Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Вариативные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Вариативные формы взаимодействия
учителя-логопеда с родителями детей с ТНР.
Взаимодействие
и
сотрудничество
учителя-логопеда
с
родителями
в
настоящее время особенно актуально. Непонимание родителями важности
заниматься развитием речи своих детей, недостаточная компетентность
–
основные
причины
создавшейся
проблемной
ситуации.
Задача
логопеда
рассказать, объяснить, научить и при этом увлечь, заинтересовать. Ведь все
родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились
легко и с интересом. Этого добиться непросто, особенно если дошкольник
имеет
общее
недоразвитие
речи,
для
которого
характерны
нарушение
связности
и
последовательности
изложения,
смысловые
пропуски,
выраженная
ситуативность
и
низкий
уровень
фразовой
речи
наряду
с
бедностью
активного
словаря,
нарушенным
звукопроизношением,
аграмматизмами.
Сложной
проблемой
взаимодействия
педагогов
детского
сада
и
семьи
является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию детей.
Необходимо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии
ребёнка
значима,
что
все
усилия
педагогов
без
их
помощи
будут
недостаточны, а иногда и безрезультатны.
Опыт
работы
показывает,
что
взаимодействие
детского
сада
и
семьи
–
необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т. к.
наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют
согласованно.
Хочу представить вашему вниманию мои наработки в этом направлении: как,
помимо
традиционных
форм
заинтересовать
родителей
в
коррекционной
работе с их детьми. Это направление в работе я назвала «Творческие задания
«Творим вместе».
Творческие задания – это вид совместной деятельности ребёнка и родителей
в системе коррекционной работы для закрепления изученной лексической
темы.
Творческое
задание
–
рисунок,
выполненный
ребёнком
вместе
с
родителями по заданию логопеда.
Чем же хорош этот вид деятельности?
Необходимо отметить, что изобразительная деятельность благоприятна для
развития речи. Особенно это касается детей с ТНР. Такой вид деятельности
даёт возможность углубить представления детей об окружающих предметах
(что необходимо для закрепления материала по изученной лексической теме),
способствует умственной и речевой активности, развивает мелкую моторику
пальцев рук, даёт ценнейшую в наше время возможность общения ребёнка с
родителями. Родителям я рассказываю, что в конце недели на закрепление
лексической темы будет даваться творческое задание. В индивидуальных
тетрадях будет написано, на какую тему выполнить рисунок. Это может быть
заданный
предмет,
например,
чайный
сервиз
на
тему
«Посуда»,
или
же
рисунок на тему «Пришла весна», или «Кем я хочу стать». Родителей ввожу в
поэтапность работы
по лексической теме: работа воспитателя в течение
недели, использование темы на занятиях логопеда, закрепление материала в
домашних условиях. Такая последовательность даёт хорошие результаты в
системе
коррекционной
работы
с
детьми.
Необходимо
акцентировать
внимание на то, что творческое задание – это совместное творчество детей и
родителей, а не одних родителей или одних детей. Были такие случаи, когда
дети
приносили
рисунки,
явно
выполненные
без
участия
детей.
«Ответственные» родители, забывая выполнить в течение выходных задание,
сами вечером рисовали рисунок. На собрании сразу оговаривалось, что такие
варианты недопустимы. В индивидуальной форме провожу консультирование
родителей при возникновении вопросов во время выполнении работы.
Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для
ребёнка, а на первых этапах работы и для родителей, сохранялась «ситуация
успеха»,
чтобы
занятие
приносило
радость.
В
этих
условиях
у
детей
и
взрослых
формируется
уверенность
в
собственных
силах,
эмоционально-
положительное отношение к коррекционной работе.
Творческое
задание
имеет
большое
познавательное,
воспитательное
и
коррекционное значение. Отмечается, что дети быстрее и полнее усваивают
речевой материал. Важно то обстоятельство, что ребёнок при выполнении
такого
задания
опирается
одновременно
на
несколько
анализаторов:
зрительный, слуховой, тактильный. Это оказывает положительное влияние на
развитие речи. Важно отметить, что оречевлённые действия детей становятся
более совершенными, осмысленными, целенаправленными.
Формирование
представлений
о
предмете
и
явлениях
требует
от
детей
усвоения знаний об их свойствах и признаках. Логопед и воспитатели в
течение недели выделяют эти свойства путём сравнения предметов, учат
детей находить сходства и различия.
Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать
предмет,
видеть
его
составные
части,
сравнивать
их
и
в
тоже
время
воспринимать в целом.
Процесс выполнения творческого задания сопровождается у детей живой
работы
мысли
и
воображения.
Ребёнок
испытывает
удовольствие,
рисуя
вместе со своими родителями. Ребёнок должен быть постоянно уверен, что
родитель в любую минуту придёт ему на помощь. Ребёнка привлекаю яркие
краски,
карандаши.
Совместное
творчество
базируется
на
таких
дидактических принципах, как переход от простого к сложному, системность
и последовательность при изучении материала, который подобран с учётом
актуальности тем для детей.
Изображение
предмета,
даже
самого
элементарного,
при
выполнении
творческого задания предполагает наличие достаточно ясных преставлений о
нём. В форме диалога родители узнают от тех знаниях, которыми владеет их
ребёнок, пополняют словарь ребёнка своей информацией по данной теме,
одновременно выполняя задания из «Уголка для родителей».
Формирование
представлений
о
предмете
и
явлениях
требует
от
детей
усвоения знаний об их свойствах и признаках. Логопед и воспитатели в
течение недели выделяют эти свойства путём сравнения предметов, учат
детей
находить
сходства
и
различия.
Постепенно
дети
приобретают
способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные
части, сравнивать их и в тоже время воспринимать в целом.
Процесс выполнения творческого задания сопровождается у детей живой
работы
мысли
и
воображения.
Ребёнок
испытывает
удовольствие,
рисуя
вместе со своими родителями. Ребёнок должен быть постоянно уверен, что
родитель в любую минуту придёт ему на помощь. Ребёнка привлекаю яркие
краски,
карандаши.
Совместное
творчество
базируется
на
таких
дидактических принципах, как переход от простого к сложному, системность
и последовательность при изучении материала, который подобран с учётом
актуальности тем для детей.
Выставки
совместного
творчества
детей
и
их
родителей
на
закрепление
изученной лексической темы проходят в нашей группе в понедельник.
Такие
творческие
работы
дают
огромное
поле
деятельности
в
их
использовании на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Здесь можно
отрабатывать разные направления в логопедической работе: автоматизацию
звуков,
закреплять
навыки
звуко-слогового
анализа
слов,
лексико-
грамматического строя речи. Также мы можем закреплять умения определять
место звука в слове, определять слово по первому и последнему звуку, делить
слова
на
слоги,
различать
одушевлённые
и
неодушевлённые
предметы,
согласовывать
существительные
и
числительные
и
т.
д.
Всё
это
идёт
параллельно с развитием всех психических функций.
Данная практика взаимодействия с родителями показывает себя достаточно
эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом
занимаются с логопедом и родителями. Повышается уровень психического и
речевого
развития
детей,
активность
и
компетентность
родителей
в
коррекционном процессе.