Напоминание

"Изонить, как средство эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время"


Автор: Малкова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Изонить, как средство эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(отделение школы-интерната)

Тема:

«Изонить», как средство эстетического

воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья во внеурочное время.

Воспитатель: Малкова С.А.

Тамбов

Эстетическое воспитание детей c ОВЗ, их развитие через различные виды

творческой деятельности воспитывает положительные качества личности,

формирует учебные и трудовые навыки. Особенность такого воспитания

состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает

у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу.

Занятия художественной деятельностью создают основу для полноценного и

содержательного общения детей с ОВЗ между собой и со взрослыми, а в

коллективной творческой деятельности формируются умения продуктивного

взаимодействия детей и педагогов. У детей улучшается психологическое

самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность.

Стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые

качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и

педагогического воздействия. Дети коррекционных школ VIII вида имеют

значительные нарушения познавательной, эмоционально – волевой сферы.

Вследствие их интеллектуального и эмоционального недоразвития

первоначально воспринимают лишь элементарные проявления красоты. При

создании надлежащих педагогических условий дети с проблемами в

воспитании и обучении значительно продвигаются в эстетическом развитии,

хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их

сверстников обучающихся в массовой школе. На основе сохранных

анализаторов, используя все положительные возможности детей с ОВЗ,

помогаю расширить прежде всего их чувственное познание. Обладая

значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические

средства воспитания раскрывают перед ребёнком реальный мир, расширяют

его кругозор. Учат лучше видеть и понимать действительность.

Коррекционная школа - это жизненное пространство ребенка, здесь он не

просто живёт, он готовится к жизни. Во внеурочное время, был организован

кружок по развитию у детей художественного творчества посредством

техники «изонить». Программа кружка разработана на основе учебного

издания Н. Н. Гусаровой «Техника изонити».

Цель программы: формирование трудовых умений и навыков работы,

необходимых для успешной социально-трудовой адаптации и дальнейшей их

интеграции в современном обществе.

Изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за

воспитанниками во время художественно-творческой деятельности:

рисование, аппликации, ручной труд привели меня к выводу, что занятия

техникой «изонить» могут быть доступны, интересны для детей нашей

школы. «Изонить» – техника, напоминающее вышивание. Она заключается в

создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на

картоне. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Для

того, чтобы создавать работы в технике «изонить», не требуется

дорогостоящих материалов – только цветные нитки, цветной картон, иголка,

шило, ножницы, скотч, карандаш, линейка. Такого нехитрого набора

достаточно для создания как маленькой открытки, закладки для книг, так и

для изготовления декоративных панно, большой трудоёмкой картины.

Что же даёт работа кружка?

Во-первых, развитие творческой увлечённости каждого ребёнка декоративно-

прикладной деятельностью, развитие его индивидуальных способностей.

Последовательность выполнения работ для всего цикла занятий состоит из

нескольких этапов:

1.Подготовительный этап.

На первоначальном подготовительном этапе необходимо подвести детей к

умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Я не

показываю детям образцы того, что они должны сделать. Необходимо

заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью

рассказываю им о разных способах изображения предметов. Например, вы

хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как можно это сделать? (нарисовать,

слепить, сделать аппликацию, сконструировать) И, наконец, его можно

выполнить в технике «изонить». Сравнить все виды грибков. Рассказать, как

сделан гриб в технике, «изонить». Рассматривание вместе с детьми

переплетение нитей на лицевой и изнаночной стороне. Знакомство с историей

принцессы Иголочки, Иголки бывают разные: большие, маленькие,

деревянные, металлические, пластмассовые, колючие и т.д. Рассказ ребят на

что похожи иголки (ёлка, сосна, ежи, кактус). Усвоение правил техники

безопасности.

1.

Первый этап. Выполнение стежков. Знакомство с углом, его вершиной,

сторонами.

2.

Второй этап. Когда навык выполнения углов становится устойчивым,

задание усложняется. Дети знакомятся с двумя сложными углами, тремя,

четырьмя углами, имеющими одну общую вершину. Дети должны

усвоить на этом этапе знакомства с техникой «изонить», что количество

отверстий должно быть одинаковым откуда бы не начали отсчет.

3.

Третий этап. Выполнение окружности в технике «изонить». К

изображению окружности следует приступать когда у детей

вырабатываются прочные навыки работы с углами. Величина вышитого

круга зависит от длины хорды. Работая над окружностью дети должны

упражняться и в выполни углов. Полезно предложить рисунки, в которых

сочетаются углы и окружности.

4.

Четвёртый этап. Для составления композиций не достаточно только

углов и окружностей, поэтому нужно научиться выполнять другие

фигуры: овалы, спирали, завитки и дуги прошиваются по тем же

правилам, что и окружности.

5.

Заключительный этап. Составление композиций, коллективных работ,

различных панно.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная

заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента.

Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю

новый материал.

В основной части дети выполняют практические задания (прокалывание

точек по трафарету шилом, вышивание).

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и

анализируется работа, что является важным условием успешного развития

детского продуктивного творчества, позволяет ребёнку полнее осмыслить

результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него

получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как

оценивается. Дети ждут одобрения. Большое значение в этой работе имеет

пример сверстника. Не забываю хвалить ребёнка даже за самый

незначительный успех, стараюсь вселить в него уверенность, в то же время

ненавязчиво приучать его к аккуратности, старательности, терпению,

усидчивости. К занятиям в технике «изонить», проявляют устойчивый

интерес не только девочки, но и мальчики.

Во-вторых, дети расширяют и углубляют знания и умения, полученные на

уроках математики, изобразительного искусства, ручного труда.

Цели занятий включают в себя:

1. Блок задач по развитию математических представлений.

а) раздел «Геометрическая форма».

Дать понятие о разных углах, величине, длине сторон.

Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

б) раздел «Количество и счёт».

Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.

Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала

отсчёта и направления счёта.

Дать понятие о точке отсчёта.

в) раздел «Ориентировка на плоскости».

Закрепить знание направлений: вверх, вниз, слева, справа.

Дать понятие о середине, центре, вершине.

2. Блок задач по умственному воспитанию.

Развивать абстрактное мышление.

Обучать плоскостному моделированию – обучать умению составлять из

окружностей и углов изображения предметов и композиций.

Закрепить понятие «зеркальное изображение».

3. Блок задач по трудовому воспитанию.

Закрепление навыка владения иголкой, ниткой, ножницами. Научить работе с

шилом при прокалывании трафарета.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию.

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.

Воспитывать эстетический вкус.

Развивать умение подбирать сочетающиеся, контрастные, оттеняющие друг

друга цвета.

5. Блок задач по нравственному воспитанию.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, ставлю перед детьми

задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения. Это

могут быть задачи на сообразительность, загадки.

В-третьих, занятия приучают к коллективной ответственности за

выполненную работу.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки

детских поделок. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше

понимает другие. С каким упоением и гордостью показывают друг другу,

учителям, родителям! Мы с детьми оформляем выставки в школе к

календарным праздникам, участвуем в городских, областных,

международных выставках, конкурсах. Так, например дети были

участниками Тамбовского регионального конкурса творческих работ

воспитанников детских домов и интернатов «Солнышко в душе», где

Живорыкина Марина получила диплом II степени «За победу в номинации

«Декоративно-прикладное творчество». Выставлялись работы на областном

конкурсе детского творчества «Красота спасёт мир», где были отмечены

работы Уварова А. Участвовали в «Галерея творчества детей с ОВЗ» на

международном фестивале детского творчества «Звёзды нового века»,

принимали участие в международном конкурсе-фестивале декоративно-

прикладного творчества «Пасхальное яйцо». Была также представлена работа

на городской творческий конкурс «Книги открывают мир».

Для активизации в проявлений эстетического отношения к окружающему

миру в своей работе я использую следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

- Объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, использование и

обследование фона (подбор цветного картона и цветных ниток позволяет

закрепить название цветов, познакомить с гармоничным сочетанием цветов и

их оттенков, активизируя в речи соответствующий словарь).

- Обсуждение правил пользования орудием труда, например тема «Как

работать безопасно».

- Комментирование способа выполнения действий позволяет развивать

логическое мышление.

- Вопросы к детям дают возможность рассуждать, быть участником

конструктивного диалога.

- Художественное слово, использование как стихотворений, рассказывание

сказок, так и загадок. Образное, меткое и мудрое народное слово: « Не

привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут».

Наглядные методы:

- Показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.

Практические приёмы:

- Отмерить нить, вдеть в иглу, проколоть шилом на картоне отверстия,

работать с трафаретом.

-Овладение приемами выполнения трудовых действий при заполнении угла,

окружности, завитка, овала, соблюдая последовательность выполнения

стежков.

-Оформление своей вышивки в панно.

В процессе занятия сочетаются коллективная и индивидуальная форма работ:

1.

Коллективная. Дети учатся совместно планировать свою

деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий

результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно

подбирать нитки для вышивок, чтобы работы были интересными, не

похожими одна на другую, оформлять работу в небольшое панно.

2.

Индивидуальная. Используется для работы с детьми, которые в

достаточной мере не овладели навыками шитья.

Такая работа необходима детям с умеренной умственной отсталостью (Дети

с диагнозами аутизм, синдром Дауна).

Очень важна разработка диагностического инструментария выявляющего

сформированность уровня трудовых умений и навыков.

С помощью такого диагностического теста, я выявила уровень прилежания и

трудолюбия на начало занятий техникой «изонить»

Критерии (показатели

воспитанности)

Оценка

родителя

Оценка

воспитателя

Средний

бал

(итоговая

оценка

Прилежание,

трудолюбие

Старается в

учебе

2 3 45

2345

Помогает

другим в

делах

2 3 45

2 3 45

Обращается

за помощью

сам

2 3 45

2 3 45

Помогает в

классе

выполнять

домашнюю

работу

2 3 45

2 3 45

Любит

дежурить в

классе

2 3 45

2 3 45

Помогает

учителю

2 3 45

2 3 45

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения техники «изонить».

Критерии-

I.

Знание основных геометрических понятий и базовых форм.

Заполнение угла, овала, круга, спирали.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

II. Умение создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.

III. Когнитивное развитие.

- Высокий уровень – почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;

- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров)

по одну сторону образца;

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в

другую сторону.

IV. Творческое развитие:

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню

возрастной группы;

- Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:

– организовать свое рабочее место,

– рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования

нетрадиционных приёмов работы с бумагой и нитью, я провожу работу в

кружке по «изонити» на развитие художественных навыков у детей. Работа,

проведенная с родителями и сотрудниками, помогла мне в реализации

поставленных задач. Ведь активное взаимодействие взрослых в решении

любого поставленного вопроса, благоприятно сказывается на отношении

детей к любому виду деятельности.



В раздел образования