Автор: Кудашева Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Приютненская многопрофильная гимназия"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, село Приютное
Наименование материала: Доклад " УДЕ на уроках математики"
Тема: Использование методики П.М.Эрдниева в начальной школе
Раздел: начальное образование
Как жаль, что уходят из жизни
такие великие педагоги,
о
которых
можно
бесконечно
говорить
прекрасные слова благодарности.
Я счастлива и горда тем, что являюсь современником такого яркого
дарования, ибо ярко то, что редко.
За годы работы в гимназии учителем начальных классов убедилась я в том, что
любой ребёнок, приходя в школу, хочет хорошо учиться. А перед учителем стоит
трудная задача – поддержать интерес к предметам, не дать ребёнку
разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания.
Желание учиться не пропадает только при условии, что ученик добивается
успехов в учёбе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что жизнь требует сознательного овладения
знаниями, учёба – самый серьёзный и кропотливый труд ребёнка.
Я убеждена в том, что сам процесс обучения должен иметь развивающий
характер и содержать в себе проблемные ситуации. Проанализировав свою
работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного
результата можно добиться, работая по принципу «обучая себя, обучить
ребенка».
Так что в современных условиях нельзя добиться положительных результатов,
не владея диагностикой, без профессионального роста, без углубления знаний
по педагогике и психологии, без освоения новых технологий.
Поэтому я поехала на курсы, познакомилась с академиком и прослушала его
лекции, он убедил меня в правоте своей теории уникальной методики
преподавания. Так на уроках я применяю технологию укрупнения
дидактических единиц (УДЕ). В научной литературе эту технологию называют
«живой родник мышления и творчества».
Методика Пюрви Мучкаевича Эрдниева заключается в одновременности
выполнения взаимно обратных действий: сложения и вычитания, умножения и
деления и т.д. Учёный исходил из того, что при раздельном обучении взаимно
обратных действий знания учащихся связаны лишь по вертикали, а при
использовании противопоставления – ещё и по горизонтали. Результатом
применения метода является экономия большого количества учебного времени,
а усвоение обучающимися материала становятся более прочными и
осмысленными. Чистая экономия времени равна 20-30%. Можно использовать
эту экономию для сжатия учебного процесса, а можно использовать
дополнительное время для углубления знаний, т.е. для развития учащихся.
Сегодня, как никогда, я считаю, актуален метод УДЕ. В век информации
программа по математике Пюрви Мучкаевича Эрдниева развивает творческие
способности учащихся, культуру мышления, создаёт действенные и
эффективные условия для развития познавательных способностей детей, их
интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора. Она
показывает, что наибольших успехов в усвоении математических знаний можно
достичь, если использовать набор специальных упражнений, сконструированных
в их чёткой логической последовательности, представляющих собой стройную
дидактическую систему.
Для внедрения новой дидактической системы, основанной на принципах
педагогического сотрудничества и технологии обучения укрупнёнными
дидактическими единицами, я использовала специальные пособия
«Укрупнение дидактических единиц как технология обучения», «Укрупнённые
дидактические единицы на уроках математики 3-4 класса», «Обучение
математике в начальных классах» и другие.
В учебниках материал даётся крупными блоками. Составление и решение
триады упражнений становится главным средством экономного и прочного
постижения математики. Понятия, отношения, операции сведены в пары,
каждая из которых берётся как одна и та же укрупнённая единица. В учебники
включены задания, требующие творческого диалога учителя и ученика по
самостоятельному созданию учеником собственной математической
информации (придумывание им по аналогии своих чисел, уравнений,
неравенств, задач, соответствующих заданным условиям).
Таким образом, педагог настраивается на применение активных методов
преподавания, а учащиеся – на активное усвоение и применение знаний.
Принципы укрупнения учебной информации реализуются посредством четырёх
идей:
*совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и действий;
* решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные;
* решение деформированных упражнений с одним или несколькими
неизвестными;
* усложнение предлагаемого материала.
Принципами технологии УДЕ можно считать следующие:
а) подача материала одновременно по трём каналам восприятия;
б) разнообразная деятельность на уроке;
в) эмоционально-образная подача материала, сопровождающаяся действиями.
2. Системный подход к преподаванию.
Каждое явление рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных
частей.
3. Принцип систематической диагностики результатов обучения, самоконтроль
учащихся и последующая корректировка работы учителя, т.е. осуществление
индивидуального подхода.
В процесс обучения включаются творческие задания, позволяющие создать
ситуацию успеха для каждого ребёнка. В процессе изучения нового материала
мы вместе с детьми составляем «опорные конспекты» - условные записи,
которые в компактном виде содержат основные теоретические знания и должны
быть понятны и посильны для запоминания каждому ребёнку. При решении
текстовых задач, уравнений и выражений большую помощь оказывают схемы.
Более подготовленным детям, которые работают быстрее других, я предлагаю
самостоятельно составлять схемы к выражениям. Учебники,
использующие технологию УДЕ, объединены идеей обучения детей
математическому творчеству. На мой взгляд, направление УДЕ весьма
перспективно для учителей начальных классов.
Анализируя свою работу по УДЕ, я сделала определённые выводы:
а) ученики успешно осваивают программу, учатся с большим интересом и
хорошими результатами;
б) знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются учащимися;
в) у учеников хорошая память, мышление, внимание, воображение;
г) используя УДЕ, я получила значительный выигрыш во времени.
Таким образом, активная умственная деятельность – одно из основных условий,
которое обеспечивает технология УДЕ. За счёт широкого применения принципов,
реализующих УДЕ, постигаются азы логического мышления. Применение УДЕ
позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения, повысить
интеллектуальный уровень учащихся.
Освоение технологии УДЕ обеспечивает повышение качества усвоения большего
объёма программных знаний за меньшее время, что является
здоровьесберегающим фактором обучения учащихся, даёт возможность
интегрировать предметы разных образовательных областей для создания
целостной картины окружающего мира.
На уроках математики я использую задачи с экономическим содержанием.
С помощью задач прививаем экономические особенности, что очень важно в
современных условиях. Составным элементом экономического воспитания
является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к
окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Обучающиеся с
первых дней обучения в гимназии должны осознавать, что все окружающие их
материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей,
затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.
Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в
промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений, и, кроме
того, осознать важность профессий рабочего, хлебороба, фермера,
предпринимателя и других.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в
содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о
природе и сохранении её богатства, о преимуществах в условиях труда и его
оплаты за результат труда. Следует отметить, что большинство задач,
включенных в учебники математики, являются задачами с экономическим
содержанием. При их решении дети обучаются элементарным расчётам,
оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки,
предпринимательской деятельности и составляют задачи из своих наблюдений.
Приведу в качестве примера задачи такого рода:
1.Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 кв.м.).Какова масса чеснока,
собранного с участка длинной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получил
фефмер, если чеснок был продан по 80 р. За кг, а на покупку семян он затратил
160 р.?
2.Отец получает 25.000 р в месяц, а мама – 8.000 р. Сколько денег они
зарабатывают в год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год, купить
автомобиль за 300.000 р., если половина зарплаты уходит на бытовые расходы?
3.Мама получает 10.000 р в месяц, а папа 35.000 р. В семье 3 человека. Сколько
рублей в среднем приходится в месяц на каждого члена семьи? Прожиточный
минимум составляет 7.300 р. Достаточно ли денег для проживания этой семьи?
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети
небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней
утвари, личным вещам и своему здоровью. Это обусловлено занятостью
родителей в общественном производстве и далеки они от семейного быта.
Дети без учителя не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя
вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этой проблемы в
экономическом воспитании можно решать задачи, в которых говорится о
средствах, затраченных на покупку лекарств, предметов повседневного
пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета гимназии,
района, республики и страны.
Приведу в качестве примера несколько задач:
1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в
негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они
заплатили 8.000 р., а за её установку – ещё 1.000 р. Сколько всего денег
заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке
новой двери участвовали 9 семей?
2. На аллее парка было посажено 70 деревьев, но вскоре 10 деревьев были
поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Подсчитайте, какой убыток
понёс район, если за покупку каждого дерева было заплачено 580 р ?
3. В здании за год было разбито 10 стёкол. Одно стекло стоит 1.000 р., затраты
на перевозку из магазина составили 300 р., а на остекление рам – 1000 р.
Сколько денег было потрачено учреждением на ремонт окон? Сколько учеников
не смогло сходить на экскурсию в музей, если один билет стоит 100 р.?
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с
экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для
чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои народных сказок.
Например:
1.Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом
тереме, и задумали они построить новый. Подсчитали, во что обойдётся
строительство: фундамент заложить – 100.000 р., стены поставить 360.000 р.,
крышу установить – 200.000 р., отделать изнутри – 240.000 р. Половину этой
суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в
сбербанк, если за использование кредита должны дополнительно уплатить 1/5
часть от суммы кредита?
При решении подобных задач обучающиеся усваивают экономические понятия,
которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами
задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и
логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с
которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение
задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает
активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-
нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и
словарный математический и экономический запас учеников, закладывает
зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности,
необходимых будущим предпринимателям.
Систематическое решение задач на уроках математики поможет преодолеть
имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом,
так как посредством экономических знаний гимназия готовит маленького
человека к жизни уже в раннем детстве.
Сейчас я работаю с детьми с ОВЗ и тоже на уроках частично использую методику
УДЕ, блоками изучаем материал, тем самым даю больше времени на
запоминание нового материала. Я считаю, что на уроках математики учителю в
своей работе с детьми с ЗПР необходимо следовать следующим принципам:
прежде, чем объяснить - необходимо заинтересовать; прежде, чем заставить
действовать - подготовить к действию; прежде, чем сообщить что-нибудь новое -
вызвать это ожидание нового.
Применяю дифференцированные задания с учетом особенностей каждого
ребенка, они помогают мне восполнить пробелы в их знаниях и заложить основу
для дальнейшего изучения курса математики. Дети с большим интересом
включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть
секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать,
сгруппировать, выразить математические отношения в зависимости любым
доступным им способом, например:
1) игра " Магазин" (взвешивание, работа с %);
2) игра "Составь фигуру" (по шаблону выложить из геометрических фигур
картинку);
3) игра " Накорми друзей" (деление целого на части);
4) " Соедини по точкам" (порядковый счет);
5) " Найди отличия" (игра на внимание):
6) " Найди недостающее число".
7) различные кроссворды, головоломки, ребусы, занимательные задачи, задачи -
шутки и многое другое.
«Укрупнение дидактических единиц, - писал П.М.Эрдниев – это путь
повышения сознательности усвоения знаний посредством разумного
сочетания логической (словесной) и образной (рисуночный) подачи одного и
того же содержания»
Правило УДЕ: не повторение, а преобразование
Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу
реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения
вперед. Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена
особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку
достойного образования с учетом его индивидуальных потребностей.
МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия»
Доклад
Тема
: «
Использование
УДЕ
на
уроках
математики
в
начальной
школе
»
Подготовила
учитель начальных классов
Кудашева Т.П.
с. Приютное,
2019год