Напоминание

"Развиваем мелкую моторику пальчиков – развиваем речь"


Автор: Маснова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 157 г. Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развиваем мелкую моторику пальчиков – развиваем речь"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Маснова Ольга Ивановна

воспитатель МДОУ «Д/с № 157»

г.Магнитогорска

Развиваем мелкую моторику пальчиков – развиваем речь.

Движение руки всегда тесно связано

с речью и способствует её развитию

В.М.Бехтерев

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они

здоровы,

не

страдают

нарушениями

слуха

или

поражением

центральной

нервной системы. Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень

речевого

общения

детей

с

окружающими

людьми.

Родителям

обычно

рекомендовали больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с

малышом

при

каждой

возможности,

но

ребенок

продолжает

объясняться

отдельными звуками и жестами. Так в чем же причины задержки речи?

Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики

детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение

функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым,

Л.А.

Кукуевым,

и

др.,

показывают,

что

существует

онтогенетическая

взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки

исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на

становление речевой функции. Развивая мелкую моторику у ребенка, и, тем

самым,

стимулируя

соответствующие

отделы

мозга,

а

точнее

его

центры,

отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень

близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за

речь.

Сотрудники

Института

физиологии

детей

и

подростков

АПН

РФ

установили,

что

существует

прямая

взаимосвязь

развития

речи

с

уровнем

развития общей мелкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем

лучше развита речь.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет

довольно

обширное

представительство

в

коре

больших

полушарий

мозга.

Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции

слогов.

Ученые

(Л.В.

Антакова-Фомина,

Т.Ю. Гогберашвили,

Е.Г. Гришина,

С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что около трети всей

площади

двигательной

проекции

коры

головного

мозга

занимает

проекция

кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга

речевая

область

расположена

рядом

с

двигательной,

поэтому

работа

по

формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как

необходимая

составная

часть

комплексной

системы

коррекционно-

педагогического воздействия.

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук

на

развитие

головного

мозга

человека.

Древние

китайцы

утверждали,

что

упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум,

положительно

влияют

на

деятельность

мозга.

Каждый

палец

руки

имеет

довольно

обширное

значение

в

коре

больших

полушарий

мозга.

Развитие

тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны

современным

детям.

Ведь

сейчас

малыши,

к

сожалению,

мало

тренируют

движения пальчиков рук на одежде и обуви – липучки вместо пуговиц или

шнуровок, книжки и пособия все больше продаются с наклейками вместо

картинок для вырезания, наши дети редко делают что-то своими руками, мало

кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает

маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные

принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного

возраста

отразилась

и

на

развитии

мелкой

моторики

руки,

которая

ранее

развивалась

в

быту

незаметно,

без

специальной

тренировки.

Сейчас

же

развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий

с малышами.

В связи с этим, развитию руки и мелкой моторики необходимо уделять

большое внимание. Именно через развитие мелкой моторики можно и нужно

стимулировать развитие речи наших детей.

Решение этой задачи возможно во многих видах деятельности: во время

развития

навыков

самообслуживания,

на

занятиях

по

конструированию,

рисованию, лепке, аппликации, познавательно-исследовательской деятельности,

в процессе игр с песком, с водой, с предметами домашнего обихода (с крупой, с

пуговицами, с прищепками, с бусинами, с пробками, с решеткой) и т.д.

На развитие речи детей большое влияние оказывают пальчиковые игры и

упражнения. Но важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а

то, какие упражнения и как проводятся с малышом. И поэтому либо будет

результат таких игр и упражнений, либо его не будет. И зависит это от того,

задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой

моторики моторное

планирование.

Что

это

такое?

Моторное

планирование

находится

между

идеей

и

совершением

действий. Есть

автоматические

движения,

которые

не

требуют

моторного

планирования

и

совершаются

привычным

способом.

А

моторное

планирование

появляется

тогда,

когда

появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда

необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное

планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих

случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у

малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и

пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? Нужно знать и помнить, что

моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных

ситуаций, новых материалов, новых действий.

Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но

много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это

не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну

и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык.

Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной!

Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый

производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А

именно

моторное

планирование

обеспечивает

развивающее

действие

упражнений! Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой

моторики, важно какие

упражнения мы

делаем

с

ребенком

и как.

Главный

принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой –

если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро

делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается?

Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор,

пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И

идем дальше к освоению новых движений. Нужно делать такие комплексы

сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть

каждый день (по 4-5 минут).

Что включает развитие мелкой моторики у детей раннего возраста:

1.

Хватательные движения:

Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или

двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо

учесть его форму, величину, расположение, детали.

Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)

Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим

(пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши,

пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и

движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё

более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям,

которые показывает взрослый.

Развиваются

эти

умения

не

только

в

процессе

специальной

пальчиковой

гимнастики, но и:

во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,

во

время

трудовых

поручений

3

лет

полить,

протереть

пыль,

протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),

в

изобразительной

деятельности

рисование,

лепка,

аппликация,

конструирование,

в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов

– заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

В возрасте трех лет уменьшаем предметы, «утончаем» моторику. Играем в

пальчиковый театр, где каждый персонаж надевается на отдельный пальчик, и

ребенок показывает сказку.

В качестве игр для развития мелкой моторики используем мозаику и

конструктор, но заменяем их более сложными игрушками с мелкими деталями.

Играем в игры: «Найди и назови» - мелкие игрушки прячем в емкости с крупой.

Малыш на ощупь должен найти игрушку и определить, не глядя, что он нашел;

«Юные искатели» - дети на ощупь находят пуговицы в емкости с крупой; игра

«Юные художники» - на панно пристегиваются цветочки под цвет пришитых

пуговиц (поляна), на деревья пристегиваются красные и желтые яблоки (сад). В

играх с шнуровками усложняем задачу: теперь при помощи шнурочка ребенку

нужно

будет

соединить

несколько

предметов

одновременно.

Например,

пришнуровать фрукты (цветы) к дереву и т.д.

Была разработана картотека

игр, способствующая интеллектуальному

развитию детей, развитию речи, расширению словарного запаса. Выполняя

задания, ребенок учится выделять группы сходных предметов по определенным

признакам, давать им названия, координировать движения рук, различать и

называть

геометрические

фигуры,

цвета,

классифицировать

предметы

по

противоположным

признакам

(«длинный

-

короткий»,

«широкий

-

узкий»,

«толстый - тонкий», «большой - маленький»).

Игра «Змейки»

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую

моторику рук.

Материал: пробки разных цветов, шнурки таких же цветов.

Ход

игры:

предложить

ребенку

«собрать

змейку»

желтого,

красного,

зеленого, синего цветов, нанизывая пробки на цветной шнурок.

Игра «Веселые стаканчики»

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую

моторику рук.

Материал: стаканчики и палочки красного, зеленого, синего и желтого

цветов.

Ход

игры:

предложить

ребенку

расставить

палочки

по

стаканчикам,

подобрав их по цвету. Можно положить в стаканчики палочки разного цвета и

попросить ребенка исправить ошибку, расставив палочки по своим местам.

Игра «Цветные коврики»

Цель игры: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую

моторику рук.

Материал: салфетки для мытья посуды разного цвета (коврики); мелкие

предметы, вырезанные из салфеток для мытья посуды.

Ход игры: предложить ребенку взять вырезанный предмет, назвать его

цвет и «спрятать» на коврике так, чтобы его было не видно.

Игра «Чудесные дорожки»

Цель игры: учить различать и называть цвета, развивать мелкую моторику

рук.

Материал: ленточки разных цветов, решетка для раковины, на которой

приклеены разноцветные кружки.

Ход игры: предложить ребенку взять красную ленточку и продеть её в

дорожку,

обозначенную

красным

цветом.

То

же

самое

нужно

проделать

с

остальными ленточками.

Игра «Тяни резиночку, тяни…»

Цель

игры:

развивать

умение

классифицировать

предметы

по

противоположным признакам («длинный - короткий»), учить детей различать и

называть цвета.

Материал:

деревянная

разделочная

доска,

на

котором

закреплены

канцелярские гвоздики разных цветов на одинаковом расстоянии друг от друга,

канцелярские резинки разных цветов.

Ход игры: предложить ребенку взять канцелярскую резинку, назвать её

цвет и натянуть на гвоздики так, чтобы получилась длинная дорожка. Затем

попросить ребенка взять другую резинку, назвать её цвет и сделать короткую

дорожку.

Игра «Длинный - короткий»

Цель

игры:

развивать

умение

классифицировать

предметы

по

противоположным

признакам

(«длинный

-

короткий»),

развивать

мелкую

моторику кистей рук, координацию движений; закреплять основные цвета.

Материал: вырезанные из решетки для раковины дорожки – длинная и

короткая, цветные ленточки.

Ход игры: предложить ребенку зеленую ленточку продеть в длинную

дорожку, а синюю – в короткую и т.д.

Игра «Найди червячка»

Цель

игры:

развивать

умение

классифицировать

предметы

по

противоположным признакам («толстый - тонкий»).

Материал:

контейнер,

наполненный

фасолью,

толстые

и

тонкие

веревочки.

Ход игры: предложить ребенку найти в фасоли «червячков» - толстых и

тонких с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами.

Игра «Большой - маленький»

Цель

игры:

развивать

умение

классифицировать

предметы

по

противоположным признакам («большой - маленький»).

Материал:

контейнер,

наполненный

фасолью,

большие

и

маленькие

пуговицы.

Ход игры: предложить ребенку найти в фасоли пуговицы – большие и

маленькие - с открытыми глазами или на ощупь, с закрытыми глазами.

Игра «Широкий - узкий»

Цель

игры:

развивать

умение

классифицировать

предметы

по

противоположным

признакам

(«широкий

-

узкий»);

развивать

координацию

движений указательного и среднего пальцев.

Материал: вырезанные из решетки для раковины дорожки – широкая и

узкая.

Ход игры: предложить ребенку пальчиками (указательным и средним)

«шагать» по широкой дорожке, затем – по узкой.

Игра «Накорми снеговика»

Цель

игры:

научить

детей

различать

и

называть

цвета;

проталкивать

мелкие предметы в отверстия; развивать мелкую моторику рук.

Материал:

бутылочки

из-под

йогурта,

на

которые

надеты

шапочки

и

шарфики разных цветов, глаза нарисованы, на месте рта проделано отверстие;

разноцветные пуговицы.

Ход

игры:

предложить

ребенку

«накормить»

снеговиков

цветными

«конфетами» (пуговицами), подобрав их по цвету одежды.

Игра «Чудо - прихватки»

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,

квадрат, треугольник) и цветах (красный, желтый, зеленый, синий); развивать

мелкую моторику кистей рук.

Материал:

прихватки,

геометрические

фигуры

из

плотной

ткани

различных цветов, пуговицы.

Ход

игры:

предложить

ребенку

на

одну

прихватку

пристегнуть

треугольники, называя их цвет, на другую – круги и т.д.

Игра «Веселая геометрия»

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,

квадрат, треугольник) и цветах (красный, желтый, зеленый, синий); развивать

зрительное внимание, мелкую моторику кистей рук.

Материал: вырезанные из картона разноцветные геометрические фигуры,

полоски размером 5 х 20 см.

Ход игры: предложить ребенку «спрятать» геометрические фигуры на

полосках так, чтобы их стало не видно.

Игра «Найди домик»

Цель игры: закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг,

квадрат, треугольник, прямоугольник) и цветах (красный, желтый, зеленый,

синий); развивать зрительное внимание, мелкую моторику кистей рук.

Материал: вырезанные из картона разноцветные геометрические фигуры,

вкладыши

соответствующей

формы

(наклеенные

на

белый

картон

черные

трафареты фигур).

Ход игры: предложить ребенку назвать фигурку, её цвет и найти для неё

домик.

Данные

игры

способствовали

интеллектуальному

развитию

детей,

овладению детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости.

Сравнительный анализ начала и конца года подтверждает, что у большинства

детей руки становятся сильнее, координация и ловкость движений улучшается,

расширяется словарный запас, происходят изменения и в уровне развития речи.

Таким

образом,

тренировка

движений

пальцев

и

всей

кисти

рук

является

важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Список литературы

1.

Актуальные

проблемы

нейропсихологии

детского

возраста

//

[Под

ред.

Л.С. Цветковой]. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.

2. Анищенкова, Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников /

Е. Анищенкова. – М.: Феникс, 2009. – 255 с.

3. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста

путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // В кн.:

Тезисы

докладов

XXIV-го Всесоюзного

совещания

по

проблемам

высшей

нервной деятельности. – М.: МГУ, 1974. – С. 128-139.

4. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина. – М.: «Гном и Д»,

2010. – 239 с.

5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/

Авт.-сост. В. Сотникова. - М.: «Линка-Пресс», 2005. - 136 с.

7. Светлова И. Развиваем мелкую моторику.- ЭКСМО-Пресс, 2001

8. Картуша М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2004

9.

Белая

А.Е.,

Мирясова

В.И.

Пальчиковые

игры

для

развития

речи

дошкольников. – М.: Профиздат, 2001

10. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.:

Рипол плассик, 2008

11.

Навицкая

О.П.

Ум

на

кончиках

пальцев.

Веселые

пальчиковые

игры.

Маленькие подсказки для родителей. – М.: Сова, 2006



В раздел образования