Автор: Макеев Дмитрий Николаевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: пос. Иноземцево
Наименование материала: научная статья
Тема: История - главный источник легитимации
Раздел: среднее образование
Макеев Д.Н. учитель истории
История - главный источник легитимации
Обращение,
направленное
на
реформирование
человека,
находит
в
истории
главное
средство
легитимации
своих
претензий.
Существуют
различные формулы, в которых история предстает в качестве инструмента
такой легитимации. Самое привычное отношение к истории как к некоей
бесконечной
кладовой
нереализованной
идей,
ценностей,
проектов,
изобретений, которая пополняется с каждой эпохой новыми достижениями и
открытиями. В ней содержится все эзотерическое и экзотерическое знание,
однако дорога к ней оказалась забытой и лишь немногим удается добраться
до
ее
хранилищ.
Такое
отношение
к
прошлому
исходит
из
ощущения
завершенности исторического времени, того, что подлинные ценности могут
быть только реконструированы, а не созданы, что, несмотря на непрерывный
прогресс
научного
знания
и
совершенствование
технологий,
существует
нечто принципиально недоступное современной культуре. Представление о
том, что все многообразие человеческой деятельности осталось в прошлом,
симптоматично для социального самочувствия современного человека, оно
характеризует кризисные эпохи, когда человечество изживает определенную
форму
своего
существования.
Современная
наука,
несмотря
на
все
ее
впечатляющие успехи, не несет в себе утверждения нового смысла. Смысл
мироздания
не
раскрывается
научным
исследованием,
мы
сами
должны
создать
этот
«смысл»,
опираясь
на
определенную
систему
ценностей.
Поэтому, когда к прошлому обращаются в поисках решения определенной
проблемы,
там
ищут
не
столько
решение,
сколько
утраченный
смысл,
который смог бы возродить утраченный ориентиры. Другое отношение к
истории связано с пониманием ее как некоей сущности, препятствующей
реализации
основных
качеств
человеческой
индивидуальности.
В
теоретической
форме
такое
представление
об
истории
наиболее
полно
выразил
марксизм
в
своем
учении
о
тотальном
отчуждении
человека
и
продуктов
его
деятельности.
Кроме
марксизма
в
рамках
указанного
отношения к истории существуют и более мягкие формы, когда в прошлом
обнаруживается
явление,
раскрыться
которому
препятствовали
какие-то
обстоятельства
(«на
протяжении
всей
истории
способности
женщин
оставались в тени»). Тогда речь идет не об универсальном отчуждении,
которое может быть преодолено только революционными преобразованиями,
а
о
содержащейся
силе
истории,
ее
консервативном
характере.
Авторам
послания
близко
именно
такое
понимание
исторического
процесса.
Мы
рассмотрели два наиболее часто встречающихся типа отношения к истории,
фиксируемых обыденным сознанием. Оба эти типа объединяет то, что в них
история
выступает
в
качестве
универсального
средства
легитимации
декларируемых
отношений.
Третье
отношение
к
истории
видит
в
ней
определенный набор узловых точек, каждый раз меняющих направление
исторического
развития.
Такими
точками
являются
революции,
крупные
научные открытия, религиозные и политические учения, войны и т.д. Узловая
точка делит историю на два больших отрезка, причем история, прошедшая до
данного
события,
может
рассматриваться
как
истинная,
подлинная,
правильная,
а
вся
последующая
история
-
как
ложная,
ошибочная,
бесчеловечная
и
наоборот.
Полнота
исторической
истины
может
быть
приписана не тому или иному историческому периоду, а непосредственно
самой
узловой
точке.
Такое
понимание
истории,
когда
вся
смысловая
ценность
группируется
вокруг
одного
события,
характеризует
последователей
какого-нибудь
учения.
Тогда
все
последующее
развитие
данного учения среди его адептов воспринимается как утрата подлинной
сути, и задача реформирования понимается как возвращение к изначальному
смыслу
учения,
высказанному
его
основателями.
Например,
все
реформаторские
движения
в
христианстве
были
связаны
с
попытками
вернуться ко временам апостольской церкви.
Литература
1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - С. 42.
2.Гуревич
А.Я.
Средневековый
мир:
культура
безмолвствующего
большинства. - М.: Искусство, 1990. - С. 51.
3. Ясперс К. Ницше и христианство. - М.: Медиум, 1994. - С. 61.
4. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К.
Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 286.
5. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - С. 208. 8 Фрейд 3.
Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 118