Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "О развитии образного мышления студентов в области музыкальной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»
«
О развитии образного мышления студентов в области
музыкальной деятельности»
Автор: преподаватель вокала высшей квалификационной
категории Колесняк М.В.
Ульяновск, 2020
1
Аннотация:
В статье раскрываются закономерности, условия и средства развития
образного мышления, развитие интеллектуальных и творческих
способностей студентов, технология творческого и критического
мышления студентов в процессе профессионального образования.
Ключевые слова: музыкальный образ, образные представления,
образно - эмоциональное единство, внеурочная деятельность,
моделирование, средства музыкальной выразительности, алгоритмы
обучения.
В центре внимания - функции музыкального образа в музыкальном
сознании и деятельности, возможности и механизмы воздействия
музыкального образования на формирование у студентов образной
сферы, исполнительской культуры, художественное и личностное
развитие.
Психологическими основами развития образного мышления в процессе
музыкального образования - является единство формы и содержания
в искусстве, образно-эмоциональное единство в музыкальном восприятии
и мышлении.
Развитие мышления студентов в процессе обучения – это формирование
и совершенствование всех видов профессиональной деятельности, форм
и операций мышления, выработку умений и навыков творческого
мышления в познавательной учебной деятельности, а также умений
осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной
области знаний в другие.
Развитие мыслительной деятельности у студентов в процессе обучения
это значит:
Развивать у студентов умение сравнивать наблюдаемые предметы,
находить в них общие свойства и различия;
Учить студентов анализировать, сравнивать и классифицировать;
Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.
Цель обучения:
2
Развитие интеллектуальных и творческих способностей
студентов;
Воспитание артистизма и исполнительской культуры,
способности и воспринимать образное содержание музыки и
воплощать его в разных видах музыкально – творческой
деятельности.
Сформировать у студентов представление об основных
психолого – педагогических закономерностях, принципах
обучения и развития музыкально – образного мышления.
Задачи развития:
Сформировать
представление
о
процессе
становления
музыкально - образного мышления;
Научить
студентов
разбираться
в
закономерностях
искусства
восприятии музыки: научить размышлять о ней, связывая с
другими видами искусства;
Заложить
основы
творческих
музыкальных
способностей,
практических умений и навыков в процессе исполнения
произведений;
Развить музыкально – эстетический вкус;
Побудить к музыкальному самообразованию.
Развитие творческого мышления:
Успешность развития творческого мышления в процессе
профессионального образования во многом определяется уровнем
сформировавшихся основных компонентов творческого мышления на
более ранних этапах формирования личности.
В число таких компонентов входят:
- способность к анализу, сравнению и установлению причинно-
следственных связей;
- критичность мышления (обнаружение).
3
Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении.
Оно создаёт новые идеи, связывает определённые предметы или
образы так, как их раньше не связывали.
Творческое мышление охватывает мыслительные процессы,
приводящие к получению решений, созданию необычных оригинальных
идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.
Формирование и развитие творческого мышления студентов основано
на глубоком познании музыкального искусства, внутренних
закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших
средств музыкальной выразительности, воплощающих художественно-
образное содержание музыкальных произведений.
Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, необычного и
оригинального. Образное мышление - один из основных видов
логического мышления в музыкальном искусстве.
Этапы формирования творческого воображения и творческого
мышления.
Основная цель заключается в обучении приёмам и методам развития
творческого воображения и формирования исследовательских умений
Наблюдать;
Анализировать;
Сравнивать;
Моделировать процесс взаимодействия объектов.
В практической работе со студентами, я применяю методы и
приёмы, стимулирующие развитие интеллектуальных и творческих
способностей студентов:
Творческая беседа.
Личный показ;
Интересный разнообразный репертуар;
Наполнение учебного материала интересными фактами и
высказываниями известных людей.
Анализ конкретных ситуаций.
4
Создание проблемных ситуаций.
Мини – опрос.
Элементы наблюдения, самонаблюдения.
Ролевые игры.
Тестирование и другие диагностические процедуры.
Элементы социально-психологического тренинга.
Рефлексивный анализ и самооценка.
Для развития творческих способностей студентов применяю методы:
Наглядные;
Словесные;
Репродуктивные;
Вокальное исполнительство;
Метод образного видения;
Метод сравнения;
Метод сочинения;
Метод планирования;
Метод самоорганизации;
Метод проектов;
Метод художественной педагогики;
Метод музыкальной драматургии;
Метод креативного поля;
Метод создания ситуаций успеха.
Технология критического мышления:
Критическое мышление – это способность анализировать информацию
с позиции логики и личностно - ориентированного подхода с тем,
чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так
и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые
продуманные действия.
5
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления
посредством интерактивного включения студентов в образовательный
процесс.
Технология критического мышления в образовательном процессе:
Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и
продуктивному взаимодействию между людьми;
Облегчает понимание различных взглядов на мир;
Позволяет студентам использовать свои возможности для
наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем
неопределённости;
Создаёт базу для новых форм трудовой деятельности.
Технология критического мышления включает 3 стадии:
Первая стадия позволяет педагогу:
- актуализировать и обобщить имеющие у студента знание по данной
теме или проблеме, побудить студента к активной работе на занятии;
Вторая стадия позволяет студенту:
- получить новую информацию;
- осмыслить новую информацию;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия позволяет студенту:
- Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
- получить новое знание;
- сформировать у каждого студента собственное отношение к
творческой работе.
Методы развития креативности:
6
Имитационное моделирование жизненно – важных ситуаций
(формы: деловые, ролевые, сюжетные игры);
Коммуникативные технологии активного партнёрского
взаимодействия (формы: парная работа, групповая работа, учебный
диалог, дискуссия);
Исследовательские технологии обучения (формы: индивидуальный
и совместный поиск решения проблемных задач и ситуаций).
Результаты, к которым приводит использования технологии
критического мышления:
Высокая мотивация студентов к образовательному процессу;
Возрастание мыслительных возможностей студентов, гибкости
мышления, его переключения с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить
понятия и оперировать ими;
Развитие способности передавать другим авторскую информацию,
подвергать её коррекции, понимать и применять точку зрения
других людей;
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология критического мышления.
Сущность технологии:
Обеспечивает развитие мышления;
Формирует коммуникативные способности;
Вырабатывает умения самостоятельной работы;
Принципы технологии:
* Личностно – ориентированный подход.
* Деятельный подход.
* Коммуникативный принцип.
* Субъектно-субъектные отношения педагога и студента.
* Самостоятельно –поисковые формы работы с информацией.
7
* Структурирование своего знания.
Технология развития критического мышления даёт студенту:
- повышение эффективности восприятия информации
-повышение интереса как к обучаемому материалу, так и к самому
процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относится к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение самостоятельно принимать ответственные решения и
учится на протяжении всей жизни.
Использование технологии развития критического мышления позволяет
формировать коммуникативные способности студентов, умения
самостоятельно работать и принимать ответственные решения.
Заключение:
Особенностью современного этапа развития профессионального
образования - является ведущая роль умственной деятельности,
переход к когнитивному обществу.
На данном этапе, одной из главных в развитии профессионального
образования, является привитие вкуса к образованию, познавательный
интерес. Музыка, наряду с другими познавательными интересами,
решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования
личности.
Сформированные у студентов универсальные учебные действия,
должны помочь студентам в их адаптации к быстро меняющимся
условиям жизни. Это обусловливает необходимость решения задачи
развития критического и творческого мышления студентов на
современном этапе.
8
Развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать
музыку, вокальное искусство, изучать шедевры мировой музыкальной
классики, не погружаясь в неё полностью.
Список литературы:
1. М.Г. Арановский. Мышление, язык, семантика «Проблема музыкального
мышления»/ сост. М Г. Арановский – М.: Музыка, 1974 г.
2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального
воспитания. - М., 1983 г.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1991г.
4.Терентьева Н.А. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание /
Программы – М.: Просвещение, 1994 г.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2002 г.
5. Верченко И.А. Психологические особенности творческого мышления
студентов в процессе индивидуального и совместного решения учебных
задач / И.А. Верченко., В.В. Гагай // Мир науки, культуры, образования -
2012.- № 4 – 2 С- 128 – 133..