Напоминание

"О развитии образного мышления студентов в области музыкальной деятельности"


Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж культуры и искусства
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "О развитии образного мышления студентов в области музыкальной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства»

«

О развитии образного мышления студентов в области

музыкальной деятельности»

Автор: преподаватель вокала высшей квалификационной

категории Колесняк М.В.

Ульяновск, 2020

1

Аннотация:

В статье раскрываются закономерности, условия и средства развития

образного мышления, развитие интеллектуальных и творческих

способностей студентов, технология творческого и критического

мышления студентов в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: музыкальный образ, образные представления,

образно - эмоциональное единство, внеурочная деятельность,

моделирование, средства музыкальной выразительности, алгоритмы

обучения.

В центре внимания - функции музыкального образа в музыкальном

сознании и деятельности, возможности и механизмы воздействия

музыкального образования на формирование у студентов образной

сферы, исполнительской культуры, художественное и личностное

развитие.

Психологическими основами развития образного мышления в процессе

музыкального образования - является единство формы и содержания

в искусстве, образно-эмоциональное единство в музыкальном восприятии

и мышлении.

Развитие мышления студентов в процессе обучения – это формирование

и совершенствование всех видов профессиональной деятельности, форм

и операций мышления, выработку умений и навыков творческого

мышления в познавательной учебной деятельности, а также умений

осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной

области знаний в другие.

Развитие мыслительной деятельности у студентов в процессе обучения

это значит:

Развивать у студентов умение сравнивать наблюдаемые предметы,

находить в них общие свойства и различия;

Учить студентов анализировать, сравнивать и классифицировать;

Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

Цель обучения:

2

Развитие интеллектуальных и творческих способностей

студентов;

Воспитание артистизма и исполнительской культуры,

способности и воспринимать образное содержание музыки и

воплощать его в разных видах музыкально – творческой

деятельности.

Сформировать у студентов представление об основных

психолого – педагогических закономерностях, принципах

обучения и развития музыкально – образного мышления.

Задачи развития:

Сформировать

представление

о

процессе

становления

музыкально - образного мышления;

Научить

студентов

разбираться

в

закономерностях

искусства

восприятии музыки: научить размышлять о ней, связывая с

другими видами искусства;

Заложить

основы

творческих

музыкальных

способностей,

практических умений и навыков в процессе исполнения

произведений;

Развить музыкально – эстетический вкус;

Побудить к музыкальному самообразованию.

Развитие творческого мышления:

Успешность развития творческого мышления в процессе

профессионального образования во многом определяется уровнем

сформировавшихся основных компонентов творческого мышления на

более ранних этапах формирования личности.

В число таких компонентов входят:

- способность к анализу, сравнению и установлению причинно-

следственных связей;

- критичность мышления (обнаружение).

3

Творческое мышление - это мышление, основанное на воображении.

Оно создаёт новые идеи, связывает определённые предметы или

образы так, как их раньше не связывали.

Творческое мышление охватывает мыслительные процессы,

приводящие к получению решений, созданию необычных оригинальных

идей, обобщений, теорий, а также художественных форм.

Формирование и развитие творческого мышления студентов основано

на глубоком познании музыкального искусства, внутренних

закономерностях музыкального творчества, на осмыслении важнейших

средств музыкальной выразительности, воплощающих художественно-

образное содержание музыкальных произведений.

Творческое мышление - процесс создания чего-то нового, необычного и

оригинального. Образное мышление - один из основных видов

логического мышления в музыкальном искусстве.

Этапы формирования творческого воображения и творческого

мышления.

Основная цель заключается в обучении приёмам и методам развития

творческого воображения и формирования исследовательских умений

Наблюдать;

Анализировать;

Сравнивать;

Моделировать процесс взаимодействия объектов.

В практической работе со студентами, я применяю методы и

приёмы, стимулирующие развитие интеллектуальных и творческих

способностей студентов:

Творческая беседа.

Личный показ;

Интересный разнообразный репертуар;

Наполнение учебного материала интересными фактами и

высказываниями известных людей.

Анализ конкретных ситуаций.

4

Создание проблемных ситуаций.

Мини – опрос.

Элементы наблюдения, самонаблюдения.

Ролевые игры.

Тестирование и другие диагностические процедуры.

Элементы социально-психологического тренинга.

Рефлексивный анализ и самооценка.

Для развития творческих способностей студентов применяю методы:

Наглядные;

Словесные;

Репродуктивные;

Вокальное исполнительство;

Метод образного видения;

Метод сравнения;

Метод сочинения;

Метод планирования;

Метод самоорганизации;

Метод проектов;

Метод художественной педагогики;

Метод музыкальной драматургии;

Метод креативного поля;

Метод создания ситуаций успеха.

Технология критического мышления:

Критическое мышление – это способность анализировать информацию

с позиции логики и личностно - ориентированного подхода с тем,

чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так

и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы,

вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые

продуманные действия.

5

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления

посредством интерактивного включения студентов в образовательный

процесс.

Технология критического мышления в образовательном процессе:

Способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и

продуктивному взаимодействию между людьми;

Облегчает понимание различных взглядов на мир;

Позволяет студентам использовать свои возможности для

наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем

неопределённости;

Создаёт базу для новых форм трудовой деятельности.

Технология критического мышления включает 3 стадии:

Первая стадия позволяет педагогу:

- актуализировать и обобщить имеющие у студента знание по данной

теме или проблеме, побудить студента к активной работе на занятии;

Вторая стадия позволяет студенту:

- получить новую информацию;

- осмыслить новую информацию;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия позволяет студенту:

- Целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

- получить новое знание;

- сформировать у каждого студента собственное отношение к

творческой работе.

Методы развития креативности:

6

Имитационное моделирование жизненно – важных ситуаций

(формы: деловые, ролевые, сюжетные игры);

Коммуникативные технологии активного партнёрского

взаимодействия (формы: парная работа, групповая работа, учебный

диалог, дискуссия);

Исследовательские технологии обучения (формы: индивидуальный

и совместный поиск решения проблемных задач и ситуаций).

Результаты, к которым приводит использования технологии

критического мышления:

Высокая мотивация студентов к образовательному процессу;

Возрастание мыслительных возможностей студентов, гибкости

мышления, его переключения с одного типа на другой;

Развитие способности самостоятельно конструировать, строить

понятия и оперировать ими;

Развитие способности передавать другим авторскую информацию,

подвергать её коррекции, понимать и применять точку зрения

других людей;

Развитие умения анализировать полученную информацию.

Технология критического мышления.

Сущность технологии:

Обеспечивает развитие мышления;

Формирует коммуникативные способности;

Вырабатывает умения самостоятельной работы;

Принципы технологии:

* Личностно – ориентированный подход.

* Деятельный подход.

* Коммуникативный принцип.

* Субъектно-субъектные отношения педагога и студента.

* Самостоятельно –поисковые формы работы с информацией.

7

* Структурирование своего знания.

Технология развития критического мышления даёт студенту:

- повышение эффективности восприятия информации

-повышение интереса как к обучаемому материалу, так и к самому

процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относится к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- желание и умение самостоятельно принимать ответственные решения и

учится на протяжении всей жизни.

Использование технологии развития критического мышления позволяет

формировать коммуникативные способности студентов, умения

самостоятельно работать и принимать ответственные решения.

Заключение:

Особенностью современного этапа развития профессионального

образования - является ведущая роль умственной деятельности,

переход к когнитивному обществу.

На данном этапе, одной из главных в развитии профессионального

образования, является привитие вкуса к образованию, познавательный

интерес. Музыка, наряду с другими познавательными интересами,

решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования

личности.

Сформированные у студентов универсальные учебные действия,

должны помочь студентам в их адаптации к быстро меняющимся

условиям жизни. Это обусловливает необходимость решения задачи

развития критического и творческого мышления студентов на

современном этапе.

8

Развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать

музыку, вокальное искусство, изучать шедевры мировой музыкальной

классики, не погружаясь в неё полностью.

Список литературы:

1. М.Г. Арановский. Мышление, язык, семантика «Проблема музыкального

мышления»/ сост. М Г. Арановский – М.: Музыка, 1974 г.

2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального

воспитания. - М., 1983 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,

1991г.

4.Терентьева Н.А. Музыка: музыкально-эстетическое воспитание /

Программы – М.: Просвещение, 1994 г.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2002 г.

5. Верченко И.А. Психологические особенности творческого мышления

студентов в процессе индивидуального и совместного решения учебных

задач / И.А. Верченко., В.В. Гагай // Мир науки, культуры, образования -

2012.- № 4 – 2 С- 128 – 133..



В раздел образования