Напоминание

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию декоративное рисование на тему: "Великоустюжский изразец: чудо на керамике"


Автор: Цветкова Екатерина Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №4 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию декоративное рисование на тему: "Великоустюжский изразец: чудо на керамике"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

(декоративное рисование)

на тему: «Великоустюжский изразец: чудо на керамике»

(для подготовительной к школе группы)

Ц е л ь : о з н а ко м л е н и е

д е т е й

с

а т р и б у т а м и

с е в е р н о й

национальной культуры

(изразцовая

роспись)

и

развитие

практических

умений

использования

элементов

росписи

великоустюжских

изразцов

в

самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные

формировать у детей представления о новом виде декоративно-

прикладного искусства, народном промысле – великоустюжском изразце;

формировать умения выделять особенности изразцовой росписи;

различать и изображать геометрические, растительные и зооморфные узоры

великоустюжского изразцового промысла;

формировать умение самостоятельно создавать узоры по мотивам

великоустюжской изразцовой художественной росписи.

Развивающие

развивать умение рисовать по образцу;

развивать представление о выразительных возможностях цвета,

формы, композиции на примере великоустюжской изразцовой росписи;

Воспитательные

воспитывать в детях желание обращаться в своей дальнейшей

самостоятельной творческой деятельности к традициям мастеров-художников

северо-западной части России.

М ат е р и а л ы : демонстрационный

образцы

изразцовой

ро сп и си

(геометрический, растительный, зооморфный узоры - на бумажной основе),

несколько

видов

кафельной

плитки,

пособие

печь

с

изразцовыми

росписями,

свиток

с

указом,

изображение

царя

Петра

1; раздаточный –

листы 12х12 с прорисью изразцового рисунка (бумага для черчения); кисти

синтетика

круглые

№3,

№5;

краски

акварельные,

влажные

салфетки,

стаканчики для воды, палитры; скотч двусторонний; карандаши цветные,

фломастеры, восковые мелки (на выбор); шкатулка с камнями-самоцветами.

Интеграция

образовательных

областей:

познавательное

развитие,

социально-коммуникативное

развитие,

речевое

развитие,

физическое

развитие.

Ход НОД:

1 часть (организационно-мотивационная)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку -

Это город-герой,

Стоит над Невой.

Триста лет тому назад

Был заложен этот град.

(Ю. Юдин)

- А теперь, если вы отгадаете мою следующую загадку, то узнаете, кто

основал, то есть начал строить наш город:

Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец.

Кто был царь тот, удалец?

Действительно,

Петр

1

любил

учиться,

узнавать

новое

и

много

путешествовал, чтобы узнать, где и что умеют делать.

Однажды,

когда

он

возвращался

домой,

в

Санкт-Петербург,

из

дальнего

путешествия, то по дороге простудился и заболел. Тогда он послал вперёд

гонца (тот, кто послан/погнан куда-либо со срочным поручением, известием),

чтобы приготовили к его приезду дом, растопили печь. Собрались топить,

оказалось, что печь сломалась, ведь её давно не топили. Посмотрите, какая

беда с печкой случилась! (показывает пособие-печь, где не хватает изразцов,

а на их месте изображена трещина). Позвали мастера, лучшего мастера из

города Великий Устюг, а ему так быстро одному не справиться, не успеть

починить печь. Помощники ему нужны.

Ребята, я решила обратиться за помощью к вам. Мастеру нужны подмастерья,

помощники. Если я вас научу, как это сделать, сможете вы помочь починить

печку к возвращению царя Петра?

2 часть (основная)

Воспитатель:

- Ребята, сейчас на улице осень, холодно. А у нас в группе – как, тоже

холодно? Нет, тепло, а почему, кто знает? Давайте, найдём, откуда исходит

тепло, что обогревает наше помещение (дети находят батареи центрального

отопления). Почему батареи горячие?

- А раньше как отапливались дома? Печи стояли в каждом доме, а чем их

топили, кто скажет? О печках и в сказках рассказывалось. Кто вспомнит

сказки, где говорилось про печь? (воспитатель показывает иллюстрации к

сказкам

«Гуси-лебеди»,

«Царевна-лягушка»,

«По

щучьему

веленью»,

«Колобок», «Волк и семеро козлят»).

- Посмотрите на эту печь, чем она отличается от тех, что вы видели сейчас на

картинках книг? Она украшена специальными плитками с рисунками, это

изразцы. Они

бывают

разной

формы

и

разных

размеров.

Сейчас

такие

плитки есть почти в каждом доме, но они не всегда украшены рисунками.

Вспомните, вы видели у себя дома похожие плитки на стенах или на полу?

(воспитатель

показывает

образцы

современных

кафельных

плиток,

спрашивает, какой формы данные плитки (квадратные, прямоугольные))

Яркие, цветные

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на керамике

Сотворил творец

Это называется

Просто «изразец».

- Какие узоры вы видите на этих изразцах? Что на них изображено?

(воспитатель показывает поочерёдно на разные виды отдельных изразцов: с

геометрическим, растительным и зооморфным рисунком (ЗОО – значит

«животные», какие слова, которые начинаются с ЗОО вы ещё знаете?) и

задаёт детям вопросы об особенностях данного изразца).

Проводится игра «Разложи изразцы по видам»

Цель игры: закрепление новых знаний о разных видах изразцов

(геометрический, растительный, зооморфный).

Игровое правило: из представленных изразцов разных видов дети должны за

отведённое время (2-3 мин) отобрать относящиеся к геометрическим,

растительным и зооморфным.

Проводится динамическая пауза по мотивам русской народной сказки

«Колобок»:

Непоседа – Колобок

Покатился во лесок.

Разве можно удержать

Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)

Смотрит бабушка в окошко,

Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)

— Не видали сорванца? (нет)

Колобок не устает,

Быстро катится вперед. (вращение руками)

Впереди увидел лес,

Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)

Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)

Долго глядя на чистое небо,

Утомился шарик из хлеба.

Он проделал нелегкий путь

И собрался передохнуть. (садятся на места)

Воспитатель:

- Мы с вами рассмотрели плитки изразцы, на каждой из которых изображен

свой отдельный рисунок, но есть ещё и такие изразцы, на которых можно

увидеть рисунок только если правильно их составить вместе, как пазлы или

как мозаику. Ну что, проверим, готовы ли вы уже стать подмастерьями,

помощниками мастера? Тогда, выполните первое задание:

Проводится квест-игра «Собери рисунок по частям»

Цель игры: ознакомление детей с разнообразием возможностей изразцовой

росписи, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Игровое правило: найти по указанным воспитателем условным обозначениям

(герои сказки «Колобок» последовательно в соответствии с сюжетом сказки)

6 моделей-изразцов и сложить из них целостное изображение.

Воспитатель:

- Что же случилось с нашей печкой? Появилась трещина и отвалилось

несколько изразцов. Вы теперь настоящие помощники-подмастерья

изразцовых дел мастера и разбираетесь в том, какие бывают изразцы.

Что же нам нужно сделать, как закрыть эту трещину? Верно, нарисуем новые

изразцы!

Можем мы с вами посчитать, сколько изразцов тут не хватает? Давайте

посчитаем (6 шт). А вас сколько? Значит, по сколько каждому из вас нужно

нарисовать изразцов, чтобы закрыть все пустые места на печке? Тогда, за

дело!

Ты ещё не видел чудо?

Никогда не видел чудо?

Посиди и посмотри.

В старину умельцы были.

Чудеса они творили,

Создавали изразцы.

Так попробуем и мы.

Из множества заготовок изразцов воспитатель предлагает детям выбрать по 1

заготовке, соответствующей недостающим на печке. На каждой заготовке не

хватает нескольких элементов, детям предлагается их дорисовать и

раскрасить любыми художественными материалами на выбор (мелки

восковые, цветные карандаши, фломастеры).

3 часть (оценочно-рефлексивная)

- Вы все закончили украшать свои изразцы? Давайте приклеим их к печке на

пустые места. Скажите, удалось нам закрыть трещину? Починили мы печку?

Какие у вас получились изразцы по виду? Ну как, нужное это дело – изразцы

мастерить? А как вы думаете, чем оно нужно и полезно?

- Теперь давайте все вместе закроем глазки и вместе со мной досчитаем до

трёх. Сейчас вы узнаете, что же было дальше с нашей печкой. Истопники (это

те люди, которые работали, растапливая печи в доме и следя за ними, ведь в

печи горит огонь и за ней нужно следить, чтобы не случилось - чего? Пожара)

протопили печь к приезду царя, он прогрелся лёжа на ней (на русской печке

всегда делалась «лежанка» - такое место, куда можно было лечь, где всегда

тепло, на печах даже спали, особенно зимой). Так вот, царь Петр прогрелся на

печи и выздоровел. А затем написал указ:

(воспитатель достает свиток и читает «Указ»):

- Я, Царь Всероссийский, Пётр 1, повелеваю: подмастерьев, помогавших

мастеру починить мою печь, наградить каменьями самоцветными, каждому

по три камня-самоцвета раздать и поблагодарить за службу!

Воспитатель раздаёт детям из шкатулочки камни-самоцветы (прозрачные

кристаллы из разноцветного пластика).



В раздел образования