Авторы: Григорьев Валерий Алексеевич, Новиков Кирилл Игоревич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ВУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Военно-прикладная физическая подготовка курсантов.
Раздел: высшее образование
Военно-прикладная физическая подготовка курсантов.
Военно-прикладная физическая подготовка является неотъемлемой частью
физической
подготовки.
При
этом
первоочередными
задачами
ППФП
являются
формирование
средствами
физического
воспитания
прикладных
умений и навыков, физических качеств и двигательных способностей для
выполнения
квалификационных
требований
в
соответствии
с
военно-
учётными
специальностями
для
военнослужащих.
В
свою
очередь
выполнение
поставленных
задач
возможно
при
условии
повышения
эффективности организации и содержания физической подготовки курсантов
и
соответственно
неотъемлемой
ее
части
-
профессионально-прикладной
физической подготовки.
При
определенном
разнообразии
предлагаемых
средств
для
изучаемой
категории военных специалистов можно выделить важность развития таких
физических
качеств
и
двигательных
способностей
как
сила,
быстрота,
выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей.
Так,
например,
с
помощью
упражнений
на
развитие
координационных
способностей можно тренировать не только механизмы принятия решения,
формирования
программы
действий,
но
и
механизмы
образования
и
взаимодействия
функциональных
систем,
что
необходимо
для
успешного
овладения профессиональными навыками – военно-оперативное мышление.
Некоторые
специалисты
в
качестве
средств
развития
профессионально
значимых качеств и способностей рекомендуют использовать спортивные
игры
и
борьбу.
В
работах
других
исследователей
утверждается,
что
проявление такого качества как быстрота требует от курсанта не только
хорошего развития локомоторного аппарата, но и способствует развитию
мыслительной
деятельности,
сокращает
время
сенсомоторных
реакций,
увеличивает скорость переработки информации.
Проведению
занятий
по
физической
культуре
с
применением
военно-
прикладных физических упражнений предшествует тщательная подготовка
места занятий в спортивном зале и самого инвентаря. Важно помнить об
обеспечении
условий
безопасности
на
занятиях
по
физической
культуре,
учитывая
готовность
студентов
к
выполнению
данных
физических
упражнений.
При
необходимости
и
при
применении
соревновательного
методасложные или новые для студентов военно-прикладные физические
упражненияизучаются,
формируются
специфические
военно-прикладные
умения.
С
целью
совершенствования
системы
военно-прикладной
физической
подготовки
курсантов
в
высшем
военном
учреждении
целесообразно
построение
процесса
физической
подготовки,
выделяя
четыре
этапа
их
профессионального становления: адаптация к условиям воинской службы,
первоначальное
обучение,
закрепление
профессиональных
навыков
и
умений, совершенствование боевого мастерства.
Такой подход носит общий характер и может находить применение при
построении физической подготовки курсантов вузов различных видов войск,
в том числе пограничного профиля, так как они отражает присущие любому
процессу физической подготовки курсантов закономерности.
Наиболее
эффективным
методом
совершенствования
военно-прикладных
умений и навыков, а также воспитанияспецифических скоростной и силовой
выносливости, является метод комплексных воздействий.
Хороший
результат
показал
метод
«круговой
тренировки»,
выполнение
учебных заданий происходит поточно (индивидуально) или «по станциям» в
составе небольших групп. При выполнении работы по станциям, группы
студентов выполняют учебное задание на одном учебном месте (станции), а
за тем, по сигналу преподавателя, переходят к другому. При выполнении
заданий
поточно,
студенты
поочередно
выполняют
военно-прикладные
физические упражнения, без остановок на отдых, пока не пройдут круг
полностью.
Важно
чередовать
нагрузку
на
различные
группы
мышц,
контролировать
соблюдение
дистанции
и
3290
правильность
выполнения
упражнения. В качестве примера применения метода круговой тренировки
поточно мы можем привести следующую последовательность выполнения
военно-прикладных физических упражнений:
1. Метание гранат (3 гранаты).
2. Переноска «раненного».
3. Лазание по гимнастической стенке.
4. Метание ножа.
5. Стрельба из пневматической винтовки.
6. Переползание.
7. Одевание ОЗК и противогаза.
8. Переноска «боеприпасов» (гири).
9. Лазание по канату.
10. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой.
(15раз).
11. Поднимание скамейки.
12. Сборка или разборка автомата.
Последовательность
выполнения
военно-прикладных
физических
упражнений
в
круговой
тренировке
может
быть
различной,
по
выбору
преподавателя.
Нагрузка
может
варьироваться
не
только
при
помощи
количества
упражнений,
также
количеством
выполнения
упражнения
и
количеством
кругов.
Выполнение
круга
на
время
придает
элемент
соревнования и, соответственно, сложности и эмоциональности, повышая
мотивацию.
Специфика военно-прикладной физической подготовки курсантов военных
вузов заключается в
развитии необходимых в оперативной деятельности
профессиональных
умений
и
навыков,
психофизических
качеств
и
двигательных
способностей.
Установлено,
что
после
реализации
метода
комплексных воздействий показатели в ЭГ достоверно улучшились (Р < 0,05)
во всех шести тестовых упражнениях, а в КГ лишь в некоторых.