Напоминание

"Деловое письмо"


Автор: Яхонтова Злата Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ НОСК школа-интернат, Ресурсный центр обучения детей
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Дидактический материал
Тема: "Деловое письмо"
Раздел: полное образование





Назад




Дидактический материал

по теме

«Деловое письмо»

русский язык

9 -11 классы

(дистанционное обучение)

Составила: учитель русского языка и литературы

Яхонтова З.Ю

Н.Новгород

2020

Тест

Определения жанра делового письма.

1.Определи жанр деловой бумаги (задание с открытым ответом)

Прошу Вас разрешить мне отсутствовать на занятиях в школе 17 и 18 ноября

2019 года в связи с участием в спортивных соревнованиях.

7 ноября 2019 года (подпись)

Ответ (заявление)

2.

Определи жанр деловой бумаги (задание с открытым ответом)

Я, Сергеев Сергей Сергеевич, родился 10 апреля 2005 года

в г. Нижний Новгород. Проживаю по адресу: г. Нижний Новгород, пр.

Ленина, 10, кв. 10.

Отец – Сергеев Сергей Сергеевич, учитель математики в МБОУ СОШ № 10,

1975 года рождения.

Мать – Сергеева Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар», 1976 года

рождения.

………

Ответ (автобиография)

3. Определи жанр деловой бумаги (задание с открытым ответом)

В связи с тем, что я находилась на реабилитации в санатории, 2 и 3

февраля я не смогла принять участие в районной олимпиаде.

Ученица 9 класса Н. Рябцева ______________

15 февраля 2018 года

Ответ (объяснительная записка)

4. Определи жанр деловой бумаги (задание с открытым ответом)

Я, Захаров Сергей, получил лыжи и лыжные ботинки. Обязуюсь вернуть их

сегодня вечером.

20 декабря 2019

(Подпись)

Захаров Сергей

Ответ (расписка)

Тест

Сфера использования жанров делового письма»

1.

Какую деловую бумагу (название жанра) вы напишете в следующей

ситуации:

«Вы опоздали на экзамен.

Учитель вас попросил написать… (что?)»

…………………………………….. (объяснительную записку)

2.

Какую деловую бумагу (название жанра) вы напишете в следующей

ситуации:

«У вас взяли в долг крупную сумму денег.

Для гарантии возврата вы попросили написать… (что?)»

………………………………………. (расписку)

3.

Какую деловую бумагу (название жанра) вы напишете в следующей

ситуации:

«При поступлении в учебное заведение вас просят написать деловую

бумагу, в которой нужно рассказать о себе. Вы напишете…(что?)»

…………………………………………………….. (автобиографию)

4.

Какую деловую бумагу (название жанра) вы напишете в следующей

ситуации:

«Вы обучаетесь в РЦОд. Количество часов по русскому языку вы

считаете недостаточным, хотели бы увеличить нагрузку. Для этого вам

нужно написать на имя руководителя…(что?)»

…………………………………………………………. (заявление)

Приложение 1

История русского делового письма.

Русская

официально-деловая

письменная

речь

имеет

многовековые

традиции и глубокие исторические корни.

Первые письменные документы, дошедшие до наших дней, свидетельствуют

о том, что уже в 10 веке в Древнегреческом государстве практиковалось

составление официальных документов.

В

этот

период

в

основном

документируются

правовые

отношения

(жалованные и вкладные грамоты, завещания), создаются также документы,

фиксирующие

конкретные

частные

правоотношения

(заёмные,

закладные

кабалы,

фиксирующие

заём

денег;

полные

грамоты,

составляемые

при

продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д.).

Накопление опыта официально-делового письма выражалось в появлении

устойчивых

образцов

обращений

и

заверений

в

текстах

документов,

формуляров,

то

есть

устойчивых

типовых

форм

отдельных,

наиболее

распространенных

документов,

из

которых

своеобразные

пособия

по

делопроизводству – «формулярники». В этот период складывались традиции

русской системы делопроизводства, обработки и хранения документов.

Отдельные

нормы

работы

с

документами

находили

закрепление

в

законодательстве.

Таким

образом,

вырабатываемые

практикой

традиции

постепенно

становились

нормами

обычая,

закладывая

основу

будущей

системы делопроизводства.

Существующей

вехой

в

развитии

русского

официально-делового

письма

стало

приказное

делопроизводство

(первые

государственные

учреждения

назывались приказами) 15-17 века.

В

приказной

период

постепенно

складывается

система

делопроизводства

центральных

и

местных

учреждений,

создаются

устойчивые

формы

документов и приёмы их составления.

На

смену

приказному

делопроизводству

пришла

система

коллежского

делопроизводства.

В коллежском делопроизводстве возникло большое число новых документов.

Официально-деловая

письменная

речь

пополнилась

значительным

количеством

новых

слов

и

терминов

иноязычного

происхождения,

что

объясняется стремлением Петра I приблизить русское официально-деловое

письмо к западным образцам (администратор, маклер, инспектор, бухгалтер,

губернатор, журналы, протоколы, корреспонденция и др.).

В начале 19 века в недрах коллежской системы зародилась новая система

управления

министерская,

просуществовавшая

до

начала

20

века.

Вводилось

единообразие

в

систему

делопроизводства

министерств:

от

создания документов до их архивного хранения.

В советский период был разработан проект «Общих правил документации и

документооборота» (1931 г.). Но проект не был утверждён, так как ИТУ

(Институт техники управления) ликвидировали в апреле 1932 года.

В 80-90 годы была создана Единая государственная система документации,

изданы ГОСТы на управленческие документы.

Развитие бизнеса и коммерции значительно изменило не только форму, но и

содержание

делового

общения,

в

том

числе

письменного,

потребовало

создания

новых

типов

деловой

корреспонденции

(деловые

рекламные

письма, резюме, письма – представления и др.).

Сегодня увеличивается и количество поводов для составления и отправления

деловых писем, жанровое разнообразие деловой корреспонденции. Всё это,

однако, не предполагает отказа от богатейшего опыта деловой письменной

речи, накопленного предыдущими поколениями.

Объяснительная записка

Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и

содержит разъяснение каких-либо поступков или действий.

Логическая схема объяснительной записки:

наименование

должностного

лица

и

учреждения,

которому

направляется записка (пишется в дательном падеже);

наименование документа;

дата составления;

заголовок документа (о чем?), если текст большой по объему;

содержание (текст) записки;

наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.

Образец

Директору МБОУ «СОШ № 5»

г. Челябинска

Петрову В.С.

объяснительная записка.

15 февраля 2018 года

В связи с тем, что я находилась на реабилитации в санатории, 2 и 3

февраля я не смогла принять участие в районной олимпиаде.

Ученица 9 класса Н. Русланова ______________

Задание 1.

Прочитайте текст.

Можно ли его считать объяснительной запиской? Почему?

Какие ошибки вы заметили?

Директору школы № 5

Ларионовой А.И

ученицы 9 класса

Крапивиной

Ольги

Объяснительная записка.

Я не поехала с классом 10 ноября в музей А.М Горького.

Крапивина

Задание 2.

Прочитайте объяснительную записку и отметьте, какие элементы схемы

этого документа пропущены или неверно оформлены.

Объяснительная записка

Я, Рябкова Людмила, ученица 10 класса МБОУ СШ №5 Нижегородской

области, не смогла принять участие в конкурсе “Магия”, потому что

накануне подвернула ногу. Вот по этой причине я не явилась на этот

конкурс.

25 мая 2018 года.

Задание 3.

Прочитайте текст. Устраните речевые недочеты, вызванные смешением

разных стилей, исправьте ошибки в оформлении.

Классному руководителю

Ирине Ивановне Рыжовой

от 8 «В» класса

Доводим до Вашего сведения, что ученица 8 «В» класса Петрушина П. одна-

одинешенька не успевает по двум предметам, не посещает уроки

технологии. Пропусков по другим урокам хоть отбавляй. Собрание класса

решило проучить Петрушину П., объявить ей бойкот до тех пор, пока не

образумится.

Староста класса Абрамова О.

Задание 4.

Заполните данную основу объяснительной записки.

Директору школы №_____

_______________________

______________

объяснительная записка.

_________(дата)

Я, ________________________________, _________________

__________________________________________________

подпись ____________

Задание 5.

Выберите ситуацию и напишите объяснительную записку.

1) Потеряли школьный учебник;

2) Пропустили уроки;

3) Опоздали на экзамен;

4)Разбили стекло в кабинете;

Автобиография

Автобиография

- это своеобразный документ, представляющий

человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события

собственной жизни в их временной последовательности.

В

ней

недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня

дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от

руки в одном экземпляре.

Схема автобиографии

Заголовок (Автобиография.)

После заголовка в виде связного текста пишутся следующие

данные:

ФИО (Я, Иванова Юлия Сергеевна…)

Дата рождениМесто рождения

Родители (их полное имя, чем занимаются);

Образование;

Начало трудовой деятельности (место работы, должность

последующие перемещения);

Указать (если имеются) поощрения, награждения;

Дата (слева);

Подпись (справа).

ОБРАЗЕЦ

(автобиография школьника)

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Сергеев Сергей Сергеевич, родился 10 апреля 2005 года

в г. Нижний Новгород. Проживаю по адресу: г. Нижний Новгород,

пр. Ленина, 10, кв. 10.

Состав семьи:

Отец – Сергеев Сергей Сергеевич, учитель математики в МБОУ

СОШ № 10, 1975 года рождения.

Мать – Сергеева Лариса Сергеевна, бухгалтер ООО «Хлебодар»,

1976 года рождения.

Сестра – Сергеева Инна Сергеевна, ученица 11-го класса МБОУ

СОШ №10, 2002 года рождения.

С 2008 по 2011 год посещал детский сад «Звездочка» № 5.

В 2011 году поступил в 1-й класс МБОУ СОШ№ 19, где я и

обучаюсь по настоящее время в 8-м классе.

В 2013- 2017 годах награждался грамотой за успехи в учебе. На

районной олимпиаде по математике в 2017 году занял 3-е место.

Увлекаюсь спортом – посещаю школьную секцию по баскетболу,

принимаю участие в школьных и районных соревнованиях.

24 марта 2018 г.

Сергеев

С.С Сергеев

Работа с деформированным текстом.

1)

Выявить и дополнить пропущенные элементы автобиографии.

2)

Восстановить правильную структуру автобиографии.

Автобиография

Андреев Игорь Петрович, родился 13 октября 2005 года в г. Бабино Московской

области.

Проживаю по адресу: г. Бабино, ул. Цветочная, 18, кв.26.

В 2019 году был награжден медалью за достижения в районном этапе соревнований по

настольному теннису.

В 2018 году был отмечен грамотой за высокое достижение в изучении иностранных

языков (английский и французский).

В 2018 году занял первое место на городской олимпиаде по русскому языку.

В 2019 году был награжден медалью за достижения в районном этапе соревнований по

настольному теннису.

Состав семьи:

Мать – Андреева Светлана Васильевна, врач-стоматолог в городской больнице №3, 1978

года рождения.

Отец – Андреев Петр Александрович, водитель в ООО «Строймаш» , 1969 года рождения.

Брат – Андреев Максим Петрович, ученик 11 класса школы № 9, 1994 года рождения.

С 2008 по 2011 год посещал детский сад «Рябинка» № 4 в городе Бабино.

В 2011 году пошел в первый класс общеобразовательной школы № 9 в городе Бабино, где

учился по 2019 год.

С 2019 года перешел в 9 класс школы № 12 города Чехов, где прохожу обучение в

настоящее время.

.

Андреев И.П. Андреев

Работа с деформированным текстом.

- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?

- Какая лишняя информация содержится в тексте?

- Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.

Я, Ларионов Саша, родился в 2003 году в небольшой

деревеньке Чернуха, которая находится в 10 км от г.

Иваново.

Мой отец, Ларионов Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Ларионова Наталья Григорьевна, библиотекарша

сельской библиотеки.

В 2010 году я поступил в первый класс Чернухинской

средней школы № 2, куда мне приходится добираться на

попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через

нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я

занимал второе место на областных соревнованиях по

легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 февраля 2020г.

Самостоятельное составление автобиографии

Расписка

- документ с подписью, удостоверяющий получение чего-либо.

Эта деловая бумага оформляется при получении денег, ценных вещей и

документов

Расписка состоит из следующих структурных элементов:

1.

Наименование документа.

2.

Фамилия, имя, отчество, должность лица, дающего расписку.

3.

Наименование учреждения, предприятия (или лица), от которого

получено что-либо.

4.

Наименование полученного с указанием количества и суммы

(количество и сумма пишутся сначала цифрами, потом в скобках –

прописью).

5.

На основании чего (документ, распоряжение, просьба и т. д.) получены

ценности.

6.

Подпись получателя.

7.

Дата составления расписки.

Образец

Расписка.

Я, Вилкова Мария Андреевна, ученица 11 класса «А», получила от

учителя физкультуры 5 (пять) волейбольных мячей, 3 (три)

баскетбольных мяча, 6 (шесть) скакалок для проведения игры

«Весёлые старты». Обязуюсь всё вернуть после завершения игры.

Вилкова.

12 марта 2019

Задание 1.

1) Прочитайте текст. Каких элементов расписки в нем не хватает? Назовите и

допишите их.

2) Объясните, как пишутся числительные в расписке.

3) Прокомментируйте знаки препинания.

Я, Камнев Иван Петрович., получил от Липова Сергея Ивановича 8000

рублей для личных нужд.

Камнев.

4 ноября 2018 г.

Задание 2.

1) Прочитайте тексты. Найдите в них слова официально-делового стиля.

Скажите, можно ли назвать эти тексты расписками. Почему?

2) Назовите в расписках отсутствующие структурные элементы.

3) Перестройте тексты по требованиям к расписке.

I. Расписка

Я, Петров Костя, получил лыжи и лыжные ботинки. Обязуюсь вернуть их

сегодня вечером.

20 декабря.

Петров Костя.

II.

Расписка

Я, Андреева Лиза, учусь в 6 классе нашей школы. От учителя по труду

получила лопаты и метлы на весь класс для субботника 21 сентября 2003

года. Обязуюсь все вернуть.

Андреева Лиза.

III.

Я, Петров Б.Ю., получил от Борисова В.Н на время 10000 (десять тысяч

рублей) на покупку лекарств.

05.04.2019.

Петров.

Задание 3.

Прочитайте расписку и составьте к ней план. Сопоставьте ваш план со

структурными элементами расписки. Сделайте вывод о том, насколько текст

расписки составлен правильно.

Расписка

Я, ученик 11 класса гимназии № 3 г. Н.Новгорода, Зубов Владимир

Викторович, получил от руководителя спортивной школы Замыслова

Михаила Игоревича во временное пользование для туристической группы,

совершающей поездку в г.Владимир на раскопки, нижеследующее: 1) 12

(двенадцать) рюкзаков; 2) 12 (двенадцать) войлочных панам; 3) 2 (два)

волейбольных мяча; 4) 1 (одну) волейбольную сетку; 5) 2 (два) эмалированных

ведра с крышками; 6) 3 (три) брезентовые палатки; 7) 2 (два) топора; 8) 3

(три) лопаты.

Получатель:

Зубов В. В.

12 июня 2019 г.

Задание 3.

Составьте расписку в получении денег для своего класса, выданных для

покупки сувениров на праздник.

Расписка.

Я, _______________________________, получил(а)

от__________________________________(что)__________________________

__________________________________________________________________.

Обязуюсь всё вернуть.

подпись___________________

дата___________________

Заявление

- официальное обращение гражданина в государственный орган, орган

местного самоуправления, администрацию учреждения, должностному лицу.

В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо.

Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.

Заявление включает:

1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название

учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества.

Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).

2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в Род. п.

(кто? чего?) без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне

листа).

3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки;

после слова «заявления» ставится точка.

4.Текст просьбы пишется с маленькой строки.

5.Подпись заявителя (пишется внизу справа).

6.Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).

Образец

Директору МБОУ «СОШ № 3»

г. Н.Новгорода

Абрамову В.С.

ученицы 11 класса «А»

Сизовой Ольги

заявление.

Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля)

для участия в соревнованиях в спортивной школе.

Сизова

15.02.2019

Задание 1.

1) Найдите ошибки в написании заявления. Отредактируйте заявление.

2) Выделите слова, которые показывают, что это заявление.

Директору средней школы №25

г. Москвы

Ивановой А.И.

ученицы 9 класса “Б”

Таракановой Натальи.

заявление.

Дорогая Иванова А. И. прошу вас отпустить меня Лукьянову Ангелину

Игоревну пораньше от летних каникул.

01.03.2020 г.

Тараканова Наталья

Задание 2.

Оформите, поставив имена и фамилии в нужном падеже, вступительную

часть заявления.

1.Кому подано:

Валентина Гнатюк, Николай Остапенко, Елена Плеско, Владислав Седых,

Станислав Трубач, Анна Хафиз, Маргарита Реут, Марина Юдкевич.

2.От Кого подано:

Галина Мищенко, Елизавета Мерзон, Петр Белуга, Игорь Красных, Владимир

Юрко, Ирина Буалы.

Задание 3.

Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по

требованиям к этому документу.

Директору школы № 5

Прокапенко

от Кузнецова Н. П.

заявление.

Товарищ директор, к вам обращается тренер спортивной школы Кузнецов Н.

П. По такому вопросу.

Ирина Николаевна, очень прошу вас освободить меня на время от работы в

спортивных кружках, которые проходят после обеда. Я сейчас прохожу

лечение в поликлинике, справку представлю. Прошу вас не отказывать в моей

просьбе. Подписываюсь сам лично Кузнецов Н. П.

12 ноября 2019 г.

Задание 4.

1)

Составьте своё заявление с просьбой увеличить вам учебную нагрузку

по русскому языку.

2)

Составьте своё заявление с просьбой замены компьютера на ноутбук.



В раздел образования