Напоминание

"Графическая подготовка школьников в рамках ФГОС"


Автор: Солдатова Вера Васильевна
Должность: учитель информатики и технологии
Учебное заведение: Школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Графическая подготовка школьников в рамках ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Графическая подготовка школьников в рамках ФГОС

За многовековую историю графической культуры в ее недрах был выработан

графический язык делового общения. Знание его может стать одной из преимущественных

характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения

образования.

Большое значение графический язык приобретает в рамках ФГОС, стратегические

цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее

статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить

поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный

уровень графической подготовки учеников.

Современные

требования,

предъявляемые

к

выпускнику

общеобразовательной

школы, обуславливают необходимость усиления графического образования, являющегося

частью

общего

образования

современного

человека.

В

связи

с

этим,

актуальным

становится рассмотрение графического образования школьников с позиций достаточности

для адаптации выпускника общеобразовательной школы к условиям жизни и трудовой

деятельности в современном обществе. Графическая культура школьника - совокупность

знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и чтения

информации,

ее

сохранению,

передачи,

преобразования

и

использованию

в

науке,

производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а

также

совокупность

графических

умений,

позволяющих

фиксировать

и

генерировать

результаты репродуктивной и творческой деятельности.

Повышению

качества

графической

подготовки

учащихся

в

большой

степени

способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения

знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее

совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства

обучения.

Повышение

эффективности

обучения

черчению

в

рамках

предмета

«Технология» во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов,

дидактических игр и компьютерных технологий.

Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека

умения пользоваться персональным компьютером.

Если использовать компьютерные технологий обучения при изучении черчения, то:

– активизируется процесс обучения;

– формируются навыки работы с компьютером;

– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;

– формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;

– экономия времени урока;

– возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на

его объяснение;

– сокращается время на подготовку к уроку.

В современной школе компьютерный класс, оснащенный интерактивной доской,

мультимедийным проектором – это норма.

Мой класс оборудован 30-ю рабочими станциями, интерактивной доской MIMIO,

мультимедийным

проектором.

На

уроках

технологии

ученики

выполняют

чертежи

и

наглядные изображения в программе КОМПАС-3 D LT.

Проекты MIMIO,

как

наглядные

пособия,

помогают

мне

излагать

учебный

материал,

развивают

навыки

наблюдения

и

анализа

формы

предметов,

обеспечивают

прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. Десятилетия назад, я

1

использовала

наглядные

пособия,

которые

изготавливала

сама.

Это

были

чертежи

и

наглядные изображения деталей, выполненные на картоне, ватмане. На классную доску я

прикрепляла

их

при

помощи

магнитов.

Чтобы

поменять

одно

пособие

на

другое

необходимо время. Сейчас одним кликом компьютерной мыши я меняю изображения на

доске. Многие учителя используют в своей работе информационные технологии, чаще

всего это компьютерные презентации. Что такое презентация. На смену диафильмам,

диапозитивам пришли диапозитивы, но уже в новом обличье и под новым названием –

«слайды».

Презентация

(от

английского

«presentation»

представление)

это

набор

цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить

произвольную текстовую и графическую информацию. В школах с помощью программ

типа MS PowerPoint, входящую в пакет MS Office, можно создавать и демонстрировать

учебные

презентации. Специфическое назначение приобретают презентации на всех

этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет

на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом – решение (поэтапное

его выполнение). Но для меня это уже пройденный этап.

Интерактивность проектов, выполненных в программе MIMIO – это сегодняшний

день. Интерактивная доска представляет собой большой сенсорный экран, работающий

как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора

изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной

доски. В этом случае доска выступает как экран. С проецируемым на доску изображением

можно работать, вносить изменения. Все изменения записываются в соответствующие

файлы на компьютере, могут быть сохранены и в дальнейшем отредактированы. Учитель

не привязан к компьютеру, так как вместо компьютерной мыши доской можно управлять с

помощью

специального

стилуса.

Современный

ученик

быстро

осваивает

новые

технологии

и

работать

стилусом,

а

не

мелом

у

доски

вызывает

интерес.

Используя

различные инструменты MIMIO можно сделать урок более насыщенным, интенсивным.

Интерактивные

проекты

позволяют

сократить

время

изложения

нового

материала,

повторения,

закрепления

изученной

темы,

или

при

проверке

домашнего

задания.

Соответственно больше времени на уроке останется для выполнения практических и

графических работ.

Используя

проекты MIMIO,

я

составляю

задания

для

индивидуальных

практических

работ

по

вариантам

для

закрепления

пройденной

темы.

Один

вариант

задания разбираю с учениками на доске, а затем учащиеся выполняют подобное задание

на персональных компьютерах индивидуально. Демонстрируемый вариант будет служить

образцом для правильного графического исполнения работы.

Рис. 1 Вариант задания для учащихся Рис. 2 Вариант выполненного задания

Например,

мы

проходим

тему

«Сечения»,

индивидуальные

задания

содержат

чертеж

детали

с

указанием

места

рассечения.

Учащиеся

должны

достроить

фигуру

сечения, обозначить ее на чертеже. Ученику не надо затрачивать время на копирование

чертежа задания в рабочую тетрадь, а затем на его выполнение. На компьютере надо

только

достроить

чертеж.

Больших

трудностей

работа

с

инструментами MIMIO

у

учащихся

не

вызывает,

так

как

обычно

уже

имеется

опыт

работы

с

графическими

редакторами.

На

таких

уроках

учитель

может

предупреждать

многие

графические

ошибки, ускорять процесс выполнения заданий.

2

Сегодня,

с

введением

стандартов

ФГОС,

возникла

объективная

необходимость

пересмотра

целей,

содержания,

методов,

средств

графического

образования

подрастающего

поколения,

способного

обеспечить

устойчивое

воспроизводство

и

развитие материального и интеллектуального потенциала страны на основе современных

и н ф о р м а ц и о н н ы х

т е х н о л о г и й .

Каждый выпускник школы должен иметь представление о классических и современных

системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами

отображения, применять программные средства для создания графических изображений,

иметь

общее

представление

о

проектной

деятельности

(инженерно-конструкторской,

дизайнерской, архитектурно-строительной и др.).

Солдатова Вера Васильевна, учитель черчения, школа № 619 Калининский район Санкт-

Петербурга.

3



В раздел образования