Автор: Лаптева Надежда Михайловна Должность: преподаватель Учебное заведение: филиал ТИУ в г.Тобольске Населённый пункт: город Тобольск Наименование материала: статья Тема: Роль декабристов в общественной жизни Тобольска Раздел: полное образование
Актуальность темы
Движение декабристов… Восстание декабристов…Декабристы… На
пороге 190-летнего юбилея одно из интереснейших событий отечественной
истории приобретает особое значение. Время, когда пересматриваются
многие страницы российского прошлого, рушатся одни исторические
авторитеты и поднимаются на щит иные, попытка части прогрессивных
российских дворян повести страну по иному пути развития, представляется
особенно актуальным
Цель данной работы: проследить роль декабристов в общественной
жизни города Тобольска; связь декабристов с семьей Менделеева.
В связи с целью исследования поставлены задачи:
1.Изучить исторические источники по данной теме, систематизировать
материал по пребыванию декабристов в тобольской ссылке;
2.Проследить связь декабристов с семьей Менделеевых;
Методы исследования. Исследование основано на принципах
историзма, научной объективности, системности, целостности.
- работа с историческими источниками;
- обработка информации;
-систематизация фактов.
Практическая значимость: материалы работы могут быть
использованы для создания экспозиции музея, на уроках по изучению
истории родного края при проведении внеклассных мероприятий.
Сумрачныей зимний петербургский день. Стоячее каре у «Медного
всадника», в свое время взбыбившего Россию. Через сто лет новая попытка
дворян изменить форму правления в стране. Но не согласованность и
ограниченность действий одних, невыполнение крайне неподготовленного
плана восстания другими, «оторванность от народа», и… загремели картечью
пушки.
Выросшие из недр Великой французской буржуазной революции
движение декабристов имело свои российские корни и российское
воплощение, что позволило бывшему генерал-губернатору Москвы Ф.
Растопчину, образованному и талантливому публицисту, но язвительному и
циничному человеку, после восстания воскликнуть: «Я понимаю революцию
во Франции – там сапожники захотели стать князьями, но не понимаю
революции в России – здесь князья захотели стать сапожниками». Множество
раз политики и историки, простые российские люди с сочувствием и
недоумением спрашивали себя: что надо было этим знатным людям, этим
представителям правящего класса, всеми привилегиями?
И каждый находил свой, как ему казалось, правильный ответ на этот
факт российской истории.
14 декабря 1825 года…
День гордости…
День печали…
Первое вооруженное и программное выступление в России потерпело
поражение, сто двадцать один декабрист был осужден « по делу 14 декабря».
Пять наиболее активных членов движения: П.Пестель, К.Рылеев,
С,Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин и П.Каховский были казнены.
Шпаги, сломанные над головами декабристов, были знаком
гражданской казни. Срывая с них эполеты и ордена, Николай Первый
перечеркивал, вымарывал из истории всю их прежнюю жизнь. Большая
часть участников восстания была сослана в Сибирь на поселение и
каторжную работу. По мере окончания сроков наказания по царским
амнистиям декабристы были расселены на просторах Восточной и Западной
Сибири.
В Тобольской губернии, крае, протянувшимся от приполярной тундры
до казахских степей, в разное время проживали сорок декабристов,
пятнадцать из которых, самая большая декабристская колония после тюрьмы
Петровского завода, непосредственно в Тобольске.
Оказавшись оторванными от политической борьбы, разбросанные по
малолюдным сибирским просторам, эти « богатыри, кованые из чистой
стали», и в новой для себя жизни остались верны идеалам юности.
Сохранили свои нравственные начала. Даже в условиях постоянного
полицейского надзора и всевозможных ограничений, декабристы два с
половиной десятилетия влияли на жизнь губернского города и вносили
особую свежесть в тобольское общество.
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города.
Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. И
это не удивительно, если учесть, что «цвет всего, что было образованного в
России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь», а Пушкин, говоря о
пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь «страной
умных людей».
Значительным событием в городе стало открытие в Сибири женской
школы. Продолжая традицию, заложенную в Ялуторовске И.Д.Якушкиным,
тобольское общество при участии декабристов А.М.Муравьева и П.Н.
Свистунова открыло в 1852 году женскую школу, позднее преобразованную в
Мариинскую гимназию. Александр Михайлович на свои средства приобрел
для школы помещение, где занимал должность «казначея и эконома». После
его смерти дело на этом поприще продолжил Петр Николаевич Свистунов,
писавший: «… у меня от этой школы нисколько досуга нет не только писать,
но и почитать»
Большой любовью жителей города пользовались декабристы-медики
Ф.Б.Вольф и П.С.Бобрищев-Пушкин.
Когда в 1848 году в городе вспыхнула жестокая эпидемия холеры,
унесшая в 40 дней шестьсот человеческих жизней, врачи-декабристы активно
боролись за жизни тоболяков. Им на помощь поспешили семьи других
ссыльных, организовавшие в своих домах небольшие лазареты. Позднее
Н.Д.Фонвизина, вспоминала: « Не знали ни скуки, ни усталости от трудов».
В 40-50 годах некоторые декабристы получили разрешение на
государственную службу. Это была единственная официальная форма
деятельности ссыльных. В Тобольском губернском правлении в разные годы
служили А.Н.Муравьев, С.М.Семенов, И.А.Анненков, А.М.Муравьев,
П.Н.Свистунов.
Поступив на службу, декабристы использовали все возможности для
социальной защиты крестьян и бедноты, боролись с казнокрадством и
взяточничеством. Будучи сами людьми принципиальными, честными,
морально чистыми, они выгодно отличались от большинства сибирских
чиновников.
Чрезвычайно богатой была интеллектуальная жизнь сосланных дворян
в Тобольске. И это не удивительно: здесь жили теоретики декабризма и
философы М.А.Фонвизин, А.П.Барятинский, В.И.Штейнгель, выступавшие
за отмену крепостного права и в своих трудах критиковавшие недостатки
государственного устройства России.
В 60-70 годы идеи декабристов общественно-политическим движением
были подняты на новую высоту. В России формировались новые буржуазные
и демократические взгляды. Одним из примеров этого подъема явилось
создание в Тобольске в 1870 году одного из старейших сибирских музеев,
ставшего крупным научным и просветительским центром Сибири.
В Тобольске продолжала звучать поэтическая лира человеколюбия и
сострадания декабристов-поэтов В.К.Кюхельбекера, Н.А.Чижова,
П.С.Бобрищева-Пушкина и др. Литературные и музыкальные вечера,
совместные чтения получаемых писем, обсуждение острых социальных
произведений литературы, не менее острых революционных событий 1848
года в Европе и героической обороны Севастополя делали дома Фонвизиных,
Муравьевых и Свистуновых центрами культурной и политической жизни
города, где частыми гостями были и местные жители.
Особенно близок с декабристами был известный в городе педагог, автор
сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершов. Достаточно осторожный и
осмотрительный человек, он был знаком и дружен со многими из них.
Много времени и забот уделил Петр Павлович приехавшему на лечение
в Тобольск бывшему лицеисту и талантливому поэту В.К.Кюхельбекеру. Он
часто навещал больного поэта, читал ему вслух и подолгу беседовал,
отвлекая его от тяжких дум. «Спасибо друзьям, они не оставляли его в
грустные минуты… Ершов читал ему беспрестанно различные сочинения,
рассуждал с ним», - вспоминала впоследствии вдова Кюхельбекера.
Кумиром тобольских декабристов был Александр Сергеевич Пушкин.
Его стихи звучали как гимн утраченной свободе, как песня, рассказывающая
о днях, проведенных в кругу друзей и родных. На стихи Пушкина композитор
А.А. Алябьев, сын Тобольского губернатора, сочинял музыку. Один из
концертов состоялся в здании Тобольской гимназии. Возможно, на этом
концерте исполнялись романсы «Разлука», «Вечерний звон», «Иртыш»,
включенные композитором в цикл «Северный певец». В Тобольске Алябьев
написал также музыку к «Кавказскому пленнику», романс «Пробуждение» на
стихи Пушкина. Позже о Пушкине рассказывал тобольским гимназистам
учитель словесности П. П.Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок», очень
высоко оцененной великим поэтом. Со стихами Пушкина, обращенными к
декабристам, уехал в 1849г. Из Тобольска юный Менделеев. Эти стихи
хранились переписанными от руки в его тетради, которой были доверены
сокровенные юношеские мысли, народная песня и кольцовская «Русь».
Теплыми узами дружбы с декабристами была связан тобольская семья
Менделеевых. Глав семьи Иван Павлович был в свое время учителем и
наставником Г.С. Батенькова, декабриста – тоболяка, единственного
представителя Сибири в декабристском движении, человека труднейшей
судьбы. Поэтому идеи декабризма ему были близки и понятны. Старшая дочь
Менделеевых Ольга Ивановна вторым браком была замужем за декабристом
Н.В. Басаргиным. Он был не только родственником, но и старшим другом Д.
И. Менделеева. Пока Дмитрий жил в Тобольске, они часто встречались, а
потом постоянно переписывались. В эти годы Менделеев вел обширную
переписку с родными и знакомыми, оставшимися в Сибири. Регулярная
переписка существовала между ним и его старшей сестрой Ольгой
Ивановной и ее мужем декабристом Н.В. Басаргиным. В их подробных
письмах сообщаются, в частности, новости о жизни знакомых Менделееву
декабристов: И. И. Пущина, И. Д. Якушкина и др. Таким образом, уже в
детские и отроческие годы Д. И. Менделеев получил возможность не только
общаться с передовыми людьми своего времени, но и познакомиться с их
взглядами на острейшие вопросы, связанные с будущим России.
Позднее он писал: “Тут жили почтенные и всеми уважаемые
декабристы Фонвизины, здесь Анненковы, тут Муравьёвы, близкие
нашей семье. Уже нет никого из тех в живых, и можно говорить, что
семьи декабристов придавали Тобольской жизни особый отпечаток,
наделив её светлыми воспоминаниями. Память о них до сих пор живёт в
Тобольске”.
Заключение
Роль декабристов в истории и культуре города невозможно
переоценить. Тобольск впервые увидел сразу столько блестяще образованных
людей. Лучшие представители Тобольской интеллигенции, духовенства и
купечества находились в близких дружеских отношениях с декабристами и
их семьями, оказавших самое благотворное влияние на них и их детей.
Огромную роль сыграли ссыльные декабристы в общественной жизни
Тобольска, открыв девичье приходское училище, занимаясь бесплатной
медицинской практикой, находясь на государственной службе, участвуя в
культурных мероприятиях города (театральные постановки, музыкальные
вечера), занимаясь благотворительностью. Первые революционные борцы
против самодержавия «герои первого пробуждения в России» - декабристы не
только совершили свой благородный и самоотверженный подвиг на
Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Творческая деятельность
дворянских революционеров – одна из ярких страниц русской литературы
XIX века. Развивая в основном боевую, гражданскую линию, декабристы и в
своих художественных произведениях были глашатаями освободительных
идей. Декабрьская катастрофа не прекратила активной писательской
деятельности декабристов, их творчество не угасло. Ни нравственные и
физические страдания, ни тяжелые материальные обстоятельства не сломили
их благородного энтузиазма, не истощили духовные силы. И в тяжелые годы
каторги, и во время последующей ссылки многие декабристы занимались
творческим трудом. «Лихорадочная жажда деятельности у многих нашла
достаточную пищу в умственных занятиях»,- писал Д. И. 3авалишин».
Прогрессивные идеи декабристов распространялись в городе на
протяжении двадцати пяти лет, и долго, с благодарностью среди старожилов
вспоминалось их пребывание в городе. Частная их жизнь, отмеченная
высокой нравственностью, стала частичкой истории Тобольска, поднимая его
духовную культуру. Именно этому городу Россия обязана целой плеядой
выдающихся и передовых людей: П. П. Ершов, Д. И. Менделеев, М. С.
Знаменский, Н. И. Наумов и другие.
Интеллектуальная активность декабристов ярко проявилась на
поселении в Тобольской губернии. Они были в курсе общественных событий
эпохи, новостей, литературы, искусства. Этому способствовали книги,
журналы, газеты, письма от родных и друзей, получаемые декабристами из
Европейской России благодаря помощи многих сочувствовавших им людей, а
также общение с сибирской интеллигенцией.
Н. В. Басаргин в своих «Записках», в разделе, посвященном Сибири,
назвал ее «замечательной страной».
«Сибирь на своем огромном пространстве, - писал Н. В. Басаргин, -
представляет так много разнообразного, так много любопытного, ее ожидает
такая блестящая будущность, если только люди и правительство будут уметь
воспользоваться дарами природы, коими она наделена, что нельзя не
подумать и не пожалеть о том, чего до сих пор мало обращают на нее
внимание».
И. говоря, об уважении и любви россиян к этим людям, вспомним слова
поэтессы ХIХ века Е. П. Ростопчиной: «Их памятник в сердцах Отечества
сынов».