Автор: Шайсламова Лилия Ильфатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Дюртюли
Наименование материала: Статья
Тема: Работа социального педагога с семьями находящимися в социально-опасном положении
Раздел: среднее образование
Работа социального педагога с семьями,
находящимися в социально опасном положении
Врач лечит тело. Я латаю душу.
Тот обделен судьбой, а то и не послушен,
В семье другого нет тепла, уюта
И счастье в том, чтобы помочь кому-то.
Секреты, все и тайны сохраняя
Тем дорожу, что дети доверяют.
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Заботы их – давно мои заботы
Пусть меньше не становится работы.
Настало время. Подвожу итог:
Мое призванье – социальный педагог.
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это
возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка
общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его
познавательную, трудовую и творческую деятельность. От поведения отца и
матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит
ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание,
становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в
дошкольном возрасте ему открывается мир.
В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности,
заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье
закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат
оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду,
выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной
жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать им. Семья – это
дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих
отношений, происходит первая социализация личности.
Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталкиваться с
различными типами семей. В крупном и среднем городе общение молодого и
взрослого поколения семьи изменяется. Школа, производство, культурные
центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая
среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.
В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачены семейно-
нравственные традиции, изменилось отношение родителей к детям, разрушен
психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали
более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на
произвол. Экономический кризис приводит к низкой заработной плате, к росту
цен, закрытию предприятий это все отражается плохо на детях. Поэтому, перед
образовательными учреждениями стоит задача- оказание социально-психолого
– педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении – это семья, имеющая
детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не
исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и
отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Важно учитывать, кто пьет в семье – один или оба родителя, мать или отец.
Отец – алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьет или
откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается.
Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно
отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя. Дети страдают от
того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей,
убегают из дома.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача
социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с
этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая ведет их к
полному неблагополучию.
На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее
членов, что семье хотят помочь. Далее собирает сведения о детях в
поликлинике, в школе, в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав. Если не удается убедить родителей не пить и изменить свою жизнь,
педагог стремится изолировать детей от родителей-алкоголиков. Здесь ему
потребуется помощь юристов и межведомственных органов, которые помогут
поместить детей в социальный приют на период профилактической работы с
родителями.
Я как социальный педагог, в своей практике, использую следующий алгоритм
по работе с неблагополучными семьями:
• изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение
обращений семей за помощью;
• первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи с
составлением акта жилищно-бытовых условий;
• знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их
условий жизни;
• знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение
их действий, вывод;
• изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей,
ценностных ориентаций;
• изучение личностных особенностей членов семьи;
• составление карты семьи;
• координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями
(образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации
детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по
делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
• составление программы работы с неблагополучной семьей;
• текущие и контрольные посещения семьи;
• выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Таким образом, существует множество разнообразных методов работы
социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены
выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее
психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с
помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.