Напоминание

Работа социального педагога с семьями находящимися в социально-опасном положении


Автор: Шайсламова Лилия Ильфатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Дюртюли
Наименование материала: Статья
Тема: Работа социального педагога с семьями находящимися в социально-опасном положении
Раздел: среднее образование





Назад




Работа социального педагога с семьями,

находящимися в социально опасном положении

Врач лечит тело. Я латаю душу.

Тот обделен судьбой, а то и не послушен,

В семье другого нет тепла, уюта

И счастье в том, чтобы помочь кому-то.

Секреты, все и тайны сохраняя

Тем дорожу, что дети доверяют.

И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,

Я понимаю, что должна быть с ними рядом.

Заботы их – давно мои заботы

Пусть меньше не становится работы.

Настало время. Подвожу итог:

Мое призванье – социальный педагог.

В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это

возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка

общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его

познавательную, трудовую и творческую деятельность. От поведения отца и

матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит

ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание,

становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в

дошкольном возрасте ему открывается мир.

В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности,

заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье

закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат

оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду,

выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной

жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им. Семья – это

дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих

отношений, происходит первая социализация личности.

Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталкиваться с

различными типами семей. В крупном и среднем городе общение молодого и

взрослого поколения семьи изменяется. Школа, производство, культурные

центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая

среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.

В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачены семейно-

нравственные традиции, изменилось отношение родителей к детям, разрушен

психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали

более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на

произвол. Экономический кризис приводит к низкой заработной плате, к росту

цен, закрытию предприятий это все отражается плохо на детях. Поэтому, перед

образовательными учреждениями стоит задача- оказание социально-психолого

– педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении – это семья, имеющая

детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не

исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и

отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Важно учитывать, кто пьет в семье – один или оба родителя, мать или отец.

Отец – алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьет или

откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается.

Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно

отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя. Дети страдают от

того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей,

убегают из дома.

Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача

социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с

этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая ведет их к

полному неблагополучию.

На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее

членов, что семье хотят помочь. Далее собирает сведения о детях в

поликлинике, в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их

прав. Если не удается убедить родителей не пить и изменить свою жизнь,

педагог стремится изолировать детей от родителей-алкоголиков. Здесь ему

потребуется помощь юристов и межведомственных органов, которые помогут

поместить детей в социальный приют на период профилактической работы с

родителями.

Я как социальный педагог, в своей практике, использую следующий алгоритм

по работе с неблагополучными семьями:

• изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение

обращений семей за помощью;

• первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи с

составлением акта жилищно-бытовых условий;

• знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их

условий жизни;

• знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение

их действий, вывод;

• изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,

ценностных ориентаций;

• изучение личностных особенностей членов семьи;

• составление карты семьи;

• координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями

(образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации

детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по

делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);

• составление программы работы с неблагополучной семьей;

• текущие и контрольные посещения семьи;

• выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Таким образом, существует множество разнообразных методов работы

социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены

выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее

психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с

помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.



В раздел образования