Автор: Алаева Гиляна Дорджиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа им. Н. Манджиева"
Населённый пункт: п. Комсомольский, Республика Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование
Развитие познавательного интереса на уроках математики
в начальных классах
Алаева Гиляна Дорджиевна
Ученик должен учиться победно!
В. Ф. Шаталов
Развитие
познавательного
интереса
учащихся
к
учению
–
важное
средство
повышения
качества
обучения.
Это
особенно
важно
в
начальной
школе, когда только закладываются и определяются постоянные интересы к
предмету.
Одно
из
важнейших
факторов
развития
интереса
к
учению
–
понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала.
В
исследованиях
ученых
выделяются
показатели
развития
познавательного интереса детей: появление вопросов, стремление наблюдать,
длительно
рассматривать
объект,
выяснять
свойства
и
особенности,
интересующих
ребенка
предметов
и
явлений,
эмоционально-познавательная
активность,
проявляющаяся
в
беседах,
в
обсуждении
увиденного
со
сверстниками и взрослыми.
Изучив научную литературу, исходя из практики педагогической работы,
приходим
к
выводу,
что
познавательный
интерес
ребенка
необходимо
формировать.
Перечислим
основные
правила,
сформулированные
Л.И.
Божович,
которыми может пользоваться учитель, формируя познавательные интересы
детей:
-
необходимо
постепенно
переходить
от
естественных
интересов
к
прививаемым;
- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни
совершенно
новым,
ни
уже
хорошо
известным,
делая
возможным
его
дальнейшее исследование;
- материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его
вокруг одного стержня».
Роль математики в этом отношении исключительна велика. Ни один
школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в
развитии
мышления
учащихся.
Причина
столь
исключительной
роли
математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в
школе,
в
ней
наиболее
высокий
уровень
абстракции
и
в
ней
наиболее
естественным
способом
изложения
является
способ
восхождения
от
абстрактного к конкретному. Основная задача – формирование у учащихся
устойчивого интереса к предмету и развитие у них логического мышления,
геометрического воображения.
Для привития интереса учащихся начальных классов к математике, для
развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных
средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, и
творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение
внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности
возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему
интересна.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном
для
ученика
уроке,
когда
ему
интересен
предмет
изучения.
И
наоборот,
воспитать
у
детей
глубокий
интерес
к
знаниям
и
потребность
в
самообразовании
-
это
означает
пробудить
познавательную
активность
и
самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
Пробуждать интерес к предмету, это значит не просто осуществлять
передачу
опыта,
но
и
укреплять
веру
в
свои
силы
у
каждого
ученика
независимо от его способностей.
Важнейшими условиями развития познавательного интереса учащихся
на уроках и во внеурочное время являются умение самостоятельно работать и
получать знания. Говоря о формировании у школьников самостоятельности,
необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из
них заключается в том, чтобы развить у учащихся
самостоятельность в
познавательной
деятельности,
научить
их
самостоятельно
овладевать
знаниями; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять
имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Обучение
в
начальной
школе
вмещает
в
себя
очень
большой
объём
знаний.
Данные знания необходимо
дать
детям
не
только
в
теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки.
Для успешного обучения современного ребёнка необходимо
создание
определённых
условий
н а
уроке,
которые способствуют
развитию интереса к процессу обучения.
Развитие познавательного интереса младших школьников невозможно
без
применения
определённых
методов
и
приёмов
обучения.
Урок
математики может стать скучным и малоэффективным.
Подбирать
материал
к
урокам
математики
нужно
так,
чтобы
ориентировать на развитие мышления, творческих способностей учащихся,
их интереса к предмету.
Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым
д е й с т в е н н ы м
с р е д и
в с е х
м о т и в о в
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную
деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению
различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными
средствами.
Одним из них является занимательность. Элементы занимательности,
игра,
все
необычное,
неожиданное
вызывает
у
детей
богатое
своими
последствиями
чувство
удивления,
живой
интерес
к
процессу
познания,
помогают им усвоить любой учебный материал.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя
учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать
множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном
счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает
интерес
к
победе,
а
отсюда
–
стремление
быть
быстрым,
собранным,
находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В
играх,
особенно
коллективных,
формируются
и
нравственные
качества
личности.
У
них
развиваются
чувство
ответственности,
коллективизма,
воспитывается дисциплина, воля, характер.
Назначение
занимательно сти,
отмечает
С.В.
Кул ь н е в и ч ,
первоначальный
толчок
к
познавательному
интересу;
опора
для
эмоциональной
памяти,
средство
запоминания;
средство
эмоционального
тонуса.
На
уроках
математики
я
использую
различные игровые
и
занимательные задания, дидактические игры:
Задания на нахождение закономерности:
1.
Однажды Незнайка решая логические задачи, наткнулся на одну из
н и х .
И
т о л ь ко
с а м
З н а й к а
с м о г
о т г а д а т ь
э т у
з а г а д к у .
Нужно определить, какая буква скрывается под знаком вопроса?
И И А С О Н Д Я Ф М А ?
Ответ: М
Каждая буква, это первая буква названия месяца, начиная с И – Июня
2.
Отгадайте
закономерность,
ну
или
посл едовательность:
1
11
21
1211
111221
Ответ: 312211
Каждый следующий раз, объясняет предыдущий. То-есть:
1 - одна(1) единица(1). Мы имеем в скобках число 11.
11 - Две(2) единицы(1). Мы имеем в скобках число 21.
21 - Одна(1) двойка(2), одна(1) единица(1). В скобках число 1211.
1211 - одна(1) единица(1), одна(1) двойка(2), две(2) единицы(1). 111221
111221 - три(3) единицы(1), две(2) двойки(2), одна(1) единица(1). 312211
3.
Какое число должно быть следующим?
77, 49, 36, 18 ...
Ответ: 8
Каждое новое число получается произведением двух цифр предыдущего
числа
7 * 7 = 49
4 * 9 = 36
3 * 6 = 18
1 * 8 = 8
Игры со спичками:
1. На рисунке фигура – «корова». Переложите всего две спички так, чтобы
она смотрела в другую сторону.
ответ:
2. В данной фигуре 6 квадратов. Уберите 3 спички, у вас должно получиться
4 квадрата.
ответ:
Математические ребусы:
Ответ:
210.
Решение
Если от числа отнять равное ему число, получим
0. Начнем решение, используя названный тезис.
Л
−
Л
=
Й ,
з н а ч и т ,
Й
=
0 .
Самая большая цифра — 5. Из условия задачи
известно,
что
У
=
4,
значит
Е
=
5,
А
=
1.
За
буквами
Л
и
М
зашифрованы
оставшиеся
цифры 2 и 3. М > Л. Соответственно, М = 3, а Л
=
2 .
352 − 142 = 210
Математические фокусы:
1.
Попросите
любого
ученика
задумать
число.
Потом
это
число
ученик
должен умножить на 2, прибавить к результату 8, разделить результат на 2
и задуманное число отнять. В результате вы смело называете число 4.
Пример. Ученик задумал число 7.
1)
7х2=14 2) 14+8=22 3) 22:2=11 4) 11-7=4
Использую
на
уроках
элементы
здоровьесберегающих
технологий
профессора
В.
Ф.Базарного:
физкультминутки
для
глаз
с
помощью
расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода
т р а е кто р и и ,
п о
кото р ы м
д е т и
« бе г а ют
гл а з а м и ,
бу м а ж н ы е
офтальмотренажёры, например, пирамидки или тарелки с разноцветными
кружками.
Задания:
•
найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковые тарелки;
•
сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зелёных, жёлтых;
•
найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Использование ИКТ.
Современные
интерактивные
средства
обучения
позволяют
интенсифицировать
многие
традиционные
виды
учебно-познавательной
деятельности, облегчить понимание учащихся сути изучаемых зависимостей
или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по
открытию
нового.
Возможности
мультимедиа
позволяют
сделать
урок
насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. При проведении уроков
использую
компьютерные
презентации
на
различных
этапах
урока:
для
проведения
устного
счёта,
в
качестве
тренажёра
при
формировании
вычислительных
навыков,
для
осуществления
самоконтроля
,
при
проведении физкультминуток.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать » - гласит народная
пословица. Общеизвестно, что большую часть информации мы получаем
визуально. Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики –
принцип
наглядности
–
значит
обеспечить
высокий
уровень
усвоения
предлагаемого материала.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура
урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все
основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.
Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и
несет
познавательную
нагрузку.
Это
необходимое
условие
успешности
обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без
воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
Кроме
того,
с
помощью
презентации
можно
использовать
разнообразные
формы
организации
познавательной
деятельности:
фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
для объявления темы урока;
при объяснении учителем нового материала;
как информационно – обучающее пособие;
для контроля знаний.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть
интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит
мысль, вызывает желание понять явление.
Психологами
доказано,
что
знания,
усвоенные
без
интереса,
не
окрашенные
собственными
положительными
эмоциями,
не
становятся
полезными – это мертвый груз.
Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня
детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу
подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. М., 2002.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Владос.2001.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Соб. соч.
в 6 томах, том 3-М.: Наука, 1983.
4. Гин А. . Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. Вита-
пресс. Москва 2002г.