Автор: Фролова Нелли Артёмовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Брусничка" Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Край мой северный, край мой любимый" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Край мой северный, край мой любимый»
Информацию подготовила: воспитатель
МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка»
ЯНАО, г. Салехард
Н.А. Фролова
«Нас в любое время года учит мудрая природа.
Птицы учат ПЕНИЮ , Паучок – ТЕРПЕНИЮ .
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас ЧИСТОТЕ .
Учит солнце ДОБРОТЕ .
И
п р и
в с е й
о г р о м н о с т и
о б у ч а е т
СКРОМНОСТИ .
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ .
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ – учит
Крепкой ДРУЖБЕ!»
(В.Орлов. «Живой букварь»)
«Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище,
место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём.
Их
дошкольной
педагогике
появлялось
новое
направление
воспитания
-
экологическое воспитание. Считается, что человек на протяжении всей своей
жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился. И даже если судьба
забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой духовной
нитью. Всякий раз, мысленно возвращаясь туда, открывает для себя источник
вдохновения и силы» (Владимир Ганчёрко).
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической
культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или
собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное
и полюбоваться красивыми цветами.
Научить
чувствовать
красоту
родной
земли,
уважать
и
гордиться
людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко
всему, что окружает ребёнка с детства — одна из главных задач педагогов,
родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и
стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину — значит знать её,
знать,
прежде
всего,
свою
малую
Родину.
Используя
в
работе
с
детьми
краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые
сохраняются
на
всю
жизнь
и
служат
духовному
развитию
личности.
Краеведение — социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его
значение
трудно
переоценить:
воспитывая
детей
на
событиях,
тесно
связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Знакомство
с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет
лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой
Родины.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в
котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть
познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша
главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно
доступно
объяснить
ребенку,
что
ломать
ветку
дерева
нельзя,
особенно
зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее.
Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить
зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её
красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа нашего края преображается, и мы радуемся каждой
новой травинке и новым листочком.
Мы все тянемся к природе, чтобы
отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы
взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько,
сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие
не
трогайте.
Они
нужны
животным,
они
ими
питаются
и
лечатся.
Как,
например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте
его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали
в тундре на Ямале, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы
нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы
взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все,
что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам
будет
класть
туда
корм.
Хотите
порадовать
ребёнка,
заведите
ему
попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как
правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть
мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе
животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь
животные и доверяют людям.
Пожелание вам -
воспитывать у детей чувство сострадания, учите
видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок
будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не
пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и
к вам взрослым.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю
родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и
почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и
постепенно отмирают.
Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с
гнезда.
Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца,
птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, познакомить
ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети
легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник
и
др.
Таким
образом,
каждый
ребенок
должен
хорошо
знать
правила
обращения с объектами природы.
Важно
создать
эмоциональный
контакт
ребенка
с
природой:
пусть
самостоятельно
побродит,
отыщет
что-то
необычное,
тихо
посидит
на
пригорке,
послушает
пение
птиц
или
журчание
ручья,
просто
поглядит
вокруг себя.
Какими будут наши дети, зависит от нас!
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу нашего
края, сохранил зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую
воду- это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь
наши богатство на Ямале нам должны помочь наши дети.