Автор: Кипреева Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: Статья "Методы и приемы обучения и развития детей с ГУО "Жизнь в условиях своего генеза - жизнь в радости".
Раздел: начальное образование
Кипреева Г.В.- учитель - дефектолог МБОУ «Школа – интернат № 4 для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.
Заслуженный учитель Российской Федерации
.
Методы и приемы
обучения и развития детей с ГУО по теме: «Жизнь в
условиях своего генеза – жизнь в радости». 2020г.
Открытость,
радость,
активность
–
важные
принципы
по
организации
образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Я
обучаю учеников - инвалидов в связи с нарушениями опорно-двигательной системы,
зрения,
психическими
заболеваниями.
Считаю
необходимостью
не
отягощать
учебный труд этих детей, а находить средства, способы, приемы создавать условия
для их успешного труда.
Ученики могут подходить в любой уголок и именно с этой позиции начинается учебный
день. Учитель же направляет их к тому уголку, который соответствует первому уроку по
расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то
появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим, подъедем (подползём, подскачем) и
посмотрим!”
Такой
вариант
организации
среды
и
обучения
наиболее
оптимален
для
работы.
Центральная часть класса, застеленная ковром, остаётся свободной для игр, и учителю
нет
необходимости
ждать
перемен,
можно
устроить
дополнительный
отдых,
ориентируясь
на
состояние,
возможности
детей
и
тем
самым
действительно
реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
Кроме
этого,
подобное
оформление
класса
развивает
мотивацию
у
детей
к
учению,
формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем
самым создаётся база навыков учебного поведения.
Свободно подходя к столикам, диванам, дети учатся спокойно ходить по классу, не
задевая столы
и
стулья,
осмысленно
двигаться,
учатся
осторожности.
Это
им
пригодится в будущей жизни. Я учу своих детей лучше ориентироваться в пространстве:
видеть
далёкое
и
близкое.
Для
реализации
плановой
программы
по
уточнению
сенсомоторных
представлений
у
детей,
освоению
ими
элементарных
математических
представлений на основе специального дидактического материала, для этого я использую
настенное панно.
Использование сюжетов (гусеницы, цветы, бабочки) делает процесс освоения словаря,
цифр, букв, уточнения представлений детей о цвете, форме, сквозным, т.е. наши дети
из
урока
в
урок
встречаются
с
одними
и
теми
же
героями,
с
которыми
что-то
происходит. При помощи скотча мы сажаем на отделы гусениц, красную бабочку,
зелёного жука и т.д.
На панно можно смотреть глазами, показывать рукой, подходить, поворачиваться
всем корпусом и т.д.
Данная форма работы снижает жесткую регламентацию поведения учителя и учащихся,
предоставляя возможность творческого решения комплекса дидактических задач: обучение
счёту,
развитие
речи,
обучение
чтению.
Это
и
придаёт
организации
обучения
интегрированный характер, т.е. наши ученики, путешествуя с гусеницей, попутно осваивают
учебную
программу
по
различным
предметам
в
игровой
форме.
Весь
материал
взаимозаменяем. Например, мы изучаем тему: “Фрукты”. На столике лежат картинки с
фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно свежие фрукты.
Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все
анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.
В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию,
постановке
вопросов,
участию
в
диалоге,
я
использую ряд
специальных
вопросов,
которые, на мой взгляд (при их систематическом включении в урок), развивают у
учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.
Одним из таких приёмов является использование графических схем.
Чтобы сформировать у ученика связное высказывание без наводящих вопросов, я учу их
слушать и правильно отвечать на вопросы. КТО это? Что это? Затем дети определяют цвет
предмета. От цвета мы переходим к размеру и только потом к форме предмета, например:
“Что это?” – “Это яблоко”
“Какое оно?” – “Красное, большое, круглое”.
Рис 5
При повторе прикрепляю картинки с изображением яблока и спрашиваю: “Какое оно?”,
показывая поочерёдно на графические символы.
Получается фраза: “Большое красное круглое яблоко”.
Постепенно приучаю детей строить фразу, используя для этого графические схемы и их
перестановки,
т.е.
даю
учащимся
наглядное
восприятие
конструирования
фразы.
Далее,
когда
ученики
научатся
самостоятельно
строить
фразы,
ввожу
новые
обозначения (предлоги, глаголы и т.д.). Графическую наглядность я использую для
формирования
умения
строить,
моделировать
фразу.
Уроки
показали,
что
приём
доступен
детям,
и
они
быстро
осваивают
символику
в
целях
самостоятельного
составления рассказа.
Для развития речи глубоко умственно отсталого ребёнка среда выступает не только как
условие,
но
и
как
источник
его
развития. Основным
признаком
обучения
и
единственно твёрдой почвой для формирования речи и мышления ученые считали
необходимость всемерно использовать предметно-практическую деятельность.
Практическая работа и опыт показали, что:
речь глубоко умственно отсталых может развиваться;
развитие речи зависит от окружения, общения, организации обучения;
развитие
речи
идет
эффективно
при
условии
параллельной
работы
по коррекции высших психических функций;
предметно-практическая
деятельность,
трудовая
деятельность
создают основу для формирования коммуникативной функции речи.
Наши дети любят всё потрогать руками. Поэтому развитие мелкой моторики
идёт
постоянно.
На
уроках
мы
перекладываем
фасоль,
занимаемся
с
бельевыми прищепками, шнурками, обводим, штрихуем, вырезаем.
Важно сформировать различные способы захвата, удерживания предметов и
действий с ними. Обучение начинают с игрушек, в процессе игры. Например,
ребенок,
держа
совок
в
руке,
берет
им
песок,
пересыпает
его,
помешивает,
выравнивает
его
поверхность.
Много
целесообразных
движений
в
игре
с
кубиками:
их
можно
перекладывать, переворачивать, передвигать,
устанавливать
один
на
другой,
строить,
разбирать
постройку,
снимая по одному кубику с башни или домика.
Для развития мелких движений можно использовать работу с
пластилином, бумагой, мозаикой и т.д. Надо начинать с очень
простых заданий: раскатать палочку из пластилина, затем концы
слепить
-
получается
колечко,
из
колечек
можно
составить
цепочку;
раскатать
рукой
шарик
из
пластилина,
распластать
шарик, слепить гриб и т. п.
Что касается работы с бумагой, то, прежде всего, ее используют,
чтобы
научить
ребенка
приему
отщипывания,
отрывания
клочков
бумаги.
Сначала
он
отщипывает
кусочки
от
любой
части
листа
бумаги.
Делается
это
большим
и
указательным
пальцами
правой
руки, большим и средним пальцами, то есть в ходе отщипывания
указательный
и
средний
пальцы
работают
поочередно.
Когда
движение
освоено,
упражнение
выполняется
по
определенному
плану: отщипывание производится с одной стороны листа или кругом
листа, а также по ограничивающей линии, проведенной карандашом.
Это
очень
хорошее
упражнение
по
укреплению
пальцев
рук.
Отщипывать бумагу можно то правой, то левой рукой. И чем мельче
клочки
бумаги,
тем
больше
напряжение
пальцев,
тем
интенсивнее упражняется рука.
Можно
также
мять
бумагу
и
разглаживать
ее
ладонью;
сгибать
бумагу
по
прямым
линиям
в
любом
направлении;
сгибать
лист
бумаги
пополам,
совмещая
углы
и
стороны. Развитию
мелких
движений
хорошо
служит
работа
с
мозаикой.
С
помощью
взрослого дети учатся выкладывать различные фигуры, дорожки
и
т.
п.
Например,
строится
дорожка
из
чередующихся
цветов
-
красного
и
синего.
В
ходе
выполнения
этого
задания
наряду
с
развитием двигательных функций проводится работа по различению
цвета.
Большое внимание в работе с детьми следует уделять обучению их
практической
деятельности.
С
помощью
взрослого
они
учатся
выполнять
следующие
действия
с
предметами: катать
шарики
в
определенном направлении, бросать шарики или другие мелкие
предметы в сосуд с узким горлышком, перекладывать предметы
из
одной
коробки
в
другую;
складывать
предметы
в
коробку
таким
образом,
чтобы
ее
можно
было
закрыть
крышкой;
открывать и закрывать коробки, деревянные яйца, матрешки и
т . д .
,
закручивать
руками
( без
инструментов )
крупные
пластмассовые
или
деревянные
гайки
на
толстом
стержне
с
резьбой;
нанизывать
предметы
с
отверстиями
на
стержень,
нанизывать
шары
на
шнур
(«бусы»).
Кроме
того,
ребенок,
поставленный
в
определенную
ситуацию,
учится
использовать
различные
предметы
как
орудия
действия,
например
доставать
предмет, находящийся в труднодоступном месте, при помощи палки.
(Допустим, мяч закатился под диван, достать его рукой невозможно.
Ребенок должен сообразить, каким способом можно выйти из этого
положения.) Детей следует также обучать умению использовать стул
или скамейку для доставания предмета, находящего высоко. При этом
дети должны применять полученные навыки в различных бытовых
ситуациях.
Одно из характерных проявлений аномального развития глубоко
умственно отсталых детей - их неумение играть. У них нет замысла
игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место,
бессмысленно манипулируя ими. Задача родителей - научить ребенка
играть. Обучение игре важно не только с точки зрения организации
свободного
времени
детей. В
процессе
игровой
деятельности
происходит
коррекция
психических
функций
ребенка
(внимания,
памяти,
мышления
и
т.д.),
развивается
его
эмоциональная сфера.
Для занятий с ребенком должен быть устроен специальный
игровой уголок, где на коврике были бы игрушечная мебель,
посуда,
предметы
быта,
одежды
и
т.д.
Подбирать
игрушки
следует
яркие,
красочные,
чтобы
привлечь
внимание
ребенка.
Игровые
ситуации
побуждают
его
к
высказываниям
,
воздействуют на чувства. Например, медвежонок вывалился из
машины,
его
следует
пожалеть,
приласкать;
лошадка
долго
скакала, ее необходимо напоить водой, накормить. Игра должна
занимать
значительное
место
в
режиме
дня
ребенка,
а
взрослый
должен быть активным ее участником. Следует периодически менять
игрушки, чтобы поддерживать интерес к ним.
Большое внимание должно быть уделено развивающим играм. Так,
например, можно провести игру «Что изменилось?». На столе перед
ребенком
раскладывают
несколько
игрушек
,
которые
он
рассматривает
и
называет.
Затем
ему
предлагают
отвернуться
от
стола, а в это время одну игрушку убирают. Взрослый просит ребенка
вновь
посмотреть
на
стол
и
сказать,
какой
игрушки
не
хватает.
Интересная игра «Кому что нужно?». После ознакомления ребенка с
хозяйственно-бытовым
трудом
членов
семьи
он
должен
подобрать
картинки с изображением тех предметов, которые нужны матери для
приготовления
обеда
(продукты
питания,
кухонная
посуда ,
мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке
при вязании (спицы, моток шерсти).
Определенное
время
должно
быть
отведено
подвижным
играм.
Ребенок при этом учится лазить, бегать, ходить по выложенному на
полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия
помогут
ему
организовать
движения,
выработать
нормальную
походку. Дети должны уметь бросать мяч, переносить предметы с
одного
места
на
другое
и
др.
Постепенно,
по
мере
развития
ребенка,
игры
усложняются.
Усложнение
может
идти
за
счет
увеличения расстояния для пробега с мячом, увеличения числа
играющих, внесения в игру новых элементов.
Значительное
место
в
общей
системе
воспитательной
работы
с
детьми занимает обучение их бытовому труду. Очень часто родители
считают
своего
ребенка
не
способным
выполнять
даже
самую
элементарную
домашнюю
работу,
тем
самым
ставя
его
в
полную
зависимость
от
окружающих,
приучая
его
к
иждивенчеству.
Это
глубоко ошибочная позиция.
Ребенок
обязательно
должен
иметь
в
семье
определенные
обязанности, выполнять те или иные поручения. Например, уметь
пользоваться мусоропроводом, доставать из почтового ящика газеты,
журналы и т.д. Обязанности эти следует периодически менять, чтобы
поддерживать интерес к ним и развивать некоторую способность к
переключению в деятельности.
Практика работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта,
показывает,
что
им
доступно
выполнение
элементарных
видов
домашнего труда. В младшем возрасте их следует научить подметать
пол,
вытирать
пыль,
убирать
со
стола
и
мыть
посуду.
В
старшем
возрасте
они
в
состоянии
овладеть
мытьем
полов,
стиркой
и
глажением мелкого белья и т.д.
Обучая детей несложным трудовым навыкам, следует многократно
показывать
все,
что
они
должны
сделать,
объясняя
задание
понятными, простыми словами. Одни и те же слова и фразы надо
употреблять постоянно. Ребенку легче будет их усвоить. Иногда может
оказаться, что ребенок еще не готов к выполнению данной работы,
тогда на время от нее следует отказаться. Позднее можно попробовать
снова
обучить
ребенка
тому,
что
раньше
он
не
мог
усвоить.
При
обучении этой категории аномальных детей следует по возможности
полнее
использовать
такую
характерную
для
них
черту,
как
склонность
к
подражанию.
Повторяя
за
взрослым
те
или
иные
действия,
ребенок
через
некоторое
время
становится
в
состоянии
справиться
с
заданием
самостоятельно,
но
под
обязательным
контролем.
Необходимо
всячески
поощрять
стремление
детей
выполнить работу правильно. Еще раз подчеркнем: нельзя упускать из
виду
крупицы
положительного
отношения
к
заданию
-
даже
небольшие, подчас малозаметные успехи ребенка следует отметить и
положительно
оценить.
Многие
родители
откладывают
начало
коррекционной (направленной на преодоление недостатков развития)
работы, считая, что с возрастом дети разовьются и с ними будет легче
заниматься. В этих случаях к фактору глубокой умственной отсталости
ребенка присоединяется педагогическая запущенность, что еще более
усложняет
процесс
воспитания
и
обучения.
Начинать
занятия
с
ребенком надо как можно раньше и проводить их не эпизодически, а
регулярно.
Только
в
этом
случае
можно
добиться
определенных
положительных результатов.