Напоминание

Методы и приемы экологического воспитания детей с НОДа


Автор: Кожевникова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д\с № 182"
Населённый пункт: г. Магнитогорска, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы экологического воспитания детей с НОДа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы экологического воспитания детей

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в

комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость

комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей,

характером воспитательно

-образовательных задач, которые решает воспитатель.

Практические методы обучения

Моделирование

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное,

обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему

изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как

метод ознакомления детей с природой.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по

построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний

об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих

между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами,

схематическими изображениями, знаками.

Опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются

несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально

организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста

растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых

растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение

нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе,

развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается

причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды,

растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми

причинно-следственных связей.

Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах

воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети

получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и

цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Ознакомление детей с природой в играх

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. В

практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе

дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления

о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям

оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних

признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать,

вызывают эмоциональное отношение к природе.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки

(«Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о

растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания,

имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о

свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и

прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле»,

«Нужно – не нужно» и др.

Подвижные игры природоведческого характерасвязаны с подражанием повадкам

животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют

знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.

Экспериментальные игрыпозволяют убедиться в достоверности физических и природных

явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы»,

«В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно

использовать соревновательные игры, игры-путешествия.

Наглядные методы обучения

Наблюдение

Наблюдение является основным методом экологического воспитания.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или

менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений

природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и

качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов

(растений, животных), сезонных наблюдений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует

специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы,

предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между

отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и

конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью

воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует

сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени,

объему и содержанию.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей

приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а

значит решению одной из важных задач умственного воспитания.

Наблюдение может проводится как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со

всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей

наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Использование иллюстративно-наглядного материала

Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный

материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии,

диафильмы, кинофильмы, презентации.

Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления

детей, полученные в ходе восприятия природных явлений. С его помощью можно

формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в

данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних

животных других климатических зон можно только на картине или посмотреть кинофильм о

данном животном.

Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели

используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное,

конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте,

явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых,

неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания

знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него

определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставить явления природы,

размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи. Составляя рассказ,

воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и

новых, обогащающих их речь.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это

помогает детям понять его смысл.

Использование художественной литературы

Чтение художественного произведения детям помогает воспитателю обогащать их знания,

учить глубже всматриваться окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно

достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Нина

Михайловна Павлова – ученый-растениевод - в течение 20 лет вела фенологические

наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и

лиловый». Виталий Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей показывает

сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в

занимательной, высокохудожественной форме («Лесная газета», «Как муравьишка домой

спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.). В каждой книге о природе заложены идея

ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и

защищать, изучать природу.

Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением,

экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе,

формирования отношения к природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей.

Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и

итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к

предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить

связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы

с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях,

полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях,

существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе,

полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д.

Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится

по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти

представления усвоены всеми детьми.

Проектный метод

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике

наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть

необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий

является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику

дошкольных образовательных учреждений.

Особенностью проектных мероприятий является то, что они носят интегрированный

характер, решают комплекс образовательных задач, вовлекая детей в деятельность,

относящуюся к разным образовательным областям. Другая особенность состоит в том, что

реализация проектов, как правило, занимает длительное время и завершается созданием

«продукта» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение

приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности,

результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает

дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно

осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается,

учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.

Что представляет собой проектная деятельность природоведческой направленности, вы

узнаете, ознакомившись с некоторыми проектами, реализуемых в нашем дошкольном

отделении.



В раздел образования