Авторы: Власенко Наталья Анатольевна, Наталья Анатольевна Власенко
Должность: мбдоу дскв "радуга"
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ "Радуга"
Населённый пункт: Грайворонский р-н с. Замостье
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных техник продуктивной деятельности как
средство развития творческих способностей дошкольников.
Все дети талантливы и способны творчески мыслить. Любую способность
необходимо развивать и стимулировать, только тогда ребенок раскроет свой
потенциал,
разовьет
способности,
и
многого
добьется
в
жизни.
И
нам
взрослым
нужно
ему
в
этом
помочь.
При
этом
помнить,
что
развитие
интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих
дарований. Творческая деятельность стимулирует работу мозга, способствует
уточнению
представлений
о
мире,
расширению
кругозора
и
словарного
запаса,
совершенствует
все
процессы
высшей
нервной
деятельности
и
помогает
перейти
к
более
высокой
степени
психического
и
физического
развития.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает собой несколько видов
активности: рисование, конструирование, лепку, аппликацию - в которой мы
стараемся
предоставить
детям
свободу
композиционного
решения,
материалов
для
работы.
Особое
внимание
мы
уделяем
использованию
нетрадиционных
материалов
для
художественного
творчества
и
ручного
труда. Всем известно, дети часто копируют образец, предъявленный им.
Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как
вместо образца мы показываем только способ действия с нетрадиционными
материалами и инструментами. Это дает детям дополнительный толчок к
развитию
воображения,
творчества,
самостоятельности,
инициативы.
Мне
приятно наблюдать за детьми, когда они работают с разными материалами,
как они воспринимают новое, рассказывают родителям о своих достижениях.
В
своей
группе
часто
объявляем
творческие
конкурсы
совместных
с
родителями работ «Осеннее настроение», «Зимние фантазии» и т.д. Дети с
удовольствием демонстрируют свои поделки, делятся впечатлениями о том,
как
выполняли
работу
с
родителями,
какие
материалы
использовали.
В работе, я всегда нахожусь в поиске нового, необычного. Поэтому меня
заинтересовала
техника
коллажа.
Коллаж
–
сочетание
абсолютно
разнородных
материалов,
которые
гармонично
дополняют
друг
друга,
располагаясь
не
только
на
плоскости,
но
и
в
объеме,
и
образуют
композиционное
единство,
выражающее
эмоциональную
идею
художественного произведения. Нужно уметь отличать коллаж от близкого,
но
все
же
другого
средства
изображения
-
аппликации.
Аппликация
–
вырезывание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков
бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на основу (фон).
Коллаж отличается от аппликации тем, что при его создании могут быть
использованы материалы, отличающиеся по цвету, фактуре (веревка, бусы,
дерево и т.д.). У этих двух техник много общего, и иногда приемы коллажа
используются в аппликации. В отличие от аппликации коллаж допускает
возможность
применения
объемных
элементов
в
композиции,
как
целых
объектов, так и их фрагментов (посуды, монет, пластинок, вееров, шляп и
т.д.). Рисуя, выполняя задуманные образы в лепке, вырезая готовые формы,
создавая коллаж, дети решают творческие задачи. Для педагога коллаж – это
творчество, новизна. Для детей - это деятельность, в результате которой они
создают
новое,
оригинальное,
проявляют
самостоятельность,
учатся
сотрудничать. Коллаж - своеобразный конструктор, тренажер, необходимый
для
развития
у
ребенка
чувства
свободы
в
процессе
поиска
вариантов
создаваемых образов. Это школа креативного мышления.
Техника
коллажа
развивает
художественное
воображение
и
эстетический
вкус,
конструктивное
мышление,
развивает
моторику
и
тактильные
ощущения.
В
работе
с
детьми
я
поставила
перед
собой
следующие
задачи:
•
познакомить
детей
с
нетрадиционной
техникой
изобразительной
деятельности–коллаж;
•
развивать
способности
к
изучению
свойств
материала,
желанию
э к с п е р и м е н т и р о в а т ь
с
н и м ;
•
р а з в и в а т ь
у м е н и е
с о з д а в а т ь
х уд о ж е с т в е н н ы е
о б р а з ы ;
•
развивать
глазомер,
умение
владеть
инструментами
и
материалами,
л о в к о с т ь
д в и ж е н и й
р у к ;
• работать с различными материалами, развивать чувство цвета, гармонии,
пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
В
п р о ц е с с е
р а б о т ы ,
я
и с п о л ь з у ю
с л е д у ю щ и е
ф о р м ы :
•
н а б л ю д е н и я
з а
ж и в о й
и
н е ж и в о й
п р и р о д о й ;
•
применение
информационно
-
компьютерных
технологий:
создание
презентаций по темам « Русские народные традиции» и т.д. Интерактивные
и г р ы
« Ч е т в е р т ы й
л и ш н и й » ,
« М о ж н о - н е л ь з я » ;
•
ознакомление
с
иллюстрированным
материалом
–
книги,
альбомы
по
п р и к л а д н о м у
т в о р ч е с т в у
и
т . д ;
• дидактические игры «Ателье», «Домики», «Радужный хоровод», Лэпбуки.
• создание мини-музеев « Народы России», «Русские народные традиции»;
Развивающая среда создается совместно с детьми и родителями, учитывая их
интересы
и
потребности.
Все
это
помогает
мне
настроить
ребят
на
творческую деятельность. Таким образом, на основе проделанной работы у
детей
возрос
интерес
к
нетрадиционной
технике
-
коллаж.
Дети
стали
внимательными
-
творчески
всматриваясь
в
окружающий
мир,
у
них
развивается
умение
видеть
и
чувствовать
красоту
родной
природы.
В
я
часто
применяю
различные
виды
нетрадиционных
техник,
и
всегда
нахожусь в поиске нового и интересного. А мои ребята, научились в своих
работах, проявлять творчество, фантазию. Все дети талантливы, а помочь
раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.