Напоминание

Использование дистанционных образовательных технологий.


Автор: Сапронова Светлана Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ИО БрПК
Населённый пункт: г Братск
Наименование материала: Использование дистанционных образовательных технологий как средство организации самостоятельной деятельности учащихся.
Тема: Использование дистанционных образовательных технологий.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование дистанционных образовательных технологий как средство

организации самостоятельной деятельности обучающихся.

С

введением

ФГОС

третьего

поколения

в

образовательный

процесс

организации

процесса

обучения

изменилась

от

«знаний»

к

«способам

деятельности».

Стандарты

направлены

на

формирование

общих

и

профессиональных

компетенций.

Перед

преподавателем

ставится

задача

организации учебного занятия на деятельностной основе для формирования у

обучающихся опыта практической деятельности.

Профессиональная компетенция представлена как «способность успешно

действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении

задания,

решения

задачи

профессиональной

деятельности»,

а

общая

компетенция как «способность успешно действовать на основе практического

опыта,

умений

и

знаний

при

решении

задач,

общих

и

многих

видов

профессиональной деятельности»

1

.

Именно самостоятельная работа является той деятельностью обучающихся,

которая

непосредственно

направлена

на

формирование

у

них

ОК

и

ПК,

обеспечивающих развитие способности к самообразованию, самоуправлению и

саморазвитию. Это подтверждают общие компетенции:

ОК

2.

Организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

п о с т а н о в к и

и

р е ш е н и я

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

з а д а ч ,

п р о ф е с с и о н а л ь н о г о

и

л и ч н о с т н о г о

р а з в и т и я .

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации»

2

.

1



Словарь справочник современного российского профессионального образования/Авт.-сост: БлиновВ.И.,

Волошина М.А., Есениена Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н.- Выпуск 1.

2



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального

образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [текст]:методическое пособие/ Авт.-сост: Л.Н.

Вавилова, М.А. Гуляева- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012.-180с

Одним из требований к условиям реализации основной профессиональной

образовательной

программы

(ФГОС,

п.

7.

1.)

является

обеспечение

эффективной

самостоятельной

работы

обучающихся

в

с оч е т а н и и

с

совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров

производственного обучения.

Правильная

организация

самостоятельной

работы

студентов

залог

качественной подготовки будущего специалиста.

Сам образовательный процесс делиться на аудиторный и внеаудиторный.

Внеаудиторная самостоятельная учебная работа студентов, как важная форма

образовательного процесса, направлена на усвоение содержания образования и

формирование

профессиональных

компетенций

во

внеаудиторное

время

по

темам

или

разделам

тем,

определенным

рабочей

программой

учебной

дисциплины для самостоятельного изучения.

Качество

обучения

во

многом

зависит

от

того,

как

организована

внеаудиторная

самостоятельная

работа

студентов

по

изучению

предмета.

Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный

поиск

информации,

анализировать

информацию,

структурировать

ее,

аргументированно

высказывать

свою

точку

зрения

становятся

актуальными

требованиями

к

личным

и

профессиональным

качествам

современного

специалиста

3

.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с

целью

приобретения

студентом

ОК

и

ПК,

позволяющих

сформировать

у

студентов способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной

деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы

под

руководством

преподавателя

стать

творческой

личностью,

способной

самостоятельно

приобретать

знания,

умения

и

владения,

формулировать

проблему и находить оптимальный путь её решения.

Самостоятельная

работа

это

планируемая

в

рамках

учебного

плана

деятельность

обучающихся

по

освоению

содержания

ОПОП

НПО/СПО,

3



Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] : учеб.пособие / В. А. Скакун. - М.

: Форум : ИНФРА-М, 2007. - 336 с. -

которая

осуществляется

по

заданию,

при

методическому

руководстве

и

контроле преподавателя.

Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной

работы

свидетельствует

о

многообразие

видов

и

типов

самостоятельней

деятельности

студентов,

различных

способах

педагогического

управления

самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

В статье мы затронем вопрос организации внеаудиторной самостоятельной

работы обучающихся с использованием дистанционных технологий.

Дистанционные технологии предполагают интерактивное взаимодействие

между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и

интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта

или Web-страницы).

Дистанционная

технология –

информационная

технология

обучения,

направленная на преодоление расстояния между преподавателем и обучаемым с

сохранением показателей качества обучения.

Дистанционная

технология

обучения образовательного

процесса

совокупность

методов

и

средств

обучения

и

администрирования

учебных

процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на

основе использования информационных и телекоммуникационных технологий

4

.

Дистанционные

образовательные

технологии

делают

процесс

обучения

более индивидуальным, так как обучающиеся могут сами определять темп

обучения,

имеется

возможность

несколько

раз

выполнять

задания. Такая

система п о з в о л я е т

в ы р а б а т ы в а т ь н а в ы к и

с а м о о б р а з о в а н и я у

обучающихся, с о з д а в а т ь

и н д и в и д у а л ь н у ю

о б р а з о в а т е л ь н у ю

траекторию. Организация самостоятельной деятельности учащихся на основе

дистанционных

образовательных

технологий

предполагает

использование

Интернет-ресурсов:

для изучения нового учебного материала;

для выполнения самостоятельных, практических работ;

для анализа и построения моделей в виртуальных лабораториях;

4



Нургалиева Г.К., Есжанов А.Е. Педагогический словарь терминов и определений в области информатизации

образования. – НЦИ, Алматы. – 52 с.

для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты,

рефераты, проекты и т.п.;

для отработки умений и навыков;

для подготовки выступлений и презентаций;

для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным конкурсам и

турнирам;

- для выполнения учебно-исследовательских работ;

- для проведения контроля и самоконтроля.

Для того чтобы организовать самостоятельную деятельность учащихся на

основе использования дистанционных образовательных технологий, учителю

необходимо:

ознакомиться с ресурсами, предлагаемыми в Интернет в рамках учебного

предмета, преподаваемого учителем;

выделить те из них, которые наиболее предпочтительны для учащихся его

класса;

составить аннотацию к ним;

провести презентацию выбранных ресурсов;

освоить технологию дистанционного консультирования для того, чтобы

учащийся мог получить своевременную помощь.

Для

организации

индивидуального

дистанционного

консультирования

учитель может использовать как групповые консультации в форумах, так и

индивидуальные консультации посредством системы личных сообщений или

электронной почты. Организуя подобного рода деятельность, учитель должен

четко

сформулировать

учащимся

условия

проведения

дистанционных

консультаций, включающие в себя ответы на вопросы

5

:

в какое время учитель будет находиться в on-line доступе;

в

течение

какого

времени

будет

дан

ответ

на

вопрос,

если

консультирование идет в асинхронном режиме;

какие вопросы целесообразно выносить на консультацию, а какие лучше

обсудить при личной встрече;

5



Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работ

ы учителей-предметников. Автор/создатель: Снегурова В.И.

-

СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 33 с

как задавать вопросы;

Принимая решение о проведении дистанционных консультаций, учитель

принимает, тем самым на себя определенные обязательства. Следует помнить,

что

для

успешной

деятельности

в

этой

области

необходимо

выполнение

следующих условий.

начинать консультацию, проводимую в режиме on-line, с приветствия и

заканчивать прощанием;

точно соблюдать время проведения синхронных консультаций;

отвечать на вопросы не позднее обещанного срока, в случае задержки -

сообщить об этом учащемуся;

отвечать на все вопросы по возможности точно и ясно;

отвечая

на

вопросы,

не

забывать

поощрять

учащегося

за

удачно

сформулированный вопрос, поставленную задачу, выявленную проблему;

по

возможности

направлять

поиск

учащегося

с

помощью

встречных

вопросов, указания спорных или интересных моментов в изучаемой проблеме;

Можно

выделить

следующие

типы

ресурсов

для

дистанционного

обучения:

1)

Информационные,

теоретические

в

них

представлены

основные

теоретические сведения; в ряде ресурсов тут же предлагается оперативный

контроль в форме одного-двух вопросов;

2) Практические – в них учащимся предлагается выполнить несколько заданий

или

ответить

на

вопросы,

причем,

в

случае

неудачи

ему

предоставляется

возможность повторного ответа или теоретическая подсказка;

3) Контролирующие – в них учащимся предлагается ответить на вопросы и

выполнить задания, при этом фиксируются полученные им результаты.

Каждый из типов ресурсов соответствует определенному этапу урока

(занятия).

Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной

работы

свидетельствует

о

многообразие

видов

и

типов

самостоятельней

деятельности

студентов,

различных

способах

педагогического

управления

самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.

Дистанционные технологии предполагают интерактивное взаимодействие

между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и

интерактивным источником информационного ресурса (например, Web-сайта

или Web-страницы).

Хочется

отдельно

остановиться

на

внеаудиторной

самостоятельной

работе,

которая

выполняется

обучающимся

во

внеаудиторное

время

по

разработанному заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

В целях успешного освоения содержания дисциплин обществоведческого цикла

предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ. Приведу

примеры

и

аргументы

целесообразности

выбранных

видов

и

уровней

самостоятельных работ. Например:

1. Используя Интернет, составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона,

в котором вы живете.

Самостоятельная работа является индивидуальной, т.е. предусматривает

обязательное личное выполнение задания. К особенностям выполнения этой

работы можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении

содержания работы. Работа эвристическая (частично-поисковая), заключается в

накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной

ситуации

с

элементами

исследовательской

деятельности.

Выполнение

СР

преследует следующие дидактические цели: владение умением самостоятельно

приобретать

знания,

формирование

практических

умений

(основного

компонента компетенций).

2.

Поиск

информации

звуковой

и

видеоинформации

по

заданной

теме

(Например причины второй мировой войны).

Цель

работы

-

формирование

у

обучающихся

навыков

отбора

и

систематизации информации по заданной теме.

3. Подготовьте инструкцию «Что делать, если вам продали не качественный

товар».

Эвристическая самостоятельная работа обучающихся по формированию

практических

умений

(основного

компонента

компетенций).

В

ее

ходе

происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических

умений

по

данной

теме,

формируется

умение

использовать

нормативную,

правовую,

справочную

документацию,

развиваются

познавательные

способности

и

активность

обучающихся;

формируется

самостоятельность

мышления,

воспитывается

самостоятельность

как

личностное качество будущего специалиста.

4. Составьте таблицу характеристик некоммерческих организаций.

Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и систематизации

знаний, обучающихся с элементами анализа и исследовательской деятельности.

Задание

предполагает

упорядочение

новой

информации

как

исходного

материала при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение

знаний при этом становится необходимым условием успешного выполнения

работы.

Обучающимся

необходимо

указать

ресурсы,

необходимые

для

выполнения задания. Указанный список должен содержать ссылки на web-

страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или

другие материалы.

5.

Разработайте

WEB-страницы,

рассказывающие

об

учебном

заведении,

группе, профессии, семейных династиях и т.д.

Творческое задание предлагается как отдельным обучающимся, так и

мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и

преподаватель) за выполненную работу. Публичное обсуждение и защита своего

проекта

повышают

роль

самостоятельной

работы,

усиливают

стремление

обучающихся к ее качественному выполнению. По завершении работы над

заданием обучающийся должен владеть учебным материалом по данной теме

настолько, чтобы суметь создать web-страницу с возможностью передвижения с

помощью гиперссылок, смоделировать физическое пространство.

Активная

самостоятельная

работа

обучающихся

возможна

только

при

наличии

серьезной

и

устойчивой

мотивации.

Обучающийся

должен

видеть

полезность выполняемой работы либо для овладения будущей профессией,

либо

для

дальнейшей

учебной

деятельности.

Важнейшим

условием

эффективности

самостоятельной

работы

студентов

является

контроль

результатов, который включает в себя оценку выполнения заданий.

Литература

1.

Агапов

И.Г.

Формирование

общих

компетенций

школьников

в

процессе

дистанционного обучения. М. – 2000, 292 с.

2.

Зайченко

Т.П.

Инвариантная

организационно-дидактическая

система

дистанционного обучения: Монография. - СПб.: Изд-во "Астерион", 2004. - 188

с.

3.Нургалиева

Г.К.,

Есжанов

А.Е. Педагогический

словарь

терминов

и

определений в области информатизации образования. – НЦИ, Алматы. – 52 с.

4.Хуторской

А.В.

Научно-практические

предпосылки

дистанционной

педагогики // Открытое образование. – 2001. - №2. – С.30-35.

5.Методические рекомендации по использованию дистанционных образователь

ных технологий в практике работы учителей-предметников. Автор/создатель:

Снегурова В.И. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 33 с



В раздел образования