Напоминание

Занятие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку


Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск Ставропольского края
Наименование материала: "Ловушки ЕГЭ. Как их избежать?"
Тема: Занятие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование





Назад




(слайд 1)

–Добрый день, ребята! Вы – учащиеся 10 класса, но уже сейчас настало время думать о

ЕГЭ.

(слайд 2)

–Сегодня вместе с вами буду думать я, учитель русского языка и литературы и классный

руководитель 10 класса средней школы №6 Ирина Нобеловна.

–Как вы думаете, что нужно для успеха на экзамене? (мнения уч-ся) Посмотрим, как

ответили на этот вопрос мои ученики.

(слайд 3)

–Итак, с чего же начинать подготовку к ЕГЭ по русскому языку? Конечно же, с решения

тестов. Их много – 26! На мой взгляд, надо следовать принципу американского психолога

Б.Блума: от простого к сложному.

(слайд 4)

–Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить

базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки

легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же

не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до

единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно. «Автоматизм» здесь не поможет,

и «натаскивание» бесполезно. А самое прочное знание – то, что добыто своими усилиями

и эмоционально пережито. Именно такого настроя, эмоционального, я желаю вам сегодня.

–Остановимся

на

самых

распространённых

«ловушках»

и

постараемся

в

них

не

попадаться. В конце концов, предупреждён – значит вооружён.

–Я дам вам несколько «шпаргалок», с помощью которых, я думаю, ловушки ЕГЭ станут

вам

не

страшны.

Я

суммировала

часто

допускаемые

моими

учениками

ошибки

и

познакомлю вас с ними. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

(слайд 5)

–Итак, «ловушка» №1: орфоэпическая. При изучении орфоэпического словника надо

забыть, что «моя бабушка так говорит», «что по радио или телевидению так слышал». К

сожалению, в семье не всегда правильно говорят, и исправлять родителей и бабушек с

дедушками надо, но тактично, говоря, что учиться никогда не поздно. А орфоэпические,

как и грамматические и речевые ошибки на радио и телевидении, к сожалению, стали

нормой. Кроме того, южно-русский диалект, языковыми наследниками которого большая

часть из вас является, играет не в вашу пользу.

1)

Исключения в словах ж.р, прош.вр.: клАла, крАла, слАла, стлАла.

2)

Исключения в глаголах на –ить: озлОбить, опОшлить.

3)

Исключения

в

наречиях: донЕльзя,

добелА,

докраснА,

дочернА,

завИдно

отличие от дОнизу, дОверху, дОсуха и зАсветло, зАгодя)

4)

Независимо

от

лексического

значения: квартАл,

партЕр.

(бухгалтерский

сленг

квАртал, спортивный сленг пАртер)

5)

«Южно-русская» ошибка: ракУшка (а не рАкушка), цыгАн (а не цЫган), крапИва (а

не крапивА),, щавЕль (а не щАвель), Искра (а не искрА), сирОты (а не сИроты),

цепОчка (а не цЕпочка).

(слайд 6)

1

–Предлагаю орфоэпическую игру: составьте с данным рядом слов предложение, даже если

оно получится смешное (учащиеся разбиваются для работы на группы по 4 человека).

Например: диспансер, духовник, еретик, каталог, некролог, приговор (ДуховнИк и еретИк

поехали в диспансЕр за каталОгом, но получили некролОг с приговОром.)

1)

шофер, алфавит, жалюзи, грушевый, дозировать.

2)

столяр, мусоропровод, отрочество, закупорить, оптовый.

3)

фарфор, пломбировать, новорожденный, августовский, дешевизна.

4)

танцовщик, дремота, торты, кухонный, включит.

5)

шасси, средства, ходатайство, значимый, осведомить(ся)

– «Ловушка» №2: орфографическая. Задание №9. Казалось бы, что сложного? Три

орфограммы, известные чуть ли не с начальной школы: проверяемые, непроверяемые и

чередующиеся гласные в корне слова. Но и здесь есть подводные камни – омонимичные

морфемы. Что такое омонимы? (ответы уч-ся)

(слайды 7, 8, 9)

– Обратим внимание на пары слов: растряться – растрать, замреть – примрять ,

пригрел – грянка, кситься – ксаться, рса – водорсли.

(слайд 10)

Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко

путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.

Не проверяйте написание гласных словами, которых нет! Нельзя проверить ударением в

словах: игнорировать,

экстремальный,

утрамбовать,

наваж д е н ие . Это

слова

с

непроверяемыми гласными!

Гласную о в слове игнорировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине,

что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.

Букву е в слове экстремальный нельзя проверять словом экстрим. Слова эти пришли в

наш

язык

разными

путями.

Так

уж

получилось,

что

существительное экстрим

заимствовано

из

английского

языка

совсем

недавно,

гораздо

позже,

чем

слово

экстремальный (от французского extreme).

Слово наваждение не имеет ничего общего с вождением, потому и гласные в корнях этих

слов

пишутся

разные

а и о соответственно.

Более

того,

гласная

в

корне

слова

наваждение непроверяемая,

а

в

слове вождение –

проверяемая

(проверочное

слово

водит). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от навадити,

то есть «обмануть».

Слово утрамбовать не имеет ничего общего с тромбом. А значит, и проверять его этим

словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского,

где trambować значит «топтать ногами», и в русском языке является непроверяемым.

(слайд 11)

–Спряжение

глаголов,

где

много

исключений,

является

традиционно

сложным

для

учащихся заданием. Обратите внимание на ряд глаголов на -ять, среди которых есть редко

употребляемые.

(слайд 12)

2

Следующая

«ловушка»

связана

с

правописанием

НЕ

с

различными

частями

речи.

«Шпаргалка» для этого задания связана с элементарным правилом: НЕ с глаголом пишется

раздельно,

кроме

слов,

не

употребляющихся

без

НЕ.

Обратите

внимание

на

пары

предложений и употреблённые в них глаголы. Какие из них вы напишите с НЕ слитно, а

какие

раздельно? Смотрим на лексическое значение слова, подбираем слова – синонимы,

которые помогут нам.

Как пишется НЕ с краткими прилагательными? (ответы уч-ся) Но есть несколько кратких

прилагательных,

не

имеющих

полной

формы,

которые

всегда

пишутся

раздельно.

Выпишите их и запомните.

–«Ловушка» №4: грамматическая (морфологические нормы)

Какие правила существуют здесь? Во-первых, правило о правилах: выучи теорию! Для

этого я отсылаю вас к сборнику для подготовки к ЕГЭ Сениной Наталье Аркадьевне. Во-

вторых, отсылаю вас на сайт, наверняка многим из вас знакомый: «Решу ЕГЭ», один из

самых

популярных

среди

учащихся

и

педагогов,

где

очень

удобно

тренироваться

с

определённым видом заданий. (показать по ссылке, как это делается)

(слайд 13)

–Предлагаю проверить свои знания в правильном образовании формы слова.

(слайд 14)

–Проверим, насколько вам это удалось.

(слайд 15)

Задание №8. Многие 10-классники пасуют перед этим заданием, но напрасно. Его можно и

нужно научиться делать хорошо, так как это задание даёт вам заветные 5 баллов. В чём

плюс этого задания? Ошибки аналогичные, кочуют из одного варианта в другой. В чём

минус? Предложения иногда большие, витиеватые, и пока вы дочитываете предложение,

теряете мысль. Итак, подводные камни задания №8:

(слайд 16)

1)

Предложения

с

деепричастным

оборотом.

Вы

привыкли

к

типичной

ошибке,

заключающейся в том, что после оборота, предмет, совершивший данное добавочное

действие стоит не в И.П., как того требует правило, например: «Готовясь к экзаменам, мы

не один час провели за решением задач» (правильно) и «Готовясь к экзаменам, нам было

очень тяжело». (неправильно)

Однако

вы

забываете

о

том,

что

есть

еще

два

правильных

варианта

ответа.

Они

встречаются гораздо реже в задании, чем вышеупомянутый тип ошибки. Глагол 2 лица,

стоящий

до

или

после

оборота,

тоже

предполагает

предмет,

совершивший

данное

действие. Например: «Услышав гудок, наберите номер телефона». (можно подставить

местоимение «вы»)

Третье: рядом с деепричастным оборотом может быть безличный глагол, при котором нет

и

не

может

быть

подлежащего,

то

есть

предмета,

совершившего

данное

действие.

Например: «Уходя из дома, следует закрыть окна».

Четвёртое: деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким

страдательным причастием: «Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное

3

училище».

Правильно:

«Когда

сержант

вернулся

с

фронта,

его

зачислили

в

военное

училище».

(слайд 17)

2)

В

предложениях

с

ошибкой

при

однородных

членах

иногда

ошибка

довольно

прозрачна, например, «не только, а также», а иногда скрыта в неправильном порядке слов,

и увидит её тот, кто умеет расставлять логическое ударение, ибо оно должно падать на

однородные члены.

(слайд 18)

–Иногда завуалирована ошибка в сложноподчинённом предложении, , например: «Я

считаю то, что вы не правы».

–Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: «по

прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте». Данная ошибка

настолько закрепилась в обществе, что многие всерьёз считают её нормой.

–«Ловушка» №5 – морфологическая. При решении задания №2 и 25 при установлении

смысловых связей между предложениями и подборе нужного слова вы можете встретиться

проблемой:

ведь

иногда

вас

просят

подобрать

не

просто

сочинительный

союз,

а

соединительный,

разделительный

или

противительный,

на

которые

делятся

сочинительные, о которых вы уже успели забыть после 7-го класса. Поэтому вот вам

«шпаргалка» №1 по союзам.

(слайды 19, 20)

–«Шпаргалка» №2 касается проблемы разделения подчинительных союзов и союзных

слов. Обратите внимание на несколько подсказок, которые вам помогут.

(слайд 21)

–Потренируемся? Перед вами несколько цитат из произведений русской классики.

Определите, в каких из них выделенные слова являются союзами, а в каких – союзными

словами.

–Поговорим о двойной роли частицы и союза ЛИ и ЖЕ. Не забываем, что усилительная

частица ЖЕ, будучи союзом, имеет противительное значение. А вопросительная частица

ЛИ, употребляясь в СПП, выступает в роли союза и иногда отдалена от запятой, что

осложняет дело.

(слайды 22,23)

–Перед вами пары предложений. Определите, в каком из них и какую роль играют ЖЕ и

ЛИ.

–И последняя подсказка, вернее, совет: в сложной ситуации на экзамене при решении

тестовых заданий используйте метод исключения по принципу: «Я точно знаю, что…».

Надеюсь, у вас не получится, как у Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю».

Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов

ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле»,

признался один из выпускников… Возможно, он

4

прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к

экзамену.

(слайд 24)

Дмитрий

Сергеевич

Лихачёв,

учёный-филолог,

истинный

российский

интеллигент,

блестяще владевший русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:

«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному,

инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,

прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость

стиля».

Впереди у вас одно из наиболее трудных заданий

написание сочинения-

рассуждения по предложенному тексту. Я желаю всем вам «легкости стиля» и «точности

мысли», работы без ошибок!

5



В раздел образования