Напоминание

"Вариативные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ТНР"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Вариативные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Вариативные формы взаимодействия

учителя-логопеда с родителями детей с ТНР.

Взаимодействие

и

сотрудничество

учителя-логопеда

с

родителями

в

настоящее время особенно актуально. Непонимание родителями важности

заниматься развитием речи своих детей, недостаточная компетентность

основные

причины

создавшейся

проблемной

ситуации.

Задача

логопеда

рассказать, объяснить, научить и при этом увлечь, заинтересовать. Ведь все

родители хотят, чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе, учились

легко и с интересом. Этого добиться непросто, особенно если дошкольник

имеет

общее

недоразвитие

речи,

для

которого

характерны

нарушение

связности

и

последовательности

изложения,

смысловые

пропуски,

выраженная

ситуативность

и

низкий

уровень

фразовой

речи

наряду

с

бедностью

активного

словаря,

нарушенным

звукопроизношением,

аграмматизмами.

Сложной

проблемой

взаимодействия

педагогов

детского

сада

и

семьи

является поиск форм приобщения родителей к речевому развитию детей.

Необходимо убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии

ребёнка

значима,

что

все

усилия

педагогов

без

их

помощи

будут

недостаточны, а иногда и безрезультатны.

Опыт

работы

показывает,

что

взаимодействие

детского

сада

и

семьи

необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т. к.

наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют

согласованно.

Хочу представить вашему вниманию мои наработки в этом направлении: как,

помимо

традиционных

форм

заинтересовать

родителей

в

коррекционной

работе с их детьми. Это направление в работе я назвала «Творческие задания

«Творим вместе».

Творческие задания – это вид совместной деятельности ребёнка и родителей

в системе коррекционной работы для закрепления изученной лексической

темы.

Творческое

задание

рисунок,

выполненный

ребёнком

вместе

с

родителями по заданию логопеда.

Чем же хорош этот вид деятельности?

Необходимо отметить, что изобразительная деятельность благоприятна для

развития речи. Особенно это касается детей с ТНР. Такой вид деятельности

даёт возможность углубить представления детей об окружающих предметах

(что необходимо для закрепления материала по изученной лексической теме),

способствует умственной и речевой активности, развивает мелкую моторику

пальцев рук, даёт ценнейшую в наше время возможность общения ребёнка с

родителями. Родителям я рассказываю, что в конце недели на закрепление

лексической темы будет даваться творческое задание. В индивидуальных

тетрадях будет написано, на какую тему выполнить рисунок. Это может быть

заданный

предмет,

например,

чайный

сервиз

на

тему

«Посуда»,

или

же

рисунок на тему «Пришла весна», или «Кем я хочу стать». Родителей ввожу в

поэтапность работы

по лексической теме: работа воспитателя в течение

недели, использование темы на занятиях логопеда, закрепление материала в

домашних условиях. Такая последовательность даёт хорошие результаты в

системе

коррекционной

работы

с

детьми.

Необходимо

акцентировать

внимание на то, что творческое задание – это совместное творчество детей и

родителей, а не одних родителей или одних детей. Были такие случаи, когда

дети

приносили

рисунки,

явно

выполненные

без

участия

детей.

«Ответственные» родители, забывая выполнить в течение выходных задание,

сами вечером рисовали рисунок. На собрании сразу оговаривалось, что такие

варианты недопустимы. В индивидуальной форме провожу консультирование

родителей при возникновении вопросов во время выполнении работы.

Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для

ребёнка, а на первых этапах работы и для родителей, сохранялась «ситуация

успеха»,

чтобы

занятие

приносило

радость.

В

этих

условиях

у

детей

и

взрослых

формируется

уверенность

в

собственных

силах,

эмоционально-

положительное отношение к коррекционной работе.

Творческое

задание

имеет

большое

познавательное,

воспитательное

и

коррекционное значение. Отмечается, что дети быстрее и полнее усваивают

речевой материал. Важно то обстоятельство, что ребёнок при выполнении

такого

задания

опирается

одновременно

на

несколько

анализаторов:

зрительный, слуховой, тактильный. Это оказывает положительное влияние на

развитие речи. Важно отметить, что оречевлённые действия детей становятся

более совершенными, осмысленными, целенаправленными.

Формирование

представлений

о

предмете

и

явлениях

требует

от

детей

усвоения знаний об их свойствах и признаках. Логопед и воспитатели в

течение недели выделяют эти свойства путём сравнения предметов, учат

детей находить сходства и различия.

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать

предмет,

видеть

его

составные

части,

сравнивать

их

и

в

тоже

время

воспринимать в целом.

Процесс выполнения творческого задания сопровождается у детей живой

работы

мысли

и

воображения.

Ребёнок

испытывает

удовольствие,

рисуя

вместе со своими родителями. Ребёнок должен быть постоянно уверен, что

родитель в любую минуту придёт ему на помощь. Ребёнка привлекаю яркие

краски,

карандаши.

Совместное

творчество

базируется

на

таких

дидактических принципах, как переход от простого к сложному, системность

и последовательность при изучении материала, который подобран с учётом

актуальности тем для детей.

Изображение

предмета,

даже

самого

элементарного,

при

выполнении

творческого задания предполагает наличие достаточно ясных преставлений о

нём. В форме диалога родители узнают от тех знаниях, которыми владеет их

ребёнок, пополняют словарь ребёнка своей информацией по данной теме,

одновременно выполняя задания из «Уголка для родителей».

Формирование

представлений

о

предмете

и

явлениях

требует

от

детей

усвоения знаний об их свойствах и признаках. Логопед и воспитатели в

течение недели выделяют эти свойства путём сравнения предметов, учат

детей

находить

сходства

и

различия.

Постепенно

дети

приобретают

способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные

части, сравнивать их и в тоже время воспринимать в целом.

Процесс выполнения творческого задания сопровождается у детей живой

работы

мысли

и

воображения.

Ребёнок

испытывает

удовольствие,

рисуя

вместе со своими родителями. Ребёнок должен быть постоянно уверен, что

родитель в любую минуту придёт ему на помощь. Ребёнка привлекаю яркие

краски,

карандаши.

Совместное

творчество

базируется

на

таких

дидактических принципах, как переход от простого к сложному, системность

и последовательность при изучении материала, который подобран с учётом

актуальности тем для детей.

Выставки

совместного

творчества

детей

и

их

родителей

на

закрепление

изученной лексической темы проходят в нашей группе в понедельник.

Такие

творческие

работы

дают

огромное

поле

деятельности

в

их

использовании на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Здесь можно

отрабатывать разные направления в логопедической работе: автоматизацию

звуков,

закреплять

навыки

звуко-слогового

анализа

слов,

лексико-

грамматического строя речи. Также мы можем закреплять умения определять

место звука в слове, определять слово по первому и последнему звуку, делить

слова

на

слоги,

различать

одушевлённые

и

неодушевлённые

предметы,

согласовывать

существительные

и

числительные

и

т.

д.

Всё

это

идёт

параллельно с развитием всех психических функций.

Данная практика взаимодействия с родителями показывает себя достаточно

эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом

занимаются с логопедом и родителями. Повышается уровень психического и

речевого

развития

детей,

активность

и

компетентность

родителей

в

коррекционном процессе.



В раздел образования