и
тут же погасли. Эти дети никогда не станут взрослыми, а наш мир оскудел
талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в
мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы
сегодня мальчики были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро
каждый день. Только тогда Зло будет повержено, а дети смогут вырасти и стать
взрослыми.
( Видеоролик «Мама, я жить хочу!»)
Люди, задумайтесь!
Прислушайтесь к своему сердцу, загляните в свою душу, посмотрите на мир
справедливыми глазами и помните, что вы- люди! Протяните руку не для удара,
а для помощи. Все народы должны жить в мире и дружбе. Для этого каждый из
нас должен помнить: многое начинается с меня, с моих мыслей и поступков.
Начни с малого: укрась цветами свой двор, школу, улицу, и ты увидишь, как
преобразится твоё село, твой город, твоя страна.
…Взгляните, наследники, как прекрасен цветущий сад около твоего дома,
как преобразилась бегущая к речке улица твоего детства. Это мы ухаживали за
стаями зелёных деревьев около школы, сажали цветы. Это мы делаем чище
берега нашей реки.
Сквозь толпу торопливо бегущих лет несём мы это наследство…
Это ваше! Берите! ( Слайд № 45)
(Дети протягивают в зал глобус, украшенный цветами.)
Чт.4. На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»,
Пусть нам сняться звездные сны!
Чт.5. Что за чудо Земля
В ярких красках весны,
Если птицы поют
И не слышно войны.
32
Чт.6. ( Слайд № 46)
Что за чудо Земля
И закат, и рассвет,
И улыбки друзей
И улыбки в ответ!
Чт.7. И в полях золотых,
И в лесу молодом
Ты прекрасна Земля,
Человеческий дом!
Вед. Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей -
В земле достаточно убитых.
(на экране голубь - символ мира)
Все чтецы вместе.
Пусть будет мир на всей земле.
Пусть будет мир всегда.
Чтоб нам расти для славных дел,
Для счастья и труда!
Вед. На этом наша встреча, посвященная Дню памяти и скорби -окончена.
Спасибо всем за внимание и участие. Мы помним и скорбим о тех, кто не
вернулся с этой ужасной войны, а всем оставшимся живым, ветеранам Великой
Отечественной войны и всем присутствующим желаем долгих лет жизни,
крепкого здоровья и голубого мирного неба над головой.
33
Творческая работа Чуфицкой Анастасии.
Детство, опалённое войной.
Я часто задумываюсь, для чего я живу, и что меня ожидает в будущем?
Кто я вообще в этом мире, имею ли я право называть себя человеком,
заслужила ли уважение к себе?
Каждый должен добиться чего-то в жизни, поставить перед собой
цель и стремиться к ней. У каждого человека есть своя мечта. Я мечтаю
закончить хорошо школу, иметь любимую профессию, семью, достичь
много
в
жизни,
быть
в
ней
не
последним
человеком,
общаться
с
интересными людьми и радоваться каждому дню, который мне подарила
жизнь.
О чем же мечтали дети, которых война лишила всего, даже детства?
Ведь быть не по годам взрослым – это очень трудно. К чему в те далекие
сороковые стремились мои сверстники и кем хотели стать? Их вовлекли
в ненужную и непонятную «взрослую игру», которая длилась четыре
долгих и нескончаемых года. Они так же, как и я, учились в школе,
посещали разные кружки: пели, танцевали, мастерили. Дети любили
жизнь, радуясь лучам утреннего солнца, шуму дождя и запаху полевых
цветов.
На смену всему этому пришли темные и страшные дни. Ребята не
знали,
что
их
ждет
завтра,
какое
новое
испытание
им
преподнесет
судьба! Вот как о своем детстве пишет Алексей Недогонов:
Мы книги читали о счастье –
они их сжигали в огне;
мы ставили звезды на елках –
они на еврейской спине,
мы ландыши рвали руками –
они их срезали ножом;
стрижей мы ловили силками –
они их сбивали ружьем.
34
Сколько девчонок и мальчишек брали в плен, увозили в немецкое
рабство, гнали в концлагеря.…Некоторым повезло, и они наравне с
взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою любимую родину. Детей,
оставшихся
в
тылу,
тоже
не
обошла
война,
затронув
своим
седым
крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче.
Они терпели голод и холод, многочасовые вахты у станка без сна и
отдыха, теряли родных и близких
Как бы я ни хотела поставить себя на их место, я все равно не
почувствую в полной мере их страха, мук и боли, я лишь понимаю, что
те дети намного сильнее морально и физически, чем ребята в мое
время. Многие сейчас живут одним днем, их не интересует, что ждет в
будущем их самих, не говоря уже обо всем человечестве. При взгляде на
некоторых моих сверстников мне становится страшно: к чему мы идем?
Дети
того
времени
были
намного
добрее,
отзывчивее,
терпимее
и
трудолюбивее.
Ребята, уходя на фронт, искали моральной поддержки у родителей,
друзей, учителей. Они не забывали свои родные школы, наставников,
которых
безмерно
уважали.
Некоторые
изливали
свои
страдания
в
личных дневниках.
Читая
откровения ребят, я все больше и больше перемещаюсь в то
далекое
время.
Ученик
324-й
школы
пишет:
«Признаться,
я
с
облегчением вздохнул, когда получил на руки аттестат, учиться жутко
надоело – это мне тогда так казалось. А теперь – честное слово,! – с
каким наслаждением решал бы самые трудные задачки по математике,
потел
бы
над
физикой!
Это
такое
замечательное
дело
-
учиться!
«Ученики были благодарны своим учителям за знания, которые они им
дали».
Люди верили, что враг будет разбит и окончательно уничтожен. За
слёзы и страдания матерей, потерявших своих детей, за слёзы сирот,
матери которых погибли в холодной войне, врагу будет воздано сполна.
35
Они
были
уверены,
что
близок
час
расплаты
за
поруганные
разграбление города и села, за издевательства и насилие над мирным
населением, за «опалённых войной» и убитых войной.
Как-то я прочитала, как в госпиталь была доставлена Женя-девочка
четырёх лет. Ей фашисты разрезали живот и поломали руки и ноги.
Вскоре она умерла. Так же пострадали от гитлеровцев мальчишки 13-14
лет, на которых сбросили взрывчатку в то время, когда они пасли на лугу
скот. Ребята получили очень сильные ожоги.
Сказать о них «звери» - мало. Фашист - больше, чем зверь. Это
изверг. Людоед. Кровь, человеческая кровь – вот что держит его на
ногах.
Хотя прошло уже 65 лет с той страшной войны, люди и сегодня не
забывают о том тяжелом времени, о ветеранах Великой Отечественной.
Мы,
молодое
поколение,
стараемся
согреть
их
теплом
и
заботой,
приглашая на школьные концерты и просто
дружеские встречи, по
праздникам и будням.
Нелегко
старым
солдатам
вспоминать
«сороковые,
роковые».
«Не
ранить случайным словом, вздохом невпопад» наших
ветеранов
просит Николай Рыленков:
В суровый час раздумья нас не троньте
И ни о чем не спрашивайте нас.
Молчанью научила нас на фронте
Смерть, что в глаза глядела наш не раз…
Нам было все отпущено сверх меры-
Любовь, и гнев, и мужество в бою.
Теряли мы друзей, родных, но веры
Не потеряли в Родину свою.
36
37
38
39