Напоминание

История - главный источник легитимации


Автор: Макеев Дмитрий Николаевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Базовая общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: пос. Иноземцево
Наименование материала: научная статья
Тема: История - главный источник легитимации
Раздел: среднее образование





Назад




Макеев Д.Н. учитель истории

История - главный источник легитимации

Обращение,

направленное

на

реформирование

человека,

находит

в

истории

главное

средство

легитимации

своих

претензий.

Существуют

различные формулы, в которых история предстает в качестве инструмента

такой легитимации. Самое привычное отношение к истории как к некоей

бесконечной

кладовой

нереализованной

идей,

ценностей,

проектов,

изобретений, которая пополняется с каждой эпохой новыми достижениями и

открытиями. В ней содержится все эзотерическое и экзотерическое знание,

однако дорога к ней оказалась забытой и лишь немногим удается добраться

до

ее

хранилищ.

Такое

отношение

к

прошлому

исходит

из

ощущения

завершенности исторического времени, того, что подлинные ценности могут

быть только реконструированы, а не созданы, что, несмотря на непрерывный

прогресс

научного

знания

и

совершенствование

технологий,

существует

нечто принципиально недоступное современной культуре. Представление о

том, что все многообразие человеческой деятельности осталось в прошлом,

симптоматично для социального самочувствия современного человека, оно

характеризует кризисные эпохи, когда человечество изживает определенную

форму

своего

существования.

Современная

наука,

несмотря

на

все

ее

впечатляющие успехи, не несет в себе утверждения нового смысла. Смысл

мироздания

не

раскрывается

научным

исследованием,

мы

сами

должны

создать

этот

«смысл»,

опираясь

на

определенную

систему

ценностей.

Поэтому, когда к прошлому обращаются в поисках решения определенной

проблемы,

там

ищут

не

столько

решение,

сколько

утраченный

смысл,

который смог бы возродить утраченный ориентиры. Другое отношение к

истории связано с пониманием ее как некоей сущности, препятствующей

реализации

основных

качеств

человеческой

индивидуальности.

В

теоретической

форме

такое

представление

об

истории

наиболее

полно

выразил

марксизм

в

своем

учении

о

тотальном

отчуждении

человека

и

продуктов

его

деятельности.

Кроме

марксизма

в

рамках

указанного

отношения к истории существуют и более мягкие формы, когда в прошлом

обнаруживается

явление,

раскрыться

которому

препятствовали

какие-то

обстоятельства

(«на

протяжении

всей

истории

способности

женщин

оставались в тени»). Тогда речь идет не об универсальном отчуждении,

которое может быть преодолено только революционными преобразованиями,

а

о

содержащейся

силе

истории,

ее

консервативном

характере.

Авторам

послания

близко

именно

такое

понимание

исторического

процесса.

Мы

рассмотрели два наиболее часто встречающихся типа отношения к истории,

фиксируемых обыденным сознанием. Оба эти типа объединяет то, что в них

история

выступает

в

качестве

универсального

средства

легитимации

декларируемых

отношений.

Третье

отношение

к

истории

видит

в

ней

определенный набор узловых точек, каждый раз меняющих направление

исторического

развития.

Такими

точками

являются

революции,

крупные

научные открытия, религиозные и политические учения, войны и т.д. Узловая

точка делит историю на два больших отрезка, причем история, прошедшая до

данного

события,

может

рассматриваться

как

истинная,

подлинная,

правильная,

а

вся

последующая

история

-

как

ложная,

ошибочная,

бесчеловечная

и

наоборот.

Полнота

исторической

истины

может

быть

приписана не тому или иному историческому периоду, а непосредственно

самой

узловой

точке.

Такое

понимание

истории,

когда

вся

смысловая

ценность

группируется

вокруг

одного

события,

характеризует

последователей

какого-нибудь

учения.

Тогда

все

последующее

развитие

данного учения среди его адептов воспринимается как утрата подлинной

сути, и задача реформирования понимается как возвращение к изначальному

смыслу

учения,

высказанному

его

основателями.

Например,

все

реформаторские

движения

в

христианстве

были

связаны

с

попытками

вернуться ко временам апостольской церкви.

Литература

1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - С. 42.

2.Гуревич

А.Я.

Средневековый

мир:

культура

безмолвствующего

большинства. - М.: Искусство, 1990. - С. 51.

3. Ясперс К. Ницше и христианство. - М.: Медиум, 1994. - С. 61.

4. Манхейм К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К.

Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 286.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - С. 208. 8 Фрейд 3.

Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 118



В раздел образования