Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Георгиевск Ставропольского края
Наименование материала: "Ловушки ЕГЭ. Как их избежать?"
Тема: Занятие по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование
(слайд 1)
–Добрый день, ребята! Вы – учащиеся 10 класса, но уже сейчас настало время думать о
ЕГЭ.
(слайд 2)
–Сегодня вместе с вами буду думать я, учитель русского языка и литературы и классный
руководитель 10 класса средней школы №6 Ирина Нобеловна.
–Как вы думаете, что нужно для успеха на экзамене? (мнения уч-ся) Посмотрим, как
ответили на этот вопрос мои ученики.
(слайд 3)
–Итак, с чего же начинать подготовку к ЕГЭ по русскому языку? Конечно же, с решения
тестов. Их много – 26! На мой взгляд, надо следовать принципу американского психолога
Б.Блума: от простого к сложному.
(слайд 4)
–Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить
базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки
легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же
не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до
единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно. «Автоматизм» здесь не поможет,
и «натаскивание» бесполезно. А самое прочное знание – то, что добыто своими усилиями
и эмоционально пережито. Именно такого настроя, эмоционального, я желаю вам сегодня.
–Остановимся
на
самых
распространённых
«ловушках»
и
постараемся
в
них
не
попадаться. В конце концов, предупреждён – значит вооружён.
–Я дам вам несколько «шпаргалок», с помощью которых, я думаю, ловушки ЕГЭ станут
вам
не
страшны.
Я
суммировала
часто
допускаемые
моими
учениками
ошибки
и
познакомлю вас с ними. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
(слайд 5)
–Итак, «ловушка» №1: орфоэпическая. При изучении орфоэпического словника надо
забыть, что «моя бабушка так говорит», «что по радио или телевидению так слышал». К
сожалению, в семье не всегда правильно говорят, и исправлять родителей и бабушек с
дедушками надо, но тактично, говоря, что учиться никогда не поздно. А орфоэпические,
как и грамматические и речевые ошибки на радио и телевидении, к сожалению, стали
нормой. Кроме того, южно-русский диалект, языковыми наследниками которого большая
часть из вас является, играет не в вашу пользу.
1)
Исключения в словах ж.р, прош.вр.: клАла, крАла, слАла, стлАла.
2)
Исключения в глаголах на –ить: озлОбить, опОшлить.
3)
Исключения
в
наречиях: донЕльзя,
добелА,
докраснА,
дочернА,
завИдно
(в
отличие от дОнизу, дОверху, дОсуха и зАсветло, зАгодя)
4)
Независимо
от
лексического
значения: квартАл,
партЕр.
(бухгалтерский
сленг
квАртал, спортивный сленг пАртер)
5)
«Южно-русская» ошибка: ракУшка (а не рАкушка), цыгАн (а не цЫган), крапИва (а
не крапивА),, щавЕль (а не щАвель), Искра (а не искрА), сирОты (а не сИроты),
цепОчка (а не цЕпочка).
(слайд 6)
1
–Предлагаю орфоэпическую игру: составьте с данным рядом слов предложение, даже если
оно получится смешное (учащиеся разбиваются для работы на группы по 4 человека).
Например: диспансер, духовник, еретик, каталог, некролог, приговор (ДуховнИк и еретИк
поехали в диспансЕр за каталОгом, но получили некролОг с приговОром.)
1)
шофер, алфавит, жалюзи, грушевый, дозировать.
2)
столяр, мусоропровод, отрочество, закупорить, оптовый.
3)
фарфор, пломбировать, новорожденный, августовский, дешевизна.
4)
танцовщик, дремота, торты, кухонный, включит.
5)
шасси, средства, ходатайство, значимый, осведомить(ся)
– «Ловушка» №2: орфографическая. Задание №9. Казалось бы, что сложного? Три
орфограммы, известные чуть ли не с начальной школы: проверяемые, непроверяемые и
чередующиеся гласные в корне слова. Но и здесь есть подводные камни – омонимичные
морфемы. Что такое омонимы? (ответы уч-ся)
(слайды 7, 8, 9)
– Обратим внимание на пары слов: раст…ряться – раст…рать, зам…реть – прим…рять ,
приг…рел – г…рянка, к…ситься – к…саться, р…са – водор…сли.
(слайд 10)
–
Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко
путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.
Не проверяйте написание гласных словами, которых нет! Нельзя проверить ударением в
словах: игнорировать,
экстремальный,
утрамбовать,
наваж д е н ие . Это
слова
с
непроверяемыми гласными!
Гласную о в слове игнорировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине,
что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.
Букву е в слове экстремальный нельзя проверять словом экстрим. Слова эти пришли в
наш
язык
разными
путями.
Так
уж
получилось,
что
существительное экстрим
заимствовано
из
английского
языка
совсем
недавно,
гораздо
позже,
чем
слово
экстремальный (от французского extreme).
Слово наваждение не имеет ничего общего с вождением, потому и гласные в корнях этих
слов
пишутся
разные
– а и о соответственно.
Более
того,
гласная
в
корне
слова
наваждение непроверяемая,
а
в
слове вождение –
проверяемая
(проверочное
слово
–
водит). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от навадити,
то есть «обмануть».
Слово утрамбовать не имеет ничего общего с тромбом. А значит, и проверять его этим
словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского,
где trambować значит «топтать ногами», и в русском языке является непроверяемым.
(слайд 11)
–Спряжение
глаголов,
где
много
исключений,
является
традиционно
сложным
для
учащихся заданием. Обратите внимание на ряд глаголов на -ять, среди которых есть редко
употребляемые.
(слайд 12)
2
–
Следующая
«ловушка»
связана
с
правописанием
НЕ
с
различными
частями
речи.
«Шпаргалка» для этого задания связана с элементарным правилом: НЕ с глаголом пишется
раздельно,
кроме
слов,
не
употребляющихся
без
НЕ.
Обратите
внимание
на
пары
предложений и употреблённые в них глаголы. Какие из них вы напишите с НЕ слитно, а
какие
–
раздельно? Смотрим на лексическое значение слова, подбираем слова – синонимы,
которые помогут нам.
–
Как пишется НЕ с краткими прилагательными? (ответы уч-ся) Но есть несколько кратких
прилагательных,
не
имеющих
полной
формы,
которые
всегда
пишутся
раздельно.
Выпишите их и запомните.
–«Ловушка» №4: грамматическая (морфологические нормы)
Какие правила существуют здесь? Во-первых, правило о правилах: выучи теорию! Для
этого я отсылаю вас к сборнику для подготовки к ЕГЭ Сениной Наталье Аркадьевне. Во-
вторых, отсылаю вас на сайт, наверняка многим из вас знакомый: «Решу ЕГЭ», один из
самых
популярных
среди
учащихся
и
педагогов,
где
очень
удобно
тренироваться
с
определённым видом заданий. (показать по ссылке, как это делается)
(слайд 13)
–Предлагаю проверить свои знания в правильном образовании формы слова.
(слайд 14)
–Проверим, насколько вам это удалось.
(слайд 15)
Задание №8. Многие 10-классники пасуют перед этим заданием, но напрасно. Его можно и
нужно научиться делать хорошо, так как это задание даёт вам заветные 5 баллов. В чём
плюс этого задания? Ошибки аналогичные, кочуют из одного варианта в другой. В чём
минус? Предложения иногда большие, витиеватые, и пока вы дочитываете предложение,
теряете мысль. Итак, подводные камни задания №8:
(слайд 16)
1)
Предложения
с
деепричастным
оборотом.
Вы
привыкли
к
типичной
ошибке,
заключающейся в том, что после оборота, предмет, совершивший данное добавочное
действие стоит не в И.П., как того требует правило, например: «Готовясь к экзаменам, мы
не один час провели за решением задач» (правильно) и «Готовясь к экзаменам, нам было
очень тяжело». (неправильно)
Однако
вы
забываете
о
том,
что
есть
еще
два
правильных
варианта
ответа.
Они
встречаются гораздо реже в задании, чем вышеупомянутый тип ошибки. Глагол 2 лица,
стоящий
до
или
после
оборота,
тоже
предполагает
предмет,
совершивший
данное
действие. Например: «Услышав гудок, наберите номер телефона». (можно подставить
местоимение «вы»)
Третье: рядом с деепричастным оборотом может быть безличный глагол, при котором нет
и
не
может
быть
подлежащего,
то
есть
предмета,
совершившего
данное
действие.
Например: «Уходя из дома, следует закрыть окна».
Четвёртое: деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким
страдательным причастием: «Вернувшись с фронта, сержант был зачислен в военное
3
училище».
Правильно:
«Когда
сержант
вернулся
с
фронта,
его
зачислили
в
военное
училище».
(слайд 17)
2)
В
предложениях
с
ошибкой
при
однородных
членах
иногда
ошибка
довольно
прозрачна, например, «не только, а также», а иногда скрыта в неправильном порядке слов,
и увидит её тот, кто умеет расставлять логическое ударение, ибо оно должно падать на
однородные члены.
(слайд 18)
–Иногда завуалирована ошибка в сложноподчинённом предложении, , например: «Я
считаю то, что вы не правы».
–Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: «по
прибытии, по завершении, по окончании, по приезде, по прилёте». Данная ошибка
настолько закрепилась в обществе, что многие всерьёз считают её нормой.
–«Ловушка» №5 – морфологическая. При решении задания №2 и 25 при установлении
смысловых связей между предложениями и подборе нужного слова вы можете встретиться
проблемой:
ведь
иногда
вас
просят
подобрать
не
просто
сочинительный
союз,
а
соединительный,
разделительный
или
противительный,
на
которые
делятся
сочинительные, о которых вы уже успели забыть после 7-го класса. Поэтому вот вам
«шпаргалка» №1 по союзам.
(слайды 19, 20)
–«Шпаргалка» №2 касается проблемы разделения подчинительных союзов и союзных
слов. Обратите внимание на несколько подсказок, которые вам помогут.
(слайд 21)
–Потренируемся? Перед вами несколько цитат из произведений русской классики.
Определите, в каких из них выделенные слова являются союзами, а в каких – союзными
словами.
–Поговорим о двойной роли частицы и союза ЛИ и ЖЕ. Не забываем, что усилительная
частица ЖЕ, будучи союзом, имеет противительное значение. А вопросительная частица
ЛИ, употребляясь в СПП, выступает в роли союза и иногда отдалена от запятой, что
осложняет дело.
(слайды 22,23)
–Перед вами пары предложений. Определите, в каком из них и какую роль играют ЖЕ и
ЛИ.
–И последняя подсказка, вернее, совет: в сложной ситуации на экзамене при решении
тестовых заданий используйте метод исключения по принципу: «Я точно знаю, что…».
Надеюсь, у вас не получится, как у Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю».
–
Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов
ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле»,
–
признался один из выпускников… Возможно, он
4
прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к
экзамену.
(слайд 24)
–
Дмитрий
Сергеевич
Лихачёв,
учёный-филолог,
истинный
российский
интеллигент,
блестяще владевший русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:
«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному,
инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,
прежде всего, о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость
стиля».
Впереди у вас одно из наиболее трудных заданий
–
написание сочинения-
рассуждения по предложенному тексту. Я желаю всем вам «легкости стиля» и «точности
мысли», работы без ошибок!
5